1. Главная / Документы / Официальная переписка 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| официальная переписка | печать | 146

<Об определении среднесписочной численности наемных работников индивидуальным предпринимателем, совмещающим ПСН и систему налогообложения в виде ЕНВД>

Министерство финансов РФ письмо от 01.09.2014 № 03-11-12/43538

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение о порядке определения ограничения в виде среднесписочной численности работников индивидуальным предпринимателем, совмещающим патентную систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, и сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) патентная система налогообложения применяется индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (в том числе системой налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности).

Пунктом 5 статьи 346.43 Кодекса установлено, что при применении патентной системы налогообложения индивидуальный предприниматель вправе привлекать наемных работников в том числе по договорам гражданско-правового характера. При этом средняя численность наемных работников не должна превышать за налоговый период 15 человек по всем видам предпринимательской деятельности, осуществляемым индивидуальным предпринимателем.

Согласно пункту 6 статьи 346.45 Кодекса индивидуальный предприниматель считается утратившим право на применение патентной системы налогообложения и перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, на который ему был выдан патент, в случае если в течение налогового периода налогоплательщиком было допущено несоответствие требованию, установленному пунктом 5 статьи 346.43 Кодекса.

При этом, в соответствии с пунктом 5 ст. 346.45 Кодекса патент выдается по выбору индивидуального предпринимателя на период от одного до двенадцати месяцев включительно в пределах календарного года. Налоговым периодом признается календарный год. Если патент выдан на срок менее календарного года, налоговым периодом признается срок, на который выдан патент (пункты 1 и 2 статьи 346.49 Кодекса).

Согласно пункту 1 статьи 346.26 Кодекса система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2.2 статьи 346.26 Кодекса на уплату единого налога на вмененный доход не переводятся организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек.

При этом согласно пункту 2.3 статьи 346.26 Кодекса, если по итогам налогового периода налогоплательщиком единого налога на вмененный доход допущено несоответствие требованию, установленному, в частности, подпунктом 1 пункта 2.2 статьи 346.26 Кодекса, он считается утратившим право на применение системы налогообложения, установленной главой 26.3 Кодекса, и перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, в котором допущено несоответствие указанному требованию. При этом согласно статье 346.30 Кодекса налоговым периодом по единому налогу на вмененный доход признается квартал.

Таким образом, продолжительность налогового периода, за который определяется ограничение в виде средней численности работников для патентной системы налогообложения и для системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, может быть разной. Поэтому налогоплательщик, совмещающий указанные налоговые режимы, должен вести раздельный учет средней численности работников как в целях главы 26.3, так и главы 26.5 Кодекса.

По мнению Департамента, индивидуальный предприниматель, совмещающий патентную систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, вправе иметь наемных работников, средняя численность которых не превышает за налоговый период 100 человек, при условии, что средняя численность привлекаемых наемных работников, занятых в предпринимательской деятельности, облагаемой в соответствии с главой 26.5 Кодекса, за налоговый период не превышает 15 человек.

Вместе с тем обращаем внимание, что независимо от количества выданных индивидуальному предпринимателю патентов общая средняя численность привлекаемых наемных работников по всем видам деятельности, облагаемым в рамках патентной системы налогообложения, не должна превышать за налоговый период 15 человек.

При этом информируем, что средняя численность наемных работников определяется в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики.

Согласно пункту 81.1 Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», № П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации», утвержденных Приказом Росстата от 28.10.2013 № 428, в среднюю численность работников не включаются работники, находившиеся в отпусках по беременности и родам, в отпусках в связи с усыновлением новорожденного ребенка непосредственно из родильного дома, а также в отпуске по уходу за ребенком.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Р. СААКЯН