Рынок такси переходит в фазу стабилизации. По итогам года его объём превысит 700 млрд рублей

| новости | печать

После периода бурного роста в 2015-2017 гг. рынок такси перешел в фазу стабильного развития, считают эксперты Аналитического центра при Правительстве РФ. Объём рынка в денежном выражении в 2018 г. составил 671 млрд руб. и по прогнозам достигнет 709 млрд руб. в 2019 г.

«Резкий рост рынка, произошедший в предыдущие годы благодаря появлению агрегаторов такси, снижению стоимости поездки и увеличению численности пассажиров, подходит к концу в связи с завершением перехода рынка в новое состояние», – отмечают эксперты Аналитического центра. По их прогнозам, темпы роста рынка, составлявшие 8,6% в 2018 г. и 5,6% в 2019 г., в 2020 г. замедлятся до 3,7-4% и в дальнейшем стабилизируются на уровне, превышающем рост экономики примерно на 2 процентных пункта.

В отличие от легального, нелегальный рынок такси демонстрирует резкий рост – его объём в денежном выражении вырос на 35% c 75 млрд руб. в 2017 г. до 101 млрд руб. в 2019 г. и составляет не менее 12% от общего объёма рынка такси. Несмотря на очевидный рост использования такси населением, число выданных разрешений на таксомоторную деятельность в 2018 г., по данным Аналитического центра, упало на 8% в сравнении с 2017 и так и не восстановилось в 2019 г., составив 441 тыс. разрешений против 467 тыс. на 2017 г. Доля нелегальных поездок составляет порядка 16% по России.

По данным на текущий год агрегаторы занимают порядка 60% легального рынка такси, 53% с учётом нелегального. Крупнейший игрок на рынке – «Яндекс.Такси», занимающий 27% рынка. За ним следует «Везет» с 12% рынка и «Максим» с 9%. При этом относительные позиции агрегаторов существенно различаются в зависимости от размера города. Если в городах численностью свыше 500 тыс. человек относительно большую долю занимает «Яндекс.Такси», то в городах с населением от 100 до 500 тыс. все три компании занимают примерно равные доли, а в городах размером до 100 тыс. как правило лидируют сервисы «Везет» и «Максим».

Такси, отмечают аналитики, всё больше выполняет роль общественного транспорта, особенно в малых городах. Чем хуже развит общественный транспорт, тем больше доля пользующихся такси. Так, по данным Росстата, в городах с населением менее 50 тыс. человек доля населения, для которого при сбоях в работе общественного транспорта единственной альтернативой является такси или частный извоз, составляет 45,7%, тогда как в городах-миллионниках она не превышает 15,5%.

Доходы самих таксистов, согласно исследованию АЦ, с 2017 г. выросли более чем в полтора раза и составили 63 тыс. руб. в месяц в 2019 г. Количество официально занятых в отрасли в 2018 г. составило 584 тыс. человек, в 2019 г. численность работников показывает рост на 3% и, по прогнозам, достигнет порядка 600 тыс. таксистов.

В текущую осеннюю сессию Государственная Дума намерена принять закон о легковом такси.