1. Главная / Документы / Официальная переписка 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| официальная переписка | печать | 744

<О возможности несоставления счетов-фактур при реализации товаров (работ, услуг) покупателям, применяющим УСН>

Министерство финансов РФ письмо от 08.09.2014 № 03-11-06/2/44863

Вопрос: О возможности несоставления счетов-фактур при реализации товаров (работ, услуг) покупателям, применяющим УСН, и об учете в расходах сумм НДС данными покупателями.

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо от 30.07.2014 № 151-У и письмо от 30.07.2014 № 149-У, поступившее из ФНС России, по вопросу выставления счетов-фактур покупателям, применяющим упрощенную систему налогообложения, и сообщает следующее.

Начиная с 1 октября 2014 г. по письменному согласию сторон сделки на несоставление счетов-фактур налогоплательщики могут не составлять счета-фактуры при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) лицам, не являющимся плательщиками налога на добавленную стоимость либо освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика (подпункт «а» пункта 3 статьи 1 и пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2014 № 238-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (далее - Федеральный закон № 238-ФЗ)).

Федеральный закон № 238-ФЗ не изменил порядок учета в расходах налога на добавленную стоимость при определении объекта налогообложения плательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения.

Так, согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уменьшают полученные доходы на расходы в виде налога на добавленную стоимость по оплаченным товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком и подлежащим включению в состав расходов в соответствии с указанной статьей и статьей 346.17 Кодекса. Следовательно, суммы налога на добавленную стоимость являются самостоятельным видом расхода.

В соответствии со статьей 346.24 Кодекса налогоплательщики обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма и Порядок заполнения которой утверждены приказом Минфина России от 22.10.2012 № 135н.

>Пунктом 2.5 Порядка заполнения Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, предусмотрено, что в графе 5 налогоплательщик отражает расходы, указанные в статье 346.16 Кодекса.

В связи с изложенным налогоплательщик при заполнении Книги учета доходов и расходов должен указать в графе 5 отдельной строкой сумму налога на добавленную стоимость по оплаченным товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком.

При этом информируем, что первичными документами, на основании которых производятся записи в Книге учета доходов и расходов, являются платежно-расчетные документы, кассовые чеки или бланки строгой отчетности, заполненные в установленном порядке, с выделением отдельной строкой суммы налога на добавленную стоимость. Вместе с тем счета-фактуры могут не представляться (при наличии письменного согласия сторон на их несоставление).

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Р. Саакян