1. Главная / Документы / Нормативные правовые акты 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| нормативные правовые акты | печать | 1330

Об утверждении Правил оказания услуг подвижной связи

Правительство РФ проект постановления
В соответствии со статьей 44 Федерального закона «О связи» от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ и Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» Правительство Российской Федерации постановляет :

1. Утвердить прилагаемые Правила оказания услуг подвижной связи.

2. Установить, что Правила оказания услуг подвижной связи, утвержденные настоящим постановлением, вводятся в действие с 1 июля 2012 г.

3. Признать утратившим силу с 1 июля 2012 г. постановление Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 г. № 328 «Об утверждении Правил оказания услуг подвижной связи».

Председатель Правительства

Российской Федерации

В. Путин

Правила оказания услуг подвижной связи

I. Общие положения

1. Настоящие Правила регулируют отношения между лицом, пользующимся услугами подвижной связи, и оператором связи при оказании услуг подвижной радиосвязи, и (или) услуг подвижной радиотелефонной связи, и (или) услуг подвижной спутниковой радиосвязи в сети связи общего пользования (далее - услуги подвижной связи).

2. Используемые в настоящих Правилах понятия обозначают следующее:

«абонент» - физическое лицо (гражданин), индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, с которым заключен договор об оказании услуг подвижной связи при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации;

«абонентский номер» - номер, однозначно определяющий (идентифицирующий) подключенную к сети подвижной связи абонентскую станцию (абонентское устройство) с установленным в ней идентификационным модулем;

«абонентская станция (абонентское устройство)» - пользовательское (оконечное) оборудование, подключаемое к сети подвижной связи;

«активация карты оплаты услуг связи» - действия, выполняемые в соответствии с установленным для данной карты оплаты порядком, которые позволяют оператору связи установить факт и размер платежа по соответствующему договору;

«зона обслуживания сети подвижной связи» - совокупность территорий, обслуживаемых всеми узлами связи сети подвижной связи одного и того же оператора связи;

«идентификационный модуль» - электронный носитель информации, устанавливаемый в абонентскую станцию (абонентское устройство), с помощыо которого осуществляется идентификация абонента оператором связи, доступ абонентской станции (абонентского устройства) к сети подвижной связи, а также обеспечивается защита от несанкционированного использования абонентского номера;

«карта оплаты услуг связи» (далее - карта оплаты) – носитель информации, используемый для доведения до оператора связи сведений об оплате (предоплате) услуг подвижной связи;

«короткое текстовое сообщение» - сообщение, состоящее из букв или символов, набранных в определенной последовательности, предназначенное для передачи по сети подвижной связи;

«недостаток услуги» - несоответствие услуги подвижной связи, а так же услуг, технологически неразрывно связанных с услугами подвижной связи и направленных на повышение их потребительской ценности или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых услуга такого рода используется;

«предоставление доступа к сети подвижной связи» — совокупность организационно-технических действий оператора связи по подготовке идентификационного модуля и средств связи, входящих в состав сети подвижной связи, к оказанию услуг подвижной связи абоненту с использованием данного идентификационного модуля;

«предоставление доступа к услугам связи, оказываемым другим оператором связи» - обеспечение одним оператором связи возможности получения его абонентом услуг связи, оказываемых другим оператором связи на основании договора;

«предоставление доступа к услугам третьих лиц» - обеспечение оператором связи на основании договора об оказании услуг подвижной связи с абонентом возможности предоставления абоненту доступа к услугам третьих лиц, оказываемого посредством сетей подвижной связи;

«роуминг» - обеспечение возможности абоненту с применением идентификационного модуля, указанного в договоре об оказании услуг подвижной связи, пользоваться услугами подвижной связи, оказываемыми другим оператором связи, с которым у абонента договор не заключен;

«соединение по сети подвижной связи» - установление в результате вызова взаимодействия между средствами связи, позволяющее абоненту передавать и (или) принимать голосовую и (или) неголосовую информацию;

«существенный недостаток услуги» - неустранимый недостаток, или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат, делающий невозможным получение услуг подвижной связи связи, а также услуг, технологически неразрывно связанных с услугами подвижной связи и направленных на повышение их потребительской ценности.

«тарифный план» - совокупность ценовых условий, на которых оператор связи предлагает пользоваться одной либо несколькими услугами подвижной связи;

«техническая возможность оказания услуг подвижной связи» - наличие функционирующих технических средств и сооружений подвижной связи в зоне обслуживания сети подвижной связи оператора связи, необходимых для оказания абоненту услуг подвижной связи.

3. Взаимоотношения оператора связи, оказывающего услуги подвижной связи (далее - оператор связи), с абонентом, возникающие при оказании услуг подвижной связи на территории Российской Федерации, осуществляются на русском языке, включая обмен короткими текстовыми сообщениями.

4. Оператор связи обязан обеспечивать соблюдение тайны телефонных переговоров и сообщений, передаваемых по сетям подвижной связи.

Ограничение права на тайну телефонных переговоров и сообщений, передаваемых по сетям подвижной связи, допускается только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Сведения о передаваемых по сетям подвижной связи телефонных переговорах и сообщениях могут предоставляться только абонентам или их уполномоченным представителям, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Сведения об абоненте, ставшие известными оператору связи в силу исполнения договора об оказании услуг подвижной связи (далее - договор), могут использоваться оператором связи для оказания справочных и иных информационных услуг или передаваться третьим лицам только с письменного согласия этого абонента, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Согласие абонента-гражданина на обработку его персональных данных в целях исполнения договора, осуществления оператором связи расчетов за оказанные услуги связи, а также рассмотрения претензий не требуется.

5. При чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также в иных случаях, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, оператор связи в установленном порядке временно прекращает или ограничивает оказание услуг подвижной связи.

6. Для пользования услугами подвижной связи к сети подвижной связи может быть подключена только такая абонентская станция (абонентское устройство), которая удовлетворяет требованиям, установленным в соответствии с Федеральным законом «О связи».

7. Оператор связи обеспечивает абоненту возможность пользования услугами подвижной связи 24 часа в сутки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

8. Оказание услуг подвижной связи может с согласия абонента сопровождаться оказанием оператором связи иных услуг, технологически неразрывно связанных с услугами подвижной связи и направленных на повышение их потребительской ценности.

Перечень услуг, технологически неразрывно связанных с услугами подвижной связи и направленных на повышение их потребительской ценности, определяется оператором связи.

Согласие абонента на оказание иных услуг, технологически неразрывно связанных с услугами подвижной связи и направленных на повышение их потребительской ценности, включая предоставление доступа к услугам третьих лиц, выражается абонентом письменно либо путем совершения конклюдентных действий.

9. При наличии у абонента дополнительного абонентского номера в сети местной телефонной связи этот номер может использоваться для переадресации вызовов с указанной сети на абонентскую станцию (абонентское устройство) этого абонента.

10. Оператор связи обязан предоставлять абсолютные приоритет всем сообщениям, касающимся безопасности человека на воде, на земле, в воздухе, космическом пространстве, а также сообщениям о крупных авариях, катастрофах, эпидемиях, эпизоотиях и стихийных бедствиях, связанных с проведением неотложных мероприятий в области государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.

Вызов экстренных оперативных служб обеспечивается оператором связи каждому абоненту бесплатно и круглосуточно посредством набора номера, единого на всей территории Российской Федерации для каждой экстренной оперативной службы, также единого номера вызова экстренных оперативных служб «112».

11. Оператор связи обязан создавать систему информационно- справочного обслуживания в целях предоставления абонентам информации, связанной с оказанием услуг подвижной связи.

12. В системе информационно-справочного обслуживания оказываются платные и бесплатные информационно-справочные услуги.

Оказание информационно-справочных услуг может производиться с использованием автоинформаторов. В системе информационно-справочного обслуживания обеспечивается возможность соединения с сотрудником информационно-справочной службы.

13. Оператор связи оказывает бесплатно и круглосуточно следующие информационно-справочные услуги:

а) выдает информацию о тарифах на услуги, о зоне обслуживания сети

подвижной связи;

б) выдает информацию абоненту:

о платежах, поступивших оператору связи согласно договору;

о сумме денежных средств, поступивших оператору связи, за вычетом

средств, учтенных для оплаты оказанных услуг связи (при авансовой системе

оплаты);

о задолженности абонента по оплате услуг подвижной связи;

в) осуществляет прием информации от абонента о технических неисправностях, препятствующих пользованию услугами подвижной связи.

г) посредством короткого текстового сообщения уведомляет абонента о начале оказания ему услуг подвижной связи другим оператором связи, с которым у абонента договор не заключен (роуминг) и о порядке получения информации о действующих тарифах и особенностях тарификации услуг подвижной связи в роуминге.

Перечень бесплатных информационно-справочных услуг не может быть сокращен.

14. Оператор связи самостоятельно определяет перечень оказываемых платных информационно-справочных услуг.

II. Порядок и условия заключения договора

15. Услуги подвижной связи оказываются операторами связи на основании возмездного договора об оказании услуг связи.

Сторонами по договору выступают физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, с одной стороны, и оператор связи, с другой стороны.

Договор заключается в письменной форме в 2 экземплярах и подписывается сторонами. Договор, заключаемый с физическими лицами, является публичным договором.

Подпись лица, уполномоченного оператором связи на заключение договора, должна быть заверена печатью оператора связи или организации, уполномоченной оператором связи на заключение договора от его имени.

16. Для заключения договора юридическое лицо представляет оператору связи:

а) копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица;

б) копию свидетельства о постановке на налоговый учет;

в) документ, подтверждающий полномочия представителя действовать от имени юридического лица.

17. Для заключения договора индивидуальный предприниматель представляет оператору связи:

а) документ, удостоверяющий личность;

б) копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя;

в) копию свидетельства о постановке на налоговый учет.

18. Для заключения договора физическое лицо представляет оператору связи документ, удостоверяющий личность.

19. В договоре должны быть указаны, в том числе, следующие данные:

а) дата и место заключения договора;

б) наименование (фирменное наименование) оператора связи;

в) реквизиты расчетного счета оператора связи;

г) реквизиты выданной оператору связи лицензии;

д) сведения об абоненте (фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес регистрации или постановки на учет по месту жительства или пребывания, реквизиты документа, удостоверяющего личность, - для физического лица или индивидуального предпринимателя, наименование (фирменное наименование) организации, место нахождения - для юридического лица);

е) согласие (отказ) абонента на предоставление доступа к услугам связи, оказываемым другим оператором связи, и предоставление сведений о нем для оказания таких услуг;

ж) номер идентификационного модуля;

з) согласие (отказ) абонента - физического лица на использование сведений о нем в системе информационно-справочного обслуживания;

и) согласие (отказ) абонента на информирование его о потреблении за расчетный период услуг подвижной связи по договору в сумме, превышающей значение, выбранное абонентом из предложенных оператором связи, и порядок такого информирования;

к) порядок приостановления оказания услуг подвижной связи по обращению абонента;

л) форма выставления счета и способ его доставки;

м) права, обязанности и ответственность сторон;

н) срок действия договора;

о) указание фамилии и должности лица, осуществившего оформление договора от имени оператора связи.

В договоре с абонентом - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем предусматривается обязанность предоставления оператору связи списка лиц, использующих выделенные по договору идентификационные модули, и устанавливается срок и порядок предоставления указанного списка и его периодического обновления, а также устанавливается, что указанный список должен содержать фамилии, имена, отчества, места жительства, реквизиты основного документа, удостоверяющего личность этих лиц.

20. В договоре должны быть указаны следующие существенные условия:

а) назначенный абоненту абонентский номер из выделенного оператору связи ресурса нумерации географически не определяемой зоны нумерации или уникальный код идентификации;

б) оказываемые услуги подвижной связи;

в) порядок и сроки оплаты услуг подвижной связи.

В случае назначения абоненту уникального кода идентификации порядок назначения абоненту абонентского номера из выделенного оператору связи ресурса нумерации географически не определяемой зоны нумерации устанавливается оператором связи.

21. Оператор связи не вправе навязывать абоненту оказание дополнительных услуг подвижной связи, оказываемых за отдельную плату.

Оператор связи не вправе обусловливать оказание одних услуг подвижной связи обязательным оказанием иных услуг связи.

22. Договор заключается на неопределенный срок. По желанию абонента может быть заключен срочный договор.

23. Оператор связи обязан заключить договор, кроме случаев, когда отсутствует техническая возможность оказания абоненту услуг подвижной связи.

В случае отказа или уклонения оператора связи от заключения договора лицо, имеющее намерение заключить договор, вправе обратиться в суд с требованием о понуждении оператора связи заключить договор и возмещении ущерба, возникшего в результате его действий (бездействия).

Бремя доказывания отсутствия технической возможности оказания услуг подвижной связи лежит на операторе связи.

24. Оператор связи вправе поручить третьему лицу заключить договор от имени и за счет оператора связи, а также осуществлять расчеты с абонентом и иные действия по обслуживанию абонентов от имени оператора связи.

По договору, заключенному третьим лицом от имени и за счет оператора связи, права и обязанности по оказанию услуг подвижной связи возникают непосредственно у оператора связи. Оператор связи обязан начать предоставление услуг подвижной связи с момента подписания третьим лицом договора от имени оператора связи.

Третье лицо, действующее от имени оператора связи, при заключении договора обязано внести в договор сведения о сотруднике, заключающем договор на основании документов, представленных в соответствии с пунктами 16-18 настоящих Правил, а также направить один экземпляр подписанного договора оператору связи в течение 10 дней после заключения договора.

25. Не допускается распространение идентификационных модулей:

лицами, не уполномоченными оператором связи на заключение договоров;

лицами, уполномоченными оператором связи на заключение договоров, без заключения договора об оказании услуг подвижной связи;

на основании договоров, содержащих недостоверную или заведомо ложную информацию об абоненте.

III. Порядок и условия исполнения договора

Права и обязанности сторон при исполнении договора

26. Оператор связи обязан:

а) оказывать абоненту те услуги подвижной связи, на оказание которых этому оператору связи выдана лицензия, а также предоставлять абоненту услуги подвижной связи в соответствии с лицензионными условиями, предусмотренными в выданной оператору связи лицензии;

б) предоставлять необходимую для заключения и исполнения договора информацию. Указанная информация на русском языке в наглядной и доступной форме бесплатно доводится до сведения абонентов в местах работы с абонентами;

в) предоставлять абонентам в своей сети подвижной связи соединения, осуществляемые для предоставления доступа к услугам своих информационно-справочных служб на тех же условиях, что и для предоставления доступа к услугам иных информационно-справочных служб;

г) устранять в установленные сроки технические неисправности, препятствующие пользованию услугами подвижной связи;

д) извещать абонентов через средства массовой информации об изменении действующих тарифов, тарифных планов не менее чем за 10 дней до даты вступления изменения в силу;

е) при изменении действующих тарифных планов не менее чем за 10 дней до даты вступления изменения в силу извещать абонентов, использующих данные тарифные планы, коротким текстовым сообщением, содержащим информацию о дате вступления изменения в силу и о порядке получения подробной информации об изменениях;

ж) информировать абонента в соответствии с договором о потреблении им за расчетный период услуг подвижной связи по договору в сумме, превышающей значение, выбранное абонентом из предложенных оператором связи;

з) предоставлять абоненту по его запросу в порядке и на условиях, установленных оператором связи, детализацию счета по всем видам услуг подвижной связи, оказанных в соответствии с договором, с указанием даты и времени всех состоявшихся соединений, их продолжительности и абонентских номеров. При запросе абонента детализации в электронном виде за период не более 6 месяцев с даты выставления счета, оператор обязан предоставлять указанную детализацию бесплатно, но не чаще одного раза в

месяц;

и) возобновлять оказание услуг подвижной связи абоненту в течение 3 дней с даты получения оплаты от абонента или представления абонентом документов, подтверждающих ликвидацию задолженности по оплате услуг подвижной связи (в случае приостановления оказания услуг подвижной связи);

к) приостанавливать по обращению абонента оказание услуг подвижной связи на условиях, установленных договором;

л) бесплатно информировать абонентов посредством короткого текстового сообщения о стоимости услуг третьих лиц (включая стоимость доступа к услугам третьих лиц), доступ к которым обеспечивается оператором связи».

27. Оператор связи обязан по требованию абонента предоставлять ему дополнительную информацию, связанную с оказанием услуг подвижной связи.

28. Абонент вправе:

а) получать необходимую и достоверную информацию об операторе связи, режиме его работы, оказываемых услугах подвижной связи;

б) требовать перерасчет абонентской платы вплоть до полного возврата сумм, уплаченных за услуги подвижной связи, в связи с непредоставлением услуг не по вине абонента или предоставлением их ненадлежащего качества;

в) отказаться от оплаты услуг подвижной связи, предоставленных ему без согласования и не предусмотренных договором;

г) получать детализацию счета по всем видам услуг подвижной связи с указанием даты и времени всех состоявшихся соединений, их продолжительности и абонентских номеров;

д) выбирать тарифный план и переходить на иной тарифный план из числа предложенных оператором связи;

е) отказаться от потребления услуг подвижной связи, тарификация которых может осуществляться с задержкой, указанной в абзаце пятом пункта 46 настоящих Правил.

29. Абонент обязан:

а) использовать для подключения к сети подвижной связи оборудование, удовлетворяющее требованиям, установленным в соответствии с Федеральным законом «О связи»;

б) в полном объеме и сроки, которые определены договором, вносить плату за полученные услуги подвижной связи;

в) незамедлительно сообщать оператору связи об утрате идентификационного модуля;

г) в течение 60 дней сообщать оператору связи об изменениях указанных в договоре сведений об абоненте (фамилии, наименования (фирменного наименования) юридического лица, места жительства (места нахождения));

д) не использовать услуги подвижной связи, оказываемые по договору, для противоправных действий и иных действий, не соответствующих условиям договора, действий, связанных со злоупотреблением правом;

е) проинформировать оператора связи о намерении прекратить использование услуг подвижной связи на срок, превышающий 6 месяцев.

30. Оператор связи вправе с использованием сайта в сети Интернет предоставить абоненту, прошедшему идентификацию в порядке, определенном оператором связи, возможность:

получения информации об услугах подвижной связи, оказываемых оператором связи, и состоянии расчетов за них, иной информации, связанной с оказанием услуг подвижной связи согласно договору;

заказа детализации счета по всем видам услуг подвижной связи с указанием даты и времени всех состоявшихся соединений, их продолжительности и абонентских номеров;

изменения состава оказываемых услуг подвижной связи, тарифных планов, иных условий договора.

Все действия, совершенные на указанном сайте в сети Интернет после идентификации, считаются совершенными абонентом.

Расчеты за оказанные услуги подвижной связи

31. Единица тарификации соединения по сети подвижной связи устанавливается оператором связи, но не может быть более 1 минуты.

Единица тарификации соединений по сети подвижной связи, предоставленных в роуминге, и соединений по сети подвижной связи с абонентами, находящимися за пределами Российской Федерации , не может быть более 1 минуты.

Порядок оплаты неполной единицы тарификации устанавливается оператором связи.

32. Учет продолжительности соединения ведется в соответствии с принятой оператором связи единицей тарификации.

33. Продолжительность соединения по сети подвижной связи, используемая для определения размера платы, отсчитывается с 1-й секунды ответа вызываемого абонента или оборудования, сигнал ответа которого приравнивается к ответу абонента, до момента отбоя вызывающего или вызываемого абонента или такого оборудования. Соединение

продолжительностью до 3 секунд включительно не учитывается в объеме оказанных услуг подвижной связи.

34. Тарифы на услуги подвижной связи, в том числе тарифы, используемые для оплаты неполной единицы тарификации, устанавливаются и изменяются оператором связи самостоятельно, если иной порядок не предусмотрен законодательством Российской Федерации.

35. Тарифы на услуги подвижной связи могут устанавливаться в виде тарифов на отдельные услуги подвижной связи или тарифных планов на наборы услуг подвижной связи.

Тарифный план может предусматривать плату за предоставление доступа к сети подвижной связи, а также плату за подключение услуг, технологически неразрывно связанных с услугами подвижной связи.

Тарифным планом могут устанавливаться дифференцированные тарифы:

по времени суток, дням недели, выходным и нерабочим праздничным

дням;

по месту нахождения абонента в пределах того или иного субъекта Российской Федерации;

по набору и объему оказываемых услуг подвижной связи;

по размеру суммы внесенного авансового платежа;

по иным основаниям.

При этом оператор связи обязан иметь в каждом субъекте лицензионной территории не менее одного тарифного плана с единицей тарификации телефонных соединений не более 1 секунды и не менее одного тарифного плана с единицей тарификации телефонных соединений, предоставленных в роуминге, не более 10 секунд.

Тарифы, тарифные планы на услуги подвижной связи могут быть установлены отдельно для юридических и физических лиц, использующих услуги подвижной связи для личных, семейных и домашних нужд, а также физических лиц, использующих услуги подвижной связи для иных нужд.

36. При формировании тарифных планов могут применяться:

а) абонентская системы оплаты, при которой размер платежа абонента за определенный (расчетный) период является величиной постоянной, не зависящей от объема фактически полученных услуг подвижной связи;

б) система оплаты, зависящая от объема услуг подвижной связи, оказанных абоненту по договору за промежуток времени, установленный оператором. Размер платежа может определяться суммарной продолжительностью инициированных абонентом соединений, объемом переданной информации или количеством фактически оказанных разовых

услуг.

При формировании тарифных планов допускается сочетание систем оплаты.

37. Порядок перевода абонента на иной тарифный план устанавливается оператором связи. Не допускается перевод абонента на иной тарифный план без согласия абонента. При этом перевод абонента с одного тарифного плана на другой осуществляется без взимания платы.

38. Плата за соединение по сети подвижной связи определяется исходя из его продолжительности, выраженной в количестве единиц тарификации соединения по сети подвижной связи.

Оплате абонентом не подлежит соединение по сети подвижной связи, установленное в результате вызова другим абонентом, за исключением случаев, установленных действующим законодательством и условиями заключенного договора об оказании услуг подвижной свзяи.

39. Плату за услуги подвижной связи абонент вносит тому оператору связи, с которым у него заключен договор, в том числе и в случаях, когда он с применением идентификационного модуля, указанного в договоре, воспользовался услугами подвижной связи другого оператора связи (роуминг), с которым у абонента договор не заключен.

40. Основанием для выставления счета абоненту за предоставленные соединения по сети подвижной связи являются данные, полученные с помощью оборудования учета объема оказанных услуг подвижной связи.

41. Все расчеты за услуги подвижной связи, оказанные оператором связи абонентам, осуществляются в российских рублях.

42. Расчетный период по оказываемым услугам подвижной связи оператор связи устанавливает самостоятельно. Этот период не должен превышать 1 месяц.

43. Для целей расчета за оказанные услуги подвижной связи используется тот тариф, который действовал на момент установления соответствующего соединения.

44. К пользовательскому оборудованию, сигнал ответа которого приравнивается к ответу вызываемого лица и служит началом отсчета продолжительности соединения, относятся:

а) модем или факсимильный аппарат, работающие в режиме автоматического приема информации;

б) любое абонентское устройство, оборудованное автоответчиком, либо имеющее функцию автоматического определения номера;

в) иные абонентские устройства, обеспечивающие (или имитирующие) возможность обмена информацией при отсутствии вызываемого лица.

45. Счет, выставляемый абоненту за оказанные услуги подвижной связи, является расчетно-информационным документом, в котором содержатся следующие сведения:

а) реквизиты оператора связи;

б) фамилия, имя, отчество абонента (для гражданина и индивидуального предпринимателя), наименование организации (для юридического лица);

в) расчетный период, за который выставляется счет;

г) номер договора с абонентом;

д) виды оказанных услуг в соответствии с договором с указанием объема услуг по каждому виду;

е) сумма, предъявляемая к оплате по каждому виду услуг подвижной связи, оказанных в соответствии с договором, и каждому абонентскому номеру абонента;

ж) общая сумма, предъявляемая к оплате;

з) сумма денежных средств, внесенных абонентом в качестве оплаты услуг подвижной связи, за вычетом израсходованных абонентом на оплату услуг подвижной связи сумм;

и) дата выставления счета;

к) срок оплаты счета (если для этого платежа он установлен оператором связи).

Счет может быть выставлен в бумажном виде или в электронной форме.

46. Оплата услуг подвижной связи осуществляется в форме наличных и безналичных расчетов.

Оплата услуг подвижной связи может производиться посредством авансового платежа либо посредством отложенного платежа.

При оплате услуг подвижной связи посредством авансового платежа услуги оказываются в объеме внесенных абонентом средств. При исчерпании внесенных абонентом денежных средств оказание услуг прекращается.

При оплате услуг подвижной связи посредством отложенного платежа оказанные услуги подвижной связи оплачиваются по окончании расчетного периода. Срок оплаты услуг подвижной связи оператор связи устанавливает самостоятельно, но этот срок не должен быть менее 10 дней с даты выставления счета. Более длительный срок оплаты услуг подвижной связи может быть предусмотрен договором.

В случаях, установленных договором, тарификация оператором связи оказанных абоненту услуг может осуществляться с задержкой до момента поступления оператору связи информации от другого оператора связи об объеме услуг, потребленных абонентом.

47. Оплата услуг подвижной связи может осуществляться при помощи карт оплаты.

Карта оплаты содержит следующую информацию:

а) наименование (фирменное наименование) оператора связи, выпустившего карту;

б) размер платежа, внесение которого подтверждает карта оплаты (платежный актив карты оплаты);

в) срок, в течение которого карта оплаты может быть активирована;

г) телефон и (или) электронный адрес справочной службы, предоставляющей информацию по вопросам использования карты оплаты;

д) порядок активации карты оплаты;

е) учетный номер карты оплаты.

На карте оплаты может размещаться иная информация.

Платежный актив карты оплаты учитываются оператором связи в целях оплаты услуг по соответствующему договору с момента подтверждения оператором связи завершения активации карты оплаты.

48. Абонент имеет право обратиться к оператору связи за возвратом денежных средств, внесенных им в качестве аванса. При этом обязанность оператора связи вернуть неиспользованный остаток денежных средств возникает после расторжения договора абонентом.

IV. Порядок и условия приостановления, изменения и расторжения договора

49. Абонент вправе в любое время в одностороннем порядке расторгнуть договор при условии оплаты фактически понесенных оператором расходов в связи с оказанием услуг подвижной связи. Порядок одностороннего отказа от исполнения договора определяется в договоре.

Оператор связи обязан вернуть неиспользованный остаток денежных средств в течение 30 дней со дня получения соответствующего требования абонента.

50. В случае, если абонент не использует услуги подвижной связи более 6 месяцев подряд, не уведомив об этом оператора связи в порядке, предусмотренном подпунктом «е» пункта 29 настоящих правил, действие договора прекращается.

51. В случае нарушения абонентом требований, связанных с оказанием услуг подвижной связи и установленных Федеральным законом «О связи», настоящими Правилами и договором, оператор связи имеет право приостановить оказание услуг подвижной связи до устранения нарушения.

При этом сохраняется доступ к сети подвижной связи и возможность вызова абонентом экстренных (оперативных) служб.

Оператор связи направляет абоненту уведомление о намерении приостановить оказание услуг подвижной связи в письменной форме и (или) короткое текстовое сообщение об этом с указанием даты приостановления оказания услуг подвижной связи.

В случае неустранения такого нарушения в течение 6 месяцев со дня получения абонентом от оператора связи указанного уведомления оператор связи вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор.

Указанный в настоящем пункте порядок уведомления абонента о приостановлении оказания услуг не применяется в случае нарушения абонентом подпункта «д» пункта 29 настоящих правил, а также при прекращении оказания услуг подвижной связи в связи исчерпанием средств, внесенных в качестве аванса абонентом, использующим авансовый порядок расчетов.

52. Оператор связи по своей инициативе имеет право заменить выделенный абоненту абонентский номер только в случае, если продолжение оказания услуг подвижной связи с использованием указанного номера невозможно. При этом оператор связи обязан письменно известить абонента и сообщить ему его новый абонентский номер не менее чем за 60 дней до даты замены, если необходимость замены не была вызвана непредвиденными или чрезвычайными обстоятельствами. В случае массовой замены

абонентских номеров оповещение абонентов производится через средства массовой информации и с использованием средств связи оператора связи (автоинформатора).

По обращению абонента оператор связи обязан заменить выделенный абоненту абонентский номер.

Замена абонентского номера по инициативе оператора связи производится бесплатно, а по инициативе абонента - за плату, размер которой устанавливается оператором связи.

53. Изменение договора оформляется путем заключения дополнительного соглашения в письменной форме. Письменная форма считается соблюденной при совершении абонентом конклюдентных действий, в том числе действий по пользованию услугами, оплате услуг, а также иных действий, перечень и порядок осуществления которых определяются оператором связи

V. Порядок предъявления и рассмотрения жалоб и претензий

54. Абонент вправе обжаловать решения и действия (бездействие) оператора связи, связанные с оказанием услуг подвижной связи.

55. Оператор связи обязан иметь книгу жалоб и предложений и выдавать ее по первому требованию абонента.

56. Рассмотрение жалобы абонента осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

57. При неисполнении или ненадлежащем исполнении оператором связи обязательств по оказанию услуг подвижной связи абонент до обращения в суд предъявляет оператору связи претензию.

58. Претензия предъявляется в письменной форме и подлежит регистрации в день ее поступления оператору связи.

Претензии по вопросам, связанным с отказом в оказании услуги подвижной связи, несвоевременным или ненадлежащим исполнением обязательств, вытекающих из договора, предъявляются в течение 6 месяцев с даты оказания услуги подвижной связи, отказа в ее оказании или выставления счета.

59. К претензии прилагаются копия договора, а также иные необходимые для рассмотрения документы, в которых должны быть указаны сведения о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору, а в случае предъявления претензии о возмещении ущерба - о факте и размере причиненного ущерба.

60. Претензия рассматривается оператором связи в срок, не превышающий 60 дней с даты регистрации претензии.

О результатах рассмотрения претензии оператор связи должен сообщить (в письменной форме) предъявившему ее абоненту.

В случае если претензия была признана оператором связи обоснованной, выявленные недостатки подлежат устранению в разумный срок.

В случае признания оператором связи требований абонента об уменьшении размера оплаты оказанных услуг подвижной связи, о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за услуги денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от предоставления услуг подвижной связи, обоснованными, они подлежат удовлетворению в 10-дневный срок с даты признания требований обоснованными.

При отклонении претензии полностью или частично либо неполучении ответа в установленные для ее рассмотрения сроки абонент имеет право предъявить иск в суд.

VI. Ответственность сторон

61. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору оператор связи несет ответственность перед абонентом в следующих случаях:

а) нарушение сроков обеспечения доступа к сети подвижной связи;

б) нарушение установленных в договоре сроков оказания услугподвижной связи;

в) оказание не всех услуг подвижной связи, указанных в договоре;

г) некачественное оказание услуг подвижной связи;

д) непредставление, неполное или несвоевременное представление информации, связанной с оказанием услуг подвижной связи;

е) нарушение требований об ограничении распространения сведений об абоненте, ставших известными оператору связи в силу исполнения договора;

ж) нарушение тайны телефонных переговоров и сообщений.

62. Оператор связи за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств в соответствии с договором несет следующую имущественную ответственность:

а) уплачивает неустойку в размере 3 процентов стоимости услуги подвижной связи за каждый день просрочки вплоть до начала обеспечения доступа к сети подвижной связи, если более высокий размер неустойки не указан в договоре, но не более стоимости услуги подвижной связи, в случае нарушения сроков предоставления доступа к сети подвижной связи;

б) уплачивает неустойку в размере 3 процентов стоимости услуги подвижной связи за каждый час просрочки вплоть до начала оказания услуги подвижной связи, если более высокий размер неустойки не указан в договоре, но не более стоимости услуги подвижной связи, либо по требованию абонента полностью возмещает причиненные убытки в случае нарушения установленных в договоре сроков оказания услуг подвижной связи;

в) соразмерно уменьшает по требованию абонента стоимость услуг подвижной связи, а также соглашается с отказом от исполнения договора абонентом в случае оказания не всех услуг подвижной связи, указанных в договоре;

г) безвозмездно устраняет по требованию абонента недостатки оказанной услуги подвижной связи, а также уменьшает стоимость услуги подвижной связи в случае некачественного оказания услуги подвижной связи, в том числе в результате ненадлежащего содержания сети подвижной связи;

д) соглашается с отказом от исполнения договора абонентом, возвращает уплаченную за оказанную услугу подвижной связи сумму и возмещает причиненные убытки в случае непредставления, неполного или несвоевременного представления информации об оказании услуг подвижной связи;

е) возмещает по требованию абонента причиненные убытки, а также моральный вред в случае нарушения оператором связи тайны телефонных переговоров и сообщений, а также требований об ограничении распространения сведений об абоненте, ставших ему известными в силу исполнения договора.

63. Оператор связи не несет ответственность за действия третьих лиц, заключающиеся в направлении абонентам рекламы и иных сообщений с использованием услуг подвижной связи, оказываемых оператором связи.

64. Абонент при пользовании услугами подвижной связи несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе, в случаях:

а) неоплаты, неполной или несвоевременной оплаты услуг подвижной связи;

б) несоблюдения правил эксплуатации оборудования;

в) несоблюдения запрета на подключение к сети подвижной связи абонентской станции (абонентского устройства), не соответствующей установленным требованиям;

г) передачи идентификационного модуля другому лицу.

65. В случаях несоблюдения абонентом правил эксплуатации абонентской станции (абонентского устройства) или несоблюдения запрета на подключение к сети подвижной связи абонентской станции (абонентского устройства), не соответствующей установленным требованиям, оператор связи вправе обратиться в суд с требованием о возмещении причиненных такими действиями абонента убытков.

66. Оператор связи освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, если докажет, что их неисполнение или ненадлежащее исполнение произошло вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы или по вине другой стороны.

67. В случае несоблюдения абонентом условия, указанного в подпункте «в» пункта 29 настоящих Правил, он несет обязательства по оплате оказанных оператором связи услуг подвижной связи, полученных с использованием утерянного идентификационного модуля, вплоть до момента получения оператором связи письменного заявления о его утрате.