1. Главная / Документы / Нормативные правовые акты 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| нормативные правовые акты | печать | 99

Об утверждении Методических рекомендаций по отдельным вопросам установления обстоятельств, исключающих производство по делам об административных правонарушениях по части 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора приказ от 28.09.2015 № 369

Во исполнение пунктов 6 и 26 плана мероприятий («дорожной карты») «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.06.2012 № 1128-р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 03.04.2015 № 593-р), приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по отдельным вопросам установления обстоятельств, исключающих производство по делам об административных правонарушениях по части 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — Методические рекомендации).

2. Начальнику Управления валютного контроля, руководителям территориальных управлений Федеральной службы финансово-бюджетного надзора обеспечить применение Методических рекомендаций в практической деятельности.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Заместителя руководителя Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Н.В. Плотникову.

Руководитель

А.В. Смирнов

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ УСТАНОВЛЕНИЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, ИСКЛЮЧАЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ПО ЧАСТИ 4 СТАТЬИ 15.25 КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 19 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон № 173-ФЗ) при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не установлено Законом № 173-ФЗ, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Согласно части 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Цент­рального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления таких денежных средств и (или) в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.

В этой связи при проведении проверок соблюдения резидентами, передающими нерезидентам товары, выполняющими для них работы, оказывающими им услуги, передающими им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (далее — резиденты-экспортеры), обязанности, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 19 Закона № 173-ФЗ, и при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях по части 4 статьи 15.25 КоАП РФ рекомендуем учитывать следующее.

1. В соответствии со статьей 25 Закона № 173-ФЗ резиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит привлечению к административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Согласно примечанию 1 к статье 15.25 КоАП РФ административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц частью 4 данной статьи, применяется только к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Согласно пунк­ту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Таким образом, в случае если вина резидента-экспортера в просрочке зачисления денежных средств на его счета отсутствует в связи с действиями (бездействием) кредитной организации и (или) государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» (далее — Внешэкономбанк), осуществляющей расчеты по экспортным контрактам, резидент-экспортер не подлежит административной ответственности по части 4 статьи 15.25 КоАП РФ в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

В этой связи при незначительных сроках просрочки зачисления денежных средств на счета резидентов-экспортеров (не более 10 календарных дней) рекомендуем истребовать объяснения резидента-экспортера и, в случае если причиной просрочки явились действия (бездействие) кредитной организации и (или) Внешэкономбанка, осуществляющей расчеты по экспортным контрактам, что подтверждается документально, не возбуждать (прекращать) дела об административных правонарушениях по части 4 статьи 15.25 КоАП РФ.

2. В соответствии с Федеральным законом от 29.06.2015 № 181-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле и статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (вступает в силу 28.12.2015) в случае если резидентом, являющимся в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) с нерезидентом лицом, передающим этому нерезиденту товары, выполняющим для него работы, оказывающим ему услуги, передающим ему информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, было уступлено финансовому агенту (фактору) — резиденту денежное требование иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся резиденту в рамках соответствующего внешнеторгового договора (контракта), данный резидент признается исполнившим обязанность, предусмотренную пунктом 1 части 1 статьи 19 Закона № 173-ФЗ, при условии, что он обеспечил в сроки, предусмотренные соответствующим внешнеторговым договором (контрактом), получение от нерезидента причитающейся по такому внешнеторговому договору (контракту) иностранной валюты или валюты Российской Федерации на банковский счет финансового агента (фактора) — резидента в уполномоченном банке, если финансовый агент (фактор) — резидент не является уполномоченным банком, либо на корреспондентский счет соответствующего уполномоченного банка, если финансовый агент (фактор) — резидент является уполномоченным банком.

Согласно части 4 статьи 19 Закона № 173-ФЗ резидент признается исполнившим обязанность, предусмотренную пунктом 1 части 1 данной статьи, в случае если он обеспечил получение на свои банковские счета страховой выплаты по договору страхования рисков неисполнения нерезидентом обязательств по внешнеторговому договору (контракту) в порядке и сроки, которые предусмотрены договором страхования, при наступлении страхового случая, предусмотренного установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 17.05.2007 № 82-ФЗ «О банке развития» порядком осуществления деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков, при условии, что определенное договором страхования значение соотношения страховой суммы и страховой стоимости (уровень страхового возмещения) равно установленному названным порядком значению или превышает его.

В этой связи в случае если при проведении проверки соблюдения резидентом-экспортером обязанности, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 19 Закона № 173-ФЗ, и при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях по части 4 статьи 15.25 КоАП РФ резидент-экспортер ссылается на соответствующий договор страхования, рекомендуем в целях установления события и состава административного правонарушения проанализировать его условия, в частности порядок и сроки выплаты страхового возмещения по договору страхования.

В соответствии с Правилами осуществления деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2011 № 964, российская кредитная организация и (или) Внешэкономбанк, предоставляющая финансирование резиденту-экспортеру, также может являться страхователем или выгодоприобретателем по договорам страхования, заключенным с АО «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций» (ЭКСАР).

Исходя из комплексного толкования данных норм, рекомендуется учитывать, что резидент может считаться исполнившим обязанность по репатриации валютной выручки в случае обеспечения получения от АО «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций» (ЭКСАР) страховой выплаты на счета российской кредитной организации и (или) Внешэкономбанка, представляющей указанное финансирование резиденту-экспортеру и являющейся страхователем или выгодоприобретателем по соответствующему договору страхования.