Кризис уменьшил торговые площади книжных магазинов

| новости | печать

С 1994 года количество книжных магазинов в России сократилось в 2,5 раза. Об этом сообщил вице-президент Ассоциации книгораспространителей независимых государств Анатолий Горбунов на открытии нового медиамаркета «Букбастер» в Москве.

Книгораспространение в 2009 г. в полной мере испытало на себе влияние мирового финансового и экономического кризиса. Особенно остро складывалось положение с платежами за поставленную продукцию, закрывались книжные магазины, снижалось количество названий в издательских портфелях, а покупатели приобретали в среднем меньше книг.

Если в течение нескольких предшествующих кризису лет шло постепенное увеличение числа книжных магазинов в стране (к середине 2008 года их число достигало 3600), то за прошедший год по данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям было закрыто 150-200 книжных магазинов. Таким образом, их число сократилось примерно на 6% и сегодня составляет около 3400.

Одновременно с закрытием старых магазинов владельцы сетей порой открывали новые – но уже с меньшими площадями и в менее престижных районах городов. То есть по числу самих книготорговых точек сокращение, возможно, было не такое большое, но вот по совокупным книготорговым площадям сокращение произошло, и было оно, по-видимому, довольно существенным.

В целом, по данным Российской книжной палаты, в прошедшем году российскими издательствами было выпущено 127 596 названий книг и брошюр совокупным тиражом 716,55 млн экз. В сравнении с 2008 годом рост числа выпущенных названий в 2009 году составил всего лишь 3,5%. В тоже время впервые за последние три года в стране наметилось падение совокупных тиражей, которое составило сразу 5,8%.

Прирост выпуска названий в 2009 году произошёл, в основном, не за счёт книг, а за счёт брошюр: их число по сравнению с 2008 годом увеличилось на 13,73%, в то время как прирост выпуска собственно книг составил лишь 1,67%. При этом доля книг, в совокупном числе издаваемых в России непериодических печатных изданий в 2009 году сократилась по сравнению с 2008-ым на 1,5%.

Финансово-экономический кризис заставил издательства оптимизировать расходы на подготовку изданий в целях их удешевления. В результате в 2009 году число книг, выпущенных в твёрдом переплёте, сократилось по сравнению с 2008 годом на 5,08%.

По прогнозам экспертов ввиду того, что книжная отрасль является самой инертной в медиаиндустрии, целый ряд негативных тенденций 2009 года может не только продолжать действовать, но и даже усугубиться в 2010 году. Рынок ждёт новая борьба за каналы сбыта, активизируется процесс слияний-поглощений, продолжится падение и дробление тиражей, а главное – будет наблюдаться как никогда ожесточенная битва за внимание и кошелёк читателей.