1. Главная / Документы / Официальная переписка 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| официальная переписка | печать | 11

<Об использовании ФНС России терминов «производитель», «перепродавец» при осуществлении мероприятий налогового контроля>

письмо от 02.10.2020 № СД-4-2/16129@

Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение генерального директора АО от 21.08.2020, сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

Законодательство о налогах и сборах не дает определений терминам «производитель» и «перепродавец», однако в ряде норм Кодекса такое упоминание содержится.

Так, в соответствии со статьей 249 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных. В свою очередь, Порядок определения расходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций, установленный пунктом 2 статьи 252 Кодекса, прямо предполагает разделение расходов налогоплательщика в зависимости от обстоятельств их возникновения на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

Также подпунктом 2 пункта 1 статьи 171 Кодекса1 при формировании налоговой базы по налогу на добавленную стоимость установлено право налогоплательщика принять к вычету суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) с целью последующей перепродажи.

Таким образом, действующее законодательство о налогах и сборах в совокупности с устоявшимися обычаями делового оборота позволяет применить к указанным терминам характерные признаки, определяющие особенности осуществления финансово-хозяйственной деятельности, что позволяет хозяйствующим субъектам должным образом характеризовать участника сделки в качестве «производителя» либо «перепродавца» товаров (работ, услуг) и учитывать результаты проведенных финансово-хозяйственных операций в соответствии с правилами, установленными Кодексом.

На основании вышеизложенного отсутствие в Кодексе определений, позволяющих однозначно трактовать деятельность налогоплательщика в качестве «производителя» либо «перепродавца» товаров (работ, услуг), не свидетельствует о невозможности применения налоговыми органами и налогоплательщиками указанных терминов в значении, сформированном на основании совокупности действующего законодательства о налогах и сборах и обычаев делового оборота.

В части использования ФНС России указанных понятий при осуществлении мероприятий налогового контроля сообщается следующее.

Искажение сведений о фактах хозяйственной жизни и об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности, согласно положениям пункта 1 статьи 54.1 Кодекса, не допускается. Исполнение налоговым органом обязанности по установлению в действиях налогоплательщика признаков совершения нарушений налогового законодательства предполагает установление действительных обстоятельств совершения финансово-хозяйственной операции, включая определение фактического производителя товара (работ, услуг) и налогоплательщиков, обеспечивающих логистическое сопровождение товара и его реализацию покупателю.

В свою очередь, заключение посреднических договоров (комиссии, агентских, поручения) не свидетельствует о нарушении налогоплательщиком положений действующего законодательства.

Следует отметить, что при проведении налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (в том числе при сопоставлении коммерческих и (или) финансовых условий анализируемой сделки и ее результатов с коммерческими и (или) финансовыми условиями сопоставимых сделок и их результатами) налоговый орган наделен полномочиями, подразумевающими использование в порядке, установленном главой 14.3 Кодекса, специальных методов для определения доходов для целей налогообложения. При этом использование указанных методов в отдельных случаях прямо подразумевает необходимость определения степени участия налогоплательщика в сделке в части установления критерия «производитель» либо «перепродавец» товара (работ, услуг).

Таким образом, истребование в соответствии со статьями 93 и 93.1 Кодекса информации о том, является ли налогоплательщик «производителем» или «перепродавцом» товаров (работ, услуг), производится налоговым органом в целях определения статуса налогоплательщика применительно к конкретной сделке при наличии обоснованной необходимости получения таких сведений.

При осуществлении субъектами предпринимательской деятельности финансово-хозяйственных операций, связанных с производством и последующей реализацией продуктов деревообработки, условное разделение налоговым органом участников сделки на «производителей» или «перепродавцов» позволяет надлежащим образом определить затраты, понесенные налогоплательщиком при производстве товара, и затраты на обеспечение реализации товара конечному потребителю, что в конечном итоге обеспечивает надлежащий контроль за правильностью формирования налоговой базы участников сделки.

Дополнительно сообщается, что по информации Управления ФНС России по области организации, входящие в группу компаний под руководством АО, реализуют как продукцию собственного производства, так и приобретенную у третьих лиц. С целью установления источников конкретных партий реализуемого товара территориальными налоговыми органами области в рамках камеральных проверок налоговых деклараций направлялись требования о представлении документов (информации), содержащие вопросы о производителях и поставщиках товара (работ, услуг).

Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса Д.С. САТИН

1 В тексте документа, по-видимому, допущена опечатка: имеется в виду подп. 2 п. 2 ст. 171 НК РФ, а не подп. 2 п. 1. — Прим. ред.