Что изменится для бизнеса и граждан: обзор ключевых новаций налоговой реформы — 2027

| Статьи | печать

Правительство РФ в рамках бюджетного пакета внесло в Госдуму законопроект № 617-9 с масштабными изменениями в первую и вторую части Налогового кодекса, а также в отдельные федеральные законы. Наиболее значимые новации — цифровизация налогового контроля через посреднические цифровые платформы, передача администрирования взносов на травматизм налоговым органам, уточнение сроков уплаты налогов, существенное увеличение штрафов, введение налога на сверхдоходы, объединение большинства доходов физических лиц в единую базу с прогрессивной шкалой НДФЛ от 13 до 22%. Изменения затронут также НДС, налог на прибыль, специальные налоговые режимы, имущественные налоги, туристический налог и страховые взносы. Поправки коснутся большинства налогоплательщиков. Подробный анализ основных новаций — в материале.

Налоговое администрирование

В первой части НК РФ предусматриваются следующие ключевые изменения.

Цифровые платформы

Вводится новая ст. 86.6 НК РФ, обязывающая операторов посреднических цифровых платформ выявлять риски неправильного исчисления налогов партнерами-продавцами, размещать сообщения в их личных кабинетах и передавать информацию в налоговые органы. Риски будут выявляться по перечню, определяемому ФНС России.

Налоговые органы смогут приостанавливать прием заказов и размещение карточки товара на платформе в качестве обеспечительной меры (новая ст. 77.1 НК РФ).

Взносы на травматизм

К отношениям по установлению и взиманию страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний будут применяться положения НК РФ (новая редакция п. 3 ст. 2 НК РФ). Сами взносы на травматизм приравниваются к страховым взносам (новая редакция п. 3 ст. 8 НК РФ). Соответственно, на них будут распространяться положения главы 34 НК РФ.

Сроки уплаты налога

Срок уплаты налогов больше не будет переноситься на следующий рабочий день, если он попадает на выходной или нерабочий праздничный день (новая редакция п. 7 ст. 6.1 НК РФ). Соответственно, налог нужно будет уплачивать до выходных и (или) праздников.

Кроме того, вводится положение, что в случае, когда последний день срока уплаты налога, в том числе авансового платежа по налогу, в декабре приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ или актом Президента РФ выходным, нерабочим праздничным и (или) нерабочим днем, днем окончания срока уплаты налога, в том числе авансового платежа по налогу, считается предшествующий рабочий день.

Штрафные санкции

Существенно вырастут размеры штрафных санкций. Так, штраф за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе вырастет с 10 000 до 30 000 руб. (новая редакция п. 1 ст. 116 НК РФ). А штраф за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе — с 40 000 до 121 000 руб. (новая редакция п. 2 ст. 116 НК РФ).

Минимальный штраф за непредставление в срок декларации увеличивается с 1000 до 2600 руб. (новая редакция п. 1 ст. 119 НК РФ).

Грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ) будет наказываться штрафом в размере 28 000 руб. (сейчас 10 000 руб.), а за повторное нарушение штраф составит уже 83 000 руб. (сейчас 30 000 руб.) А если при этом произошло занижение налоговой базы штрафовать будут на 111 000 руб. (сейчас 40 000 руб.).

За каждый непредставленный документ штраф по п. 1 ст. 126 НК РФ составит 500 руб. (сейчас 200 руб.). Также существенно увеличиваются штрафы по другим пунктам ст. 126 НК РФ, а также по ст. 119.2, 125, 128, 129, 129.1, 129.3, 129.4, 129.5, 129.6, 129.7, 129.7-1, 129.8, 129.9, 129.10, 129.11, 132, 134, 135.2 НК РФ.

Вводятся новые штрафы за:

  • непредставление российской организацией в установленный срок налоговому органу сообщения о создании своего обособленного подразделения на территории РФ (за исключением филиалов и представительств) — 121 000 руб. (новый п. 3.1 ст. 126 НК РФ);

  • неисполнение оператором цифровой платформы поручений налогового органа о приостановке (возобновлении) заказов и размещения карточки товара — 100 000 руб. (новая ст. 129.17 НК РФ).

Налоговые агенты по НДФЛ освобождаются от пеней и ответственности по ст. 122 и 126 НК РФ при полной уплате налога не позднее 1 февраля 2027 г. (ст. 10 законопроекта).

Налог на сверхдоходы

Вводится новый федеральный налог — налог на сверхдоходы (новый п. 14 ст. 13 НК РФ). Порядок исчисления и уплаты этого налога будет регулироваться отдельным законом (соответствующий правительственный законопроект № 618-9 уже находится на рассмотрении в Госдуме). Отметим, что налог на сверхдоходы будет уплачиваться только в 2027—2029 гг. Цель введения налога — обеспечение дополнительных поступлений в федеральный бюджет за счет изъятия части дополнительных доходов организаций, осуществляющих добычу полезных ископаемых, возникающих в условиях благоприятной конъюнктуры мировых рынков.

Плательщиками будут пользователи недр, а объектом нало­го­обложения — сверхдоходы, определяемые исходя из прироста стоимости добытого полезного ископаемого, возникающего вследствие превышения средней цены соответствующего полезного ископаемого на мировом рынке за 2026—2028 гг. над аналогичной средней ценой за 2025 г.

В п. 4 ст. 270 НК РФ добавляется норма о том, что сумма налога на сверхдоходы не учитывается при исчислении налога на прибыль.

Правила для КИК

Уточняются правила для контролируемых иностранных компаний (КИК). Доля участия для признания лица контролирующим увеличивается с 25 до 50% (новая редакция подп. 1 п. 3 ст. 25.13 НК РФ). Исключается необлагаемый порог прибыли КИК в 10 млн руб. Соответствующие изменения вносятся в ст. 25.13–25.15 НК РФ. Контроль, осуществляемый единолично, приравнивается к 100% участию (новая редакция п. 7 ст. 25.13 НК РФ). Вводится обязанность указывать дату учреждения иностранной организации (подп. 3 п. 5 и подп. 3 п. 6 ст. 25.14 НК РФ). До 2030 г. продлевается возможность отложить уплату налога с прибыли КИК при невозможности распределения дивидендов.

Прочие изменения

По 2029 г. включительно продлеваются полномочия Правительства РФ, перечисленные в п. 3 ст. 4 НК РФ (по продлению сроков уплаты налогов, приостановлению мероприятий налогового контроля и других правовых актов и др.).

Добавляется норма о том, что допускается предоставление однократной рассрочки суммы отсроченных платежей по окончании действия отсрочки (новая редакция п. 4 ст. 61 НК РФ).

При представлении в ФНС документов на иностранном языке потребуется нотариально заверенный перевод (п. 9 ст. 105.15, п. 4 ст. 105.16-7, п. 7 и 13 ст. 105.17, п. 3 ст. 105.22 НК РФ).

Организация сможет обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга при соблюдении одного из условий перечисленных в п. 3 ст. 105.26 НК РФ (объем доходов, величина активов, размер подлежащих уплате налогов и взносов). Напомним, что сейчас требуется одновременное соблюдение всех трех условий.

НДС

Налогоплательщиками НДС будут признаваться физические лица в связи с ввозом на таможенную территорию ЕАЭС приобретенных ими товаров электронной торговли, стоимость которых не превышает стоимостные нормы, в пределах которых ввоз таких товаров осуществляется без уплаты таможенной пошлины (новая редакция п. 1 ст. 143 НК РФ).

Вводятся новые ст. 174.4 и 174.5 НК РФ, регулирующие исчисление НДС при ввозе товаров электронной торговли, приобретенных физическими лицами, соответственно стоимостью не выше и выше беспошлинного порога. Налоговыми агентами признаются иностранные продавцы, иностранные торговые площадки, а также российские организации и ИП, через которые реализуются товары иностранных лиц. Применяется ставка НДС 22%. Уплата производится не позднее 28-го числа месяца, следующего за налоговым периодом. Для товаров стоимостью выше беспошлинного порога НДС уплачивается до выпуска товаров.

На ИП, осуществляющих дея­тельность в сфере культуры и искусства, распространят освобождение от уплаты НДС, действующее в настоящее время для организаций, осуществляющих аналогичную деятельность. Кроме того, предусматривается освобождение от уплаты НДС в отношении услуг, оказываемых дельфинариями (новая редакция подп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Для организаций общественного питания при определении права на освобождение от НДС будут учитываются выплаты высококвалифицированным иностранным специалистам (новая редакция подп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Не будут признавать объектом нало­го­обложения НДС:

  • передачу на безвозмездной основе в государственную казну не только недвижимого, но и движимого имущества (новая редакция подп. 19 п. 2 ст. 146 НК РФ);

  • передачу товаров (выполнение работ, оказание услуг), передачу имущественных прав на безвозмездной основе Минобороны России, Росгвардии, ФСБ России и МЧС России для целей защиты от ­БПА (новый подп. 31 п. 2 ст. 146 НК РФ);

  • передачу на безвозмездной основе питания гражданам, находящимся в защитных сооружениях, подвалах, иных аналогичных объектах, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности или ином законном основании, в целях их защиты от применения (использования) БПА (новый подп. 32 п. 2 ст. 146 НК РФ).

При этом для последних двух случаев за налогоплательщиками, осуществляющими указанные операции, сохраняется право на вычет «входного» НДС (новые редакции подп. 2 п. 3 ст. 170 и п. 2.5 ст. 171 НК РФ).

НДФЛ

Большинство видов доходов физических лиц объединяются в одну налоговую базу, к которой применяется общая прогрессивная ставка от 13 до 22%. В частности, по общей прогрессивной ставке будут облагаться доходы от продажи имущества, по операциям с ценными бумагами и цифровыми правами, дивиденды, проценты по вкладам.

Под освобождение от НДФЛ подпадут единовременные выплаты (в том числе материальная помощь) при рождении ребенка (не более 1 млн руб. на ребенка), произведенные не только в течение первого года после рождения, но и в период отпуска по беременности и родам до рождения ребенка (новая редакция п. 8 ст. 217 НК РФ).

Исключается условие о том, что суммы, уплаченные работодателем за медуслуги работникам и их родственникам, не облагаются НДФЛ только если остались в распоряжении работодателя после уплаты налога на прибыль (новая редакция п. 10 ст. 217 НК РФ).

Доход в виде имущественных прав, полученных в дар, будет освобождаться от НДФЛ, только если даритель и одаряемый — члены семьи или близкие родственники (новая редакция п. 18.1 ст. 217 НК РФ).

Льгота для семей с детьми при продаже жилья распространена на случаи строительства индивидуального жилого дома (новая редакция п. 2.1 ст. 217.1 НК РФ).

Вводится социальный вычет на приобретение медицинских изделий, необходимых для проведения операций (новый подп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ).

На военнослужащих распространено действие нормы о предоставлении им налоговыми агентами стандартного налогового вычета на детей в беззаявительном порядке при наличии у налоговых агентов необходимых сведений (новая редакция подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ).

Устанавливается, что отчетность по НДФЛ для крупнейших налогоплательщиков представляется по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика. Для организаций, имеющих обособленные подразделения, сохраняется право представления соответствующей отчетности по месту учета обособленных подразделений в случае представления ими в налоговый орган по месту своего нахождения (по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика) уведомления о представлении соответствующей отчетности в таком порядке.

В целях налогообложения выигрышей в букмекерских конторах и тотализаторах налоговая база определяется как положительная разница между выигрышами и ставками, а исчисление производится нарастающим итогом (новая редакция п. 1 ст. 214.7 НК РФ).

При расторжении договора купли-продажи по причине отказа в предоставлении покупателю бюджетной выплаты минимальный предельный срок владения недвижимостью включает период с даты приобретения до отчуждения по расторгнутому договору (новая редакция п. 2 ст. 217.1 НК РФ).

При определении суммы налога, подлежащей уплате по доходам от доверительного управления имуществом, составляющим закрытый или интервальный ПИФ, засчитывается сумма налога на прибыль организаций, исчисленная и уплаченная по доходам от доверительного управления имуществом, составляющим такой ПИФ (новый п. 13.6 ст. 214.1 НК РФ).

Налог на прибыль организаций

Уточняется момент признания доходов и расходов по судебным решениям. Им будет либо дата вступления в силу решения суда, либо наступление события, определенного судом как основание для взыскания (новые редакции подп. 4 п. 4 ст. 271, подп. 8 п. 7 ст. 272, ст. 317 НК РФ).

С 2027 г. организации смогут не представлять налоговые декларации по налогу на прибыль по месту нахождения обособленных подразделений. Но декларации за 2026 г. представляются в прежнем порядке (ст. 9 Законопроекта).

Расширен перечень расходов. В составе прочих расходов можно будет учитывать расходы на питание физических лиц, находящихся в защитных сооружениях, подвалах, иных аналогичных объектах, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности или ином законном основании, в целях их защиты от применения (использования) БПА (новый подп. 48.16 п. 1 ст. 264 НК РФ). А во внереализационных расходах будут учитываться:

  • расходы в виде стоимости имущества (включая денежные средства), работ, услуг, имущественных прав, безвозмездно переданных (выполненных, оказанных) Минобороны, воинским частям, ФСБ, МЧС для защиты физических лиц и (или) имущества, используемого налогоплательщиком при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода, от применения (использования) БПА (новый подп. 19.17 п. 1 ст. 265 НК РФ);

  • расходы на экипировку, продовольственное обеспечение, обустройство, содержание мест размещения и несения дежурства подразделений, осуществляющих мероприятия по защите физических лиц и (или) имущества, используемого налогоплательщиком при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода, от применения (использования) БЛА (новый подп. 19.18 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Для доходов в виде дивидендов, перечисляемых на счет типа «С», устанавливается ставка налога 35% (новый подп. 3.1 п. 3 ст. 284 НК РФ).

Уточняются условия применения инвестиционного вычета высокодоходными компаниями добывающих отраслей (новая редакция п. 3 ст. 286.1 НК РФ).

Для IT-организаций расширяется перечень доходов, учитываемых в «профильной» доле, за счет доходов от предоставления доступа к электронным книгам и другим электронным публикациям (новая редакция п. 1.15 ст. 284 НК РФ).

По 2029 г. включительно продлеваются антикризисные меры, предусмотренные подп. 7.1 и 14.5 п. 4 ст. 271 и подп. 6.1 п. 7 ст. 272 НК РФ.

Закрытые и интервальные ПИФы для квалифицированных инвесторов будут признаваться налогоплательщиками налога на прибыль в отношении доходов от доверительного управления (дивиденды, проценты, роялти, арендные платежи) (новая редакция п. 1 ст. 246 НК РФ, новый п. 5 ст. 247, новая ст. 276.1 НК РФ). Ставка налога для них устанавливается в размере 15% (новый п. 1.21 ст. 284 НК РФ). Управляющая компания признается налоговым агентом (новый п. 7 ст. 287 НК РФ).

Вводится запрет на создание резервов по эмиссионным ценным бумагам, удостоверяющим собственные долговые обязательства (новая редакция ст. 300 НК РФ).

Скорректированы правила для резидентов ОЭЗ при расторжении соглашения об осуществлении деятельности по решению суда: налогоплательщик считается утратившим право на пониженные ставки с начала налогового пе­рио­да, в котором допущено нарушение (новая редакция п. 1.2 ст. 284 НК РФ).

Специальные налоговые режимы

Из состава доходов на ЕСХН, УСН и АУСН исключаются проценты по вкладам в банках, облагаемые НДФЛ (новые редакции п. 1 ст. 346.5, подп. 3 п. 1.1 ст. 346.15, подп. 2 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 25.02.2022 № 17-ФЗ) (далее — Закон № 17-ФЗ).

По 2029 г. включительно продлевается сохранение статуса сельхозтоваропроизводителя для организаций и ИП, пострадавших от вооруженных формирований и терактов — подп. 4 п. 2 ст. 346.2 НК РФ.

На ПСН с 2028 г. вводится механизм автоматического уменьшения налоговыми органами суммы налога на страховые взносы на основе согласия налогоплательщика (новая редакция п. 1.2 ст. 346.51, новый п. 1.4 ст. 346.51 НК РФ).

На АУСН в период с 1 января по 31 декабря 2027 г. включительно страховые взносы на травматизм уплачиваются в фиксированном размере, устанавливаемом Правительством РФ. Надбавки и скидки не применяются. При прекращении режима тариф устанавливается с месяца прекращения (новые ч. 6.1—6.4 ст. 18 Закона № 17-ФЗ).

Имущественные налоги

Устанавливается обязанность органов власти представлять сведения для применения льгот в беззаявительном порядке (новые редакции ст. 356, п. 2 ст. 372, п. 2 ст. 387, п. 2 ст. 399 НК РФ).

Перечень объектов, облагаемых налогом на имущество организаций по кадастровой стоимости, дополняется пунктами приема и выдачи заказов, являющимися объектами логистической инфраструктуры оператора посреднической цифровой платформы (новая редакция подп. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ).

От налога на имущество организаций и земельного налога освобождаются организации, включенные в перечень испытательных центров (полигонов), определяемый Минпромторгом России, в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены Правительством РФ (новые п. 30 ст. 381 и подп. 16 п. 1 ст. 395 НК РФ).

Туристический налог

Налоговая база будет определяться по фактически оказанным услугам за налоговый период вне зависимости от факта оплаты, а минимальный налог может быть дифференцирован по сезонности, типу и категории средства размещения, а также снижен до нуля нормативными актами муниципалитетов (новая редакция п. 1 ст. 418.7 НК РФ).

Устанавливается, что в отношении услуги по временному проживанию, длительность оказания которой превышает 90 календарных дней, приходящихся на несколько налоговых пе­рио­дов, сумма налога исчисляется на последний календарный день каждого налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы в части, соответствующей количеству календарных дней временного проживания физических лиц в каждом налоговом периоде, и не позднее даты выезда из средства размещения всех физических лиц, временное проживание которых осуществлялось в рамках оказания такой услуги (новый п. 1.1 ст. 418.7 НК РФ).

Страховые взносы

Вводится новая ст. 425.1 НК РФ, устанавливающая тарифы страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в зависимости от класса профессионального риска (от 0,2 до 8,5%).

Новым п. 1.2 ст. 431 НК РФ предусматривается, что страховые взносы на травматизм исчисляются и уплачиваются в размере 60% размера тарифа следующими плательщиками:

  • производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, в отношении указанных выплат и вознаграждений;

  • общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%;

  • организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%;

  • учреждениями, которые созданы для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов.

Единой предельной базы для страховых взносов на травматизм не будет (новая редакция п. 5.1 ст. 421 НК РФ).

Устанавливается, что плательщики, временно направляющие своих работников по договору о предоставлении труда работников (персонала) для работы у другого юридического лица или индивидуального предпринимателя, исчисляют и уплачивают страховые взносы на травматизм с выплат и иных вознаграждений временно направленных работников исходя из тарифа, определяемого в соответствии с основным видом экономической деятельности принимающей стороны, а также из надбавок и скидок, устанавливаемых СФР с учетом результатов специальной оценки условий труда на рабочих местах, на которых фактически работают временно направленные работники (новый п. 6.3 ст. 431 НК РФ).

Объектом обложения страховыми взносами на травматизм не признаются выплаты и вознаграждения по:

  • гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, если указанные договоры не содержат условие об уплате заказчиком страховых взносов на травматизм (новый п. 9 ст. 420 НК РФ);

  • по договорам об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные в подп. 1–12 п. 1 ст. 1225 ГК РФ, по издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности, указанных в подп. 1—12 п. 1 ст. 1225 ГК РФ, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (новый п. 10 ст. 420 НК РФ).

Под освобождение от страховых взносов подпадут единовременные выплаты (в том числе материальная помощь) при рождении ребенка (не более 1 млн руб. на ребенка), произведенные не только в течение первого года после рождения, но и в период отпуска по беременности и родам до рождения ребенка (нова редакция подп. 3 п. 1 ст. 422 НК РФ).

Не будут облагаться страховыми взносами суммы социальной поддержки (помощи) работникам в соответствии с законодательными актами РФ, Президента РФ, Правительства РФ, законами и (или) иными актами органов государственной власти субъектов РФ (новый подп. 19 п. 1 ст. 422 НК РФ).

В перечень доходов IT-организаций для пониженных тарифов включены доходы от предоставления доступа к электронным книгам и другим электронным публикациям (новая редакция п. 5 ст. 427 НК РФ).

Пониженные тарифы страховых взносов не подлежат применению организациями, не представившими в налоговый орган по месту своего нахождения годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность за предыдущий отчетный год в срок, не превышающий шести месяцев после окончания предыдущего расчетного периода (новая редакция п. 5 ст. 427 НК РФ).

Российские организации, отнесенные к категории крупнейших налогоплательщиков, и их обособленные подразделения представляют расчет по страховым взносам и персонифицированные сведения о физических лицах в налоговый орган по месту учета организации в качестве крупнейшего налогоплательщика (нова редакция п. 7 ст. 431 НК РФ).