Олег Николаев (СР): из-за обязательной маркировки цены на отдельные товары могут вырасти до 20%

| прямая речь | печать
Загрузка плеера

Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги, добрый день! Всем нам известно, что ключом успешного решения задач развития страны, в том числе и обозначенных предыдущими докладчиками, является сильная и конкурентная экономика. В свою очередь для такой экономики очень важное значение имеет деловой климат, об этих вещах в своём Послании говорил и президент, а вот деловой же климат, уважаемые коллеги, очень часто мы слышим в том числе с этой трибуны, формируется на ожиданиях.

Одним из сильных раздражителей в части... вернее, раздражителем в части ожидания для бизнеса в настоящий момент является грядущая массовая маркировка товаров. Несомненно, система прослеживаемости товаров в отдельных отраслях и сегментах экономики полезна и нужна, и наша фракция эту линию в общем и целом поддерживает, но, как гласит одна из поговорок, всё полезно в меру.

Взятый темп реализации системы маркировки, напомню, коллеги, к 2024 г. предполагается распространить маркировку на все продаваемые в нашей стране товары как отечественного, так и импортного производства. Так вот, такой темп реализации маркировки товаров грозит новым административным давлением на бизнес, и это мнение достаточно большого количества экспертов. Такая постановка вопроса связана, прежде всего, с тем, что обязательная маркировка товаров средствами идентификации налагает на бизнес серьёзные обременения. Это, прежде всего, затраты по следующим основным статьям: это, прежде всего, приобретение парка оборудования для нанесения маркировки, обновление программного обеспечения, наём дополнительного персонала, обучение персонала, услуги технических специалистов и, соответственно, прочие сопутствующие затраты. Например, эксперты курганского «Синтеза» считают, что прямые затраты на оснащение одной линии оборудованием для маркировки могут составить от 7 до 12 млн, а совокупные затраты по данному предприятию до 200 млн рублей.

По мнению экспертов, предполагаемый общий объём инвестиций, надо отметить, причём вынужденный объём инвестиций бизнеса в систему маркировки товаров, по мнению экспертов, оценивается порядка 100 млрд рублей. По сути, таким образом, вводятся новые административные требования, без соблюдения которых предприятия не смогут вести свою деятельность. В этой связи выглядят сомнительными перспективы развития малой мобильной торговли. Ожидания на оживление этого сегмента розничной торговли возлагались в связи с принятием изменений в закон о торговле, в части организации нестационарной торговли. Есть риски существенного снижения вовлечённости в экономическую деятельность сегмента самозанятых.

Всё, сказанное выше, несомненно говорит о существенном давлении на предпринимательскую активность и деловой климат, что в итоге будет влиять на конечный экономический рост, ну и, соответственно, подмывать даже основы вот этого экономического роста.

Сам процесс внедрения обязательно маркировки вызывает серьёзные вопросы. Целесообразность её распространения на широкий круг товарных позиций так и не была подтверждена, несмотря на то, что это должно быть сделано согласно распоряжению правительства номер 791 от 28 апреля 2018 г. Скорее, даже это невозможно, так как в настоящий момент эти эксперименты ещё идут.

Уважаемые коллеги, напомню, в настоящий момент действует система по ... товаров, такие как ЕГАИС, «Меркурий», «Платон», проводится ряд экспериментов по маркировке отдельных групп товаров, это меховые изделия с 2016 г., лекарственные препараты с 2017 г., табачные изделия, обувь, драгоценные металлы с 2018 г. И эти эксперименты продолжаются.

И если мы говорим об экспериментах, то очевидно, что по итогам их реализации должны быть сделаны выводы и приняты соответствующие решения, выверенные решения. Но в реальности, к сожалению, ещё только экспериментируем, но уже говорим о тотальном охвате этим процессом, процессом маркировки товаров всех групп, невзирая на выявленные в ходе названных экспериментов проблемы и вопросы.

А в ходе экспериментов выявлены серьёзные проблемы. Их можно было бы сгруппировать на три основные такие статьи. О первом я говорил – это существенная затрата бизнеса, второй очень важный блок, который влияет на весь процесс, – это технические и технологические проблемы осуществления маркировки как на стадии производства, так и в процессе продвижения товара по товаропроводящей цепочке.

Следствие вот этих двух факторов делает абсолютно непрогнозируемым влияние маркировки на конечную цену продукции. И, как показывает опыт зарубежных стран, по отдельным сегментам повышение цен, в том числе в Белоруссии, доходило до 20%.

Есть множество вопросов в части и бюджетного эффекта. В связи с тем, что более продолжительное время маркируются меховые изделия, приведена соответствующая информация, в том числе, на слайдах. Импорт меховых изделий в 2018 г. в натуральном выражении остался на уровне 2017 г., коллеги, однако таможенная стоимость всего товара сократилась на 10%. Опять же, если суммарную таможенную стоимость в 2018 г. соотнести к 2014 г., то эта цифра тоже отличается не очень существенно. Таким образом тот тезис, что маркировка приведёт к радикальному росту таможенных платежей и бюджетному эффекту, к сожалению, не подтверждается.

Кроме того, это подтверждают и чиновники правительства. Так, в частности, в прошлом году на «круглом столе», посвященному теме обязательной маркировке товаров, который проводила фракция «Справедливая Россия» под председательством Емельянова Михаила Васильевича, представитель Минфина прямо заявил – в рамках маркировки уже обязательной по меховым изделиям фискального эффекта с точки зрения именно налогового администрирования не случилось. При этом по мнению экспертов, контрафакта, фальсификата, нелегального оборота, к сожалению, меньше не стало, именно я сейчас говорю о меховых изделиях.

Уважаемые коллеги, опросы фиксируют, что торговые предприятия всерьёз рассматривают возможность исключения из своего ассортимента маркируемую продукцию в случае, если она составляет маленькую долю в своих продажах, это, как правило, до 5-7%. Это также является фактором риска доступности отдельных товаров на стадии начала реализации обязательной маркировки.

Другой важный момент – обязательность уплаты фискального платежа за генерацию кода. Обязательность этого платежа придаёт ему все признаки неналогового платежа, а на этот счет напомню, уважаемые коллеги, есть поручение президента, который говорит, что необходимо привести в единый стандарт все налоговые платежи. Ну и, конечно же, на этот момент справедливо нам указывает бизнес и говорит, почему мы его вводим, не обсудив с ними.

Ещё один пример из эксперимента по лекарственным препаратам. Предлагается, есть сейчас постановление и соответственно вот пришло письмо в адрес депутатов возможно и других, и на моё имя тоже, пишет Ассоциация производителей фармацевтической продукции, которая говорит – предполагается взимать плату за генерацию кода не более 50 копеек, но даже такая незначительная сумма грозит убыточностью для препаратов стоимостью до 100 рублей. А здесь стоит напомнить, что препараты стоимостью до 20 рублей исключаются из маркировки, то есть делают их бесплатно, но тем не менее в коридоре от 20 до 100 рублей достаточно большое количество лекарственных препаратов.

Другой справедливый вопрос. Если платёж неналоговый, то почему платится не в бюджет Российской Федерации?

Опыт реализации отечественных систем, прослеживаемый в ... показывает, что в этом деле спешка, уважаемые коллеги, ни к чему. Система ЕГАИС, вот, к примеру, была начала к реализации в 2005 году, заработала только через 10 лет более-менее в нормальном режиме. Система «Меркурий» функционирует с 2009 г. и вот только сейчас в эти годы у него появляются вот те контуры выполнения задач, которые на него возлагались. Практика реализации процесса маркировки зарубежными странами показывает характер точечного подхода и реализовывается неспешно, с учётом появляющихся проблемных вопросов в процессе маркировки. Здесь, скорее всего, нам тоже надо действовать по принципу «не навреди». В настоящее время Федеральной налоговой службой России разрабатывается так называемая документарная система прослеживаемости товаров. И вот эта система, кстати, если она будет реализована, она не требует достаточно больших затрат со стороны бизнеса, не будет для него обременительной с точки зрения административных барьеров, не требует избыточной отчётности, и, конечно же, не будет влиять сильно на цену.

Поэтому, на наш взгляд, на текущем этапе в вопросе обязательной маркировки товаров необходимо ограничиться рамками тех экспериментов, которые проводятся в нашей стране. В этой связи, уважаемые коллеги, видится целесообразным первоначально устранить имеющиеся проблемы законодательства в условиях ... системы на модельном уровне, чтобы не получить масштабирование проблемных вопросов вместе с расширением обязательной маркировки на широкий круг товарных позиций.

Депутатами фракции «СР» ещё прошлой весной был разработан соответствующий законопроект и внесён, который предлагает как раз провести сначала эксперимент, а потом уже принять соответствующее решение по итогам. Причём, эти решения должны быть осознанные, зрячие. И они должны быть полезны как для государства, как для бизнеса, так и для граждан Российской Федерации.

Спасибо.

Выступление на пленарном заседании ГД 12 марта 2019 г.