Накануне сокращения экспорта Юралса цена нефти показывает рост

| новости | печать

Агентство Argus сообщает, что отгрузки танкерных партий Юралс в апреле повысятся на 371,5 тыс. барр./сут. по сравнению с I кварталом, до 2,13 млн барр./сут. (8,9 млн т). Это станет максимальным уровнем с июня прошлого года — 2,38 млн барр./сут. (9,92 млн т), когда морские отгрузки выросли в результате приостановки экспорта по «Дружбе» из-за загрязнения сырья органическими хлоридами.

По договоренностям с ОПЕК+, такой рост сменится заметным снижением в мае, когда отгрузки сократятся до минимального уровня с декабря 2014 г. — 1,289 млн барр./сут. (5,56 млн т).

Пока наблюдается, что план сокращения добычи и отгрузки срабатывает. Информация о сокращении экспорта привела к росту стоимости сорта. Так, Юралс с отгрузкой из балтийских портов 28 апреля подорожал на 5,15 долл./барр. относительно начала месяца. Скидка сменилась премией в размере 0,40 долл./барр. (cif Роттердам). С ноября 2019 г. сорт стабильно торговался со скидкой к эталону.

Стоимость партий Юралс по 80 тыс. т с отгрузкой из Новороссийска также увеличилась на 5,05 долл./барр. относительно минимального уровня 9 апреля, до премии 0,05 долл./барр. (cif Аугуста). В последний раз сорт продавался в Средиземноморье с премией в феврале.

Поддержку ценам на Юралс, замечает Argus, оказывает также укрепление спроса на сорт в Китае на фоне ослабления карантинных мер. В эту страну было отгружено более 2,1 млн т (около 24%) Юралс с отправкой в апреле. В январе — марте отгрузки в Китай в среднем составили около 1,34 млн т/ месяц.

Одной из причин увеличения экспорта в апреле стало сокращение загрузки российских НПЗ на 430 тыс. барр./сут. относительно уровня января — марта, до 4,6 млн барр./ сут. (19 млн т), из-за ремонтов и ослабления экономической активности в связи с распространением Covid-19, по предварительным данным Argus.

Морской экспорт подстегнула Белоруссия. Отгрузки Юралс из морских портов увеличились в I квартале на 111 тыс. барр./сут. (1,2 млн т) относительно IV квартала, до 1,87 млн барр./сут. (23,66 млн т), по данным судовых агентов. Многие компании направили в порты объемы, которые ранее были предназначены для поставки в Белоруссию. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года экспорт Юралс повысился на 73 тыс. барр./сут. (1,16 млн т). Поставки Юралс по сравнению с октябрем — декабрем выросли из Усть-Луги и Приморска, тогда как отгрузки из Новороссийска, напротив, немного сократились.

По данным Argus, в наибольшей степени увеличил экспорт «Лукойл»: на 1,18 млн т относительно октября — декабря, до 4 млн т. Ранее компания поставляла на Мозырский НПЗ (Белоруссия) 600—800 тыс. т/квартал, тогда как в январе — марте такие отгрузки не осуществлялись. Помимо этого, компания снизила поставки по трубопроводу «Дружба» в связи с ремонтом на НПЗ венгерской Mol в Сазхаломбатте в феврале. «Сургутнефтегаз» повысил морские отгрузки Юралс на 480 тыс. т по сравнению с IV кварталом, до 4,4 млн т, преимущественно из Приморска. Компания в прошлом году поставляла на Новополоцкий завод около 600—700 тыс. т/ квартал, а в минувшем квартале таких отгрузок не было. «Роснефть» увеличила морской экспорт Юралс только на 260 тыс. т относительно IV квартала, до 9,2 млн т: компания нарастила экспорт из Усть-Луги на 1,1 млн т, до 3,5 млн т. «Роснефть» получила возможность отправить из балтийских портов около семи дополнительных партий, не предусмотренных графиком. Рост в Усть-Луге был частично нивелирован снижением поставок из Приморска и Новороссийска.

А вот малые производители уменьшили поставки Юралс почти на треть: на 280 тыс. т, до 640 тыс. т. Торговая компания Marsa Energy, формирующая сборные грузы в балтийских портах из ресурсов «Татнефти», компаний группы «Сафмар» и малых производителей, в течение двух месяцев не смогла набрать объемы, достаточные для отправки танкерными партиями.

Кроме того, казахстанские производители сократили отгрузки сорта примерно на 240 тыс. т относительно IV квартала, до 3,4 млн т. Снижение было вызвано сокращением экспорта в феврале — марте из-за загрязнения нефти хлорорганическими соединениями в Актюбинской области.

Поставки сырья из ресурсов остальных поставщиков изменились незначительно. Основной объем Юралс в I квартале впервые был отправлен в Китай — 4 млн т против 2,5 млн т в октябре — декабре. В январе было отгружено более половины этого объема — 2,3 млн т, в то время как в феврале поставки сократились до 520 тыс. т в связи с распространением в стране Covid-19. В марте спрос на сорт начал восстанавливаться — отгрузки Юралс составили около 1,2 млн т.

Ослабление спроса на нефть в Китае, а затем и в Европе из-за пандемии коронавируса привело к удешевлению стоимости Юралс в прошлом квартале. Ситуацию усугубил и развал сделки ОПЕК+ в марте. В результате стоимость Юралс в Северо-Западной Европе (СЗЕ) в среднем снизилась в I квартале до скидки 2,33 долл./барр. (cif Роттердам) относительно Североморского датированного по сравнению с 1,43 долл./барр. — кварталом ранее. Стоимость сорта в начале года поддержал укрепившийся спрос на сырье в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в преддверии празднования Нового года по лунному календарю. Если в начале января скидка на Юралс составила 4,55 долл./барр., то к середине февраля уменьшилась до 0,20 долл./барр. Но затем падение спроса привело к удешевлению сорта к концу марта до скидки 4,75 долл./барр. — максимальной с июня 2008 г.

Заметное удешевление сорта, а также рекордные скидки на Брент к сорту Дубай укрепили интерес к арбитражным поставкам Юралс в Китай, где восстанавливается переработка. Около 75% всех объемов, отправленных в Китай в I квартале, поступило в северо-китайские порты Циндао (пров. Шаньдун), Цзиньчжоу (пров. Ляонин), Тяньцзинь и другие. Север страны оказался в меньшей степени затронут последствиями эпидемии. Помимо этого, в этих провинциях расположено значительное количество независимых заводов.

Роттердам (Нидерланды) в этот раз занял второе место среди основных направлений отгрузок Юралс: поставки в этом направлении выросли на 1,7 млн т, почти до 4 млн т. По данным трейдеров, компании могут направлять свои объемы в Роттердам на хранение в период низких цен.

Финляндия увеличила закупки российского сорта в минувшем квартале на 270 тыс. т, до 3 млн т, оказавшись на третьем месте.

Греческие переработчики повысили объем закупок Юралс более чем вдвое: на 440 тыс. т, до 840 тыс. т. Поставки в Литву, как для Мажейкяйского НПЗ, так и для дальнейшей транспортировки по железной дороге на Новополоцкий НПЗ (Белоруссия), увеличились на 100 тыс. т, до 1,8 млн т.

Италия по-прежнему остается крупным потребителем Юралс, несмотря на снижение отгрузок на 840 тыс. т по сравнению с октябрем — декабрем, до 2,3 млн т. Турция сократила закупки российского сорта более значительно: на 1,1 млн т, до 1,2 млн т. В основном поставки снизились в турецкий порт Алиага, где находятся заводы Tupras и Госнефтекомпании Азербайджана (ГНКАР). По данным аналитической компании Vortexa, турецкие переработчики предпочли увеличить закупки Басры легкой и Арабской легкой по сравнению с октябрем — декабрем.

Объемы поставок российского сорта по другим направлениям изменились менее значительно.