Об обращении с радиоактивными отходами

Законопроект № 294554-5
Дата внесения в ГД РФ: 05.12.2009
Вид закона: Федеральный закон
Статус: первое чтение законопроекта в ГД
Инициаторы: Правительство РФ
Дата последнего решения: 20.01.2010
"принять законопроект в первом чтении; представить поправки к законопроекту (в тридцатидневный срок со дня принятия постановления) "
| законопроекты | печать

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Сфера применения

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при обращении с радиоактивными отходами, образующимися и образовавшимися в Российской Федерации.

Статья 2. Правовое регулирование в области обращения с радиоактивными отходами

1. Отношения в области обращения с радиоактивными отходами регулируются настоящим Федеральным законом, федеральными законами от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", от 9 января 1996 года № 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 "О недрах" и другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.

2. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти и организации, осуществляющие нормативное регулирование в области использования атомной энергии, вправе принимать нормативные акты, регулирующие отношения, связанные с обращением с радиоактивными отходами.

3. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила обращения с радиоактивными отходами, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

Статья 3. Основные понятия

1. В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

"накопленные радиоактивные отходы" - радиоактивные отходы, образовавшиеся до вступления в силу настоящего Федерального закона и внесенные в государственный реестр радиоактивных отходов в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом;

"обращение с радиоактивными отходами" - деятельность по сбору, сортировке, переработке, кондиционированию, транспортированию, перевозке, приему, хранению и захоронению радиоактивных отходов;

"отработавшие закрытые источники ионизирующего излучения" - непригодные для дальнейшего использования источники ионизирующего излучения, устройство которых исключает поступление радиоактивных веществ в окружающую среду;

"критерии приемлемости радиоактивных отходов для их захоронения" (далее - критерии приемлемости) - устанавливаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом обязательные для исполнения требования к физико-химическим свойствам радиоактивных отходов, а также к контейнерам и упаковкам радиоактивных отходов, определяющие приемлемость размещения радиоактивных отходов в пункте захоронения радиоактивных отходов;

"переработка радиоактивных отходов" - подготовительные технологические операции, выполняемые с целью изменения агрегатного состояния и (или) физико-химических свойств радиоактивных отходов для их последующего кондиционирования;

"кондиционирование радиоактивных отходов" - операции по переводу радиоактивных отходов в форму и состояние, пригодные для их безопасного хранения, транспортирования, перевозки и захоронения и удовлетворяющие критериям приемлемости;

"лимит промежуточного хранения" - устанавливаемое в соответствии с настоящим Федеральным законом ограничение сроков хранения определенных объемов и категорий радиоактивных отходов у производителя радиоактивных отходов до приведения их в соответствие с критериями приемлемости;

"промежуточное хранение" - содержание радиоактивных отходов в пределах лимитов промежуточного хранения у производителя радиоактивных отходов;

"пункт промежуточного хранения" - пункт хранения радиоактивных отходов, часть ядерной установки или радиационного источника, предназначенные для промежуточного хранения радиоактивных отходов у производителя радиоактивных отходов;

"захоронение радиоактивных отходов" (далее - захоронение) - безопасное размещение радиоактивных отходов в пункте захоронения радиоактивных отходов без намерения их последующего извлечения;

"пункт захоронения радиоактивных отходов приповерхностного типа" - сооружение, размещаемое на поверхности земли и (или) на глубине от нескольких метров до ста метров;

"барьер безопасности" - элемент природного геологического образования или инженерного сооружения, препятствующий проникновению радионуклидов и (или) ионизирующего излучения в окружающую среду;

"пункт долговременного хранения радиоактивных отходов" - пункт хранения радиоактивных отходов, в отношении которого на момент вступления в силу настоящего Федерального закона не предусмотрены порядок и меры по выводу его из эксплуатации;

"пункт захоронения радиоактивных отходов" - пункт хранения радиоактивных отходов, предназначенный для размещения радиоактивных отходов без намерения их последующего извлечения, обеспечивающий радиационную безопасность персонала, населения и окружающей среды в течение всего срока потенциальной опасности радиоактивных отходов;

"пункт размещения особых радиоактивных отходов" - пункт хранения радиоактивных отходов, представляющий собой объект природного или техногенного происхождения, содержащий радиоактивные отходы, условия размещения которых не позволяют обеспечить их экономически обоснованное и безопасное удаление;

"пункт захоронения особых радиоактивных отходов" - пункт размещения особых радиоактивных отходов, оборудованный необходимыми барьерами безопасности, обеспечивающими радиационную безопасность персонала, населения и окружающей среды в течение определенного срока;

"вывод из эксплуатации пункта хранения радиоактивных отходов" - деятельность, осуществляемая после удаления радиоактивных отходов из пункта хранения, направленная на достижение состояния, исключающего дальнейшее использование его для хранения радиоактивных отходов и обеспечивающая безопасность населения и окружающей среды;

"закрытие пункта захоронения радиоактивных отходов" - завершение операций по размещению радиоактивных отходов и приведению пункта захоронения радиоактивных отходов в состояние, обеспечивающее безопасность на весь период потенциальной опасности размещенных в нем радиоактивных отходов;

"радиационный мониторинг" - комплексная система наблюдений за радиационной обстановкой, оценки и прогноза изменений ее состояния;

"государственная регистрация радиоактивных отходов и пунктов хранения радиоактивных отходов" - внесение документированных сведений о накопленных радиоактивных отходах и радиоактивных отходах, передаваемых на захоронение, в государственный реестр радиоактивных отходов, а также документированных сведений о пунктах хранения радиоактивных отходов, о субъектах прав собственности на пункты хранения радиоактивных отходов и о содержащихся в них радиоактивных отходах в государственный кадастр пунктов хранения радиоактивных отходов;

"производитель радиоактивных отходов" - организация, осуществляющая деятельность, в результате которой образуются радиоактивные отходы;

"специализированная организация по обращению с радиоактивными отходами" (далее - специализированная организация) - юридическое лицо, выполняющее работы и предоставляющее услуги по сбору, сортировке, переработке, кондиционированию, транспортированию, перевозке, хранению, эксплуатации, выводу из эксплуатации или закрытию пунктов хранения радиоактивных отходов;

"национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами" (далее - национальный оператор) - юридическое лицо, уполномоченное в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществлять деятельность, направленную на захоронение радиоактивных отходов, и иные виды деятельности по обращению с радиоактивными отходами.

2. Понятие "радиоактивные отходы" используется в значении, указанном в статье 3 Федерального закона "Об использовании атомной энергии".

В целях настоящего Федерального закона радиоактивными отходами признаются также материалы с повышенным содержанием природных радионуклидов, образующиеся и образовавшиеся при осуществлении не связанных с использованием атомной энергии видов деятельности.

3. Понятие "пункт хранения радиоактивных отходов" используется в значении, указанном в статье 3 Федерального закона "Об использовании атомной энергии".

В целях настоящего Федерального закона к пунктам хранения радиоактивных отходов относятся имеющие федеральное и межрегиональное значение пункты долговременного хранения радиоактивных отходов, пункты захоронения радиоактивных отходов, пункты размещения особых радиоактивных отходов и пункты захоронения особых радиоактивных отходов, а также не имеющие федерального и межрегионального значения пункты промежуточного хранения радиоактивных отходов.

Статья 4. Классификация радиоактивных отходов

1. В целях настоящего Федерального закона радиоактивные отходы подразделяются на следующие виды:

1) удаляемые радиоактивные отходы - радиоактивные отходы, для которых риски, связанные с радиационным воздействием, и иные риски, а также затраты, связанные с их извлечением, последующим обращением и захоронением, не превышают рисков и затрат, связанных с их захоронением в месте нахождения;

2) особые (неудаляемые) радиоактивные отходы - радиоактивные отходы, для которых риски, связанные с радиационным воздействием, и иные риски, а также затраты, связанные с их извлечением из пункта хранения радиоактивных отходов, последующим обращением и захоронением, превышают риски и затраты, связанные с их захоронением в месте нахождения.

2. Критерии отнесения радиоактивных отходов к особым радиоактивным отходам определяются федеральными нормами и правилами, регулирующими обращение с радиоактивными отходами (далее - федеральные нормы и правила).

3. Удаляемые радиоактивные отходы подразделяются на следующие категории:

1) по периоду полураспада:

а) долгоживущие радиоактивные отходы;

б) короткоживущие радиоактивные отходы;

2) по удельной активности:

а) высокоактивные радиоактивные отходы;

б) среднеактивные радиоактивные отходы;

в) низкоактивные радиоактивные отходы;

г) очень низкоактивные радиоактивные отходы;

3) по агрегатному состоянию:

а) жидкие радиоактивные отходы;

б) твердые радиоактивные отходы;

в) газообразные радиоактивные отходы;

4) по радионуклидному составу:

а) содержащие ядерные материалы;

б) не содержащие ядерных материалов;

5) не подлежащие дальнейшему использованию или регенерации отработавшие закрытые источники ионизирующего излучения.

4. Критерии отнесения удаляемых радиоактивных отходов к отдельным категориям определяются федеральными нормами и правилами с учетом технологических особенностей обращения с радиоактивными отходами и способов их захоронения.

Нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации могут быть установлены иные категории радиоактивных отходов.

Статья 5. Полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обращения с радиоактивными отходами

1. Правительство Российской Федерации:

1) определяет на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов
Президента Российской Федерации порядок функционирования единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами;

2) определяет по представлению органа государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами национального оператора;

3) принимает решения о проектировании, размещении, сооружении, эксплуатации, выводе из эксплуатации или закрытии пунктов хранения радиоактивных отходов, имеющих федеральное или межрегиональное значение;

4) устанавливает порядок отчисления части резервов, формируемых организациями, эксплуатирующими особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, для обеспечения безопасности и развития таких производств и объектов, а также для выполнения работ по обращению с радиоактивными отходами;

5) устанавливает порядок передачи радиоактивных отходов национальному оператору, в том числе радиоактивных отходов, образовавшихся при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, испытанием, эксплуатацией и утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения;

6) осуществляет контроль за выполнением обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и координирует международное сотрудничество в области обращения с радиоактивными отходами.

2. Федеральные органы исполнительной власти и Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" в пределах своих полномочий:

1) обеспечивают и регулируют безопасность при обращении с радиоактивными отходами;

2) подготавливают предложения о месте размещения, проектировании и сооружении пунктов хранения радиоактивных отходов, имеющих федеральное или межрегиональное значение;

3) обеспечивают функционирование систем государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, а также государственной регистрации радиоактивных отходов и пунктов хранения радиоактивных отходов;

4) организуют обеспечение физической защиты пунктов хранения радиоактивных отходов;

5) устанавливают лимиты промежуточного хранения радиоактивных отходов для производителей радиоактивных отходов;

6) осуществляют иные закрепленные за ними полномочия в установленной сфере деятельности.

3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации:

1) участвуют в обеспечении защиты граждан и охраны окружающей среды от радиационного воздействия, связанного с осуществлением деятельности по обращению с радиоактивными отходами и превышающего установленные федеральными нормами и правилами пределы;

2) участвуют в принятии решений о размещении и сооружении на территории соответствующего субъекта Российской Федерации пунктов хранения радиоактивных отходов, а также выводе их из эксплуатации или закрытии;

3) осуществляют контроль за обеспечением радиационной безопасности населения и охраной окружающей среды на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, готовностью организаций и граждан к действиям в случае аварии при осуществлении деятельности по обращению с радиоактивными отходами.

4. Органы местного самоуправления участвуют в обсуждении и решении вопросов размещения на территории соответствующего муниципального образования пунктов хранения радиоактивных отходов, а также в информировании населения через средства массовой информации о радиационной обстановке на территории соответствующего муниципального образования, возникшей при осуществлении деятельности по обращению с радиоактивными
отходами.

Статья 6. Федеральные нормы и правила, регулирующие обращение с радиоактивными отходами

1. Федеральные нормы и правила устанавливают требования к обеспечению безопасности при обращении с радиоактивными отходами и определяют в том числе:

1) критерии приемлемости радиоактивных отходов для их захоронения;

2) критерии отнесения радиоактивных отходов к особым радиоактивным отходам;

3) критерии отнесения удаляемых радиоактивных отходов к отдельным категориям;

4) требования по обеспечению безопасности при сооружении, эксплуатации, выводе из эксплуатации или закрытии пунктов хранения радиоактивных отходов;

5) требования к ведению государственного учета и контроля радиоактивных отходов у производителей радиоактивных отходов;

6) требования к паспорту радиоактивных отходов;

7) категории отработавших закрытых источников ионизирующего излучения;

8) требования к сбору, транспортированию, перевозке, хранению и захоронению отработавших закрытых источников ионизирующего излучения;

9) категории пунктов размещения радиоактивных отходов и пунктов захоронения особых радиоактивных отходов;

10) требования по обеспечению безопасности пунктов размещения и пунктов захоронения особых радиоактивных отходов для населения и окружающей среды;

11) порядок захоронения радиоактивных отходов.

2. Федеральные нормы и правила разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие в порядке, установленном Федеральным законом "Об использовании атомной энергии".

Статья 7. Собственность на радиоактивные отходы и пункты хранения радиоактивных отходов

1. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными законодательными актами Российской Федерации, право собственности на радиоактивные отходы принадлежит производителю радиоактивных отходов.

2. Пункты захоронения радиоактивных отходов могут находиться в федеральной собственности и в собственности Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".

3. Пункты долговременного хранения радиоактивных отходов, а также пункты размещения особых радиоактивных отходов, пункты захоронения особых радиоактивных отходов и иные пункты хранения радиоактивных отходов, за исключением пунктов захоронения радиоактивных отходов, могут находиться в федеральной собственности или в собственности российских юридических лиц.

4. В состав имущества пункта хранения радиоактивных отходов входит имущество, необходимое для обеспечения его безопасного функционирования.

В состав передаваемого пункта хранения радиоактивных отходов как имущественного комплекса могут входить земельные участки, здания, сооружения, оборудование, права пользования участками недр, водными и иными природными объектами, необходимые для обеспечения его безопасности.

5. Юридические лица, являющиеся собственниками пунктов хранения радиоактивных отходов, вправе безвозмездно передать их в федеральную собственность в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Перечень имущества, входящего в состав передаваемого пункта хранения радиоактивных отходов, определяется Правительством Российской Федерации по представлению органа управления в области обращения с радиоактивными отходами.

6. Собственники радиоактивных отходов и пунктов хранения радиоактивных отходов обязаны обеспечивать безопасное обращение с радиоактивными отходами, безопасную эксплуатацию, вывод из эксплуатации или закрытие пунктов хранения радиоактивных отходов.

Глава 2. Единая государственная система обращения с радиоактивными отходами

Статья 8. Цель создания, принципы и состав единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами

1. Единая государственная система обращения с радиоактивными отходами представляет собой совокупность объектов инфраструктуры обращения с радиоактивными отходами, субъектов, осуществляющих деятельность в области обращения с радиоактивными отходами, а также устанавливаемых настоящим Федеральным законом и иными нормативными актами требований, направленных на захоронение образующихся и образовавшихся в Российской Федерации радиоактивных отходов.

2. Единая государственная система обращения с радиоактивными отходами создается с целью организации и обеспечения безопасного и экономически эффективного обращения с радиоактивными отходами.

3. Единая государственная система обращения с радиоактивными отходами предусматривает деятельность уполномоченных на это федеральных органов исполнительной власти и организаций, включая:

1) орган государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами;

2) федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление использованием атомной энергии, - органы управления использованием атомной энергии в пределах полномочий по обращению с радиоактивными отходами;

3) федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии, - органы государственного регулирования безопасности в пределах полномочий по обращению с радиоактивными отходами;

4) федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью при обращении с радиоактивными отходами, образующимися в результате осуществления видов деятельности, связанных с разработкой, изготовлением, испытанием, эксплуатацией и утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения;

5) национального оператора;

6) специализированные организации;

7) производителей радиоактивных отходов.

4. Руководство функционированием единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами осуществляет орган государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами.

5. Единая государственная система обращения с радиоактивными отходами включает в себя:

1) комплекс пунктов хранения радиоактивных отходов и иные объекты обращения с радиоактивными отходами;

2) федеральные нормы и правила, регулирующие обращение с радиоактивными отходами, и другие нормативные акты
Российской Федерации, определяющие обязательные требования, критерии и нормативы по обращению с радиоактивными отходами;

3) системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и системы государственной регистрации радиоактивных отходов и пунктов хранения радиоактивных отходов;

4) организацию и финансирование работ по обращению с радиоактивными отходами;

5) аккредитацию организаций, осуществляющих деятельность в области обращения с радиоактивными отходами, в качестве специализированных организаций.

6. Основными принципами создания и функционирования единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами являются:

1) абсолютный приоритет охраны жизни и здоровья настоящего и будущих поколений людей и окружающей среды от вредного воздействия радиоактивных отходов;

2) ответственность производителей радиоактивных отходов за обеспечение безопасности при обращении с радиоактивными отходами вплоть до их передачи национальному оператору;

3) учет взаимозависимости стадий образования радиоактивных отходов и обращения с ними;

4) создание условий для формирования рынка услуг в области обращения с радиоактивными отходами;

5) доступность информации, связанной с обеспечением безопасности и предотвращением радиационных аварий при обращении с радиоактивными отходами, а также иной информации об обращении с радиоактивными отходами, если эта информация не содержит сведений, составляющих государственную тайну.

Статья 9. Создание единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами

1. Создание единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами осуществляется поэтапно и включает следующие этапы:

этап формирования необходимой нормативной и организационной основы системы;

этап организации пунктов захоронения низко- и среднеактивных радиоактивных отходов;

этап организации пунктов захоронения высокоактивных радиоактивных отходов.

2. Порядок и сроки создания единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами определяются Правительством Российской Федерации в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Статья 10. Общие требования по захоронению радиоактивных отходов

1. Все радиоактивные отходы, за исключением короткоживущих радиоактивных отходов, удельная активность которых в результате распада радионуклидов за время хранения может быть снижена до уровня, обеспечивающего их исключение из категории радиоактивных отходов, подлежат обязательному захоронению.

2. Захоронение удаляемых высокоактивных и среднеактивных долгоживущих радиоактивных отходов осуществляется в пунктах захоронения радиоактивных отходов в глубоких горизонтах, обеспечивающих локализацию таких отходов в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах".

3. Захоронение среднеактивных короткоживущих и низкоактивных радиоактивных отходов может осуществляться в пунктах захоронения радиоактивных отходов приповерхностного типа.

4. Захоронение очень низкоактивных радиоактивных отходов и радиоактивных отходов, образующихся при добыче и переработке урановых руд, может осуществляться в пунктах захоронения радиоактивных отходов приповерхностного типа без их кондиционирования.

Статья 11. Требования к размещению, сооружению, эксплуатации и закрытию пунктов захоронения радиоактивных отходов

1. Пункты захоронения радиоактивных отходов являются объектами использования атомной энергии, имеющими федеральное значение.

2. Решения о проектировании, размещении, сооружении, эксплуатации и закрытии пунктов захоронения радиоактивных отходов принимаются Правительством Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, по предложению органа государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами.

3. Предложения о месте размещения и сооружении пунктов захоронения радиоактивных отходов подготавливаются органом государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых предполагается их размещение и сооружение.

4. Предложения о проектировании, эксплуатации и закрытии пунктов захоронения радиоактивных отходов подготавливаются органом государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами.

5. Выполнение работ по сооружению и эксплуатации пунктов захоронения радиоактивных отходов в глубоких горизонтах, а также их закрытию осуществляется в соответствии с разрешениями (лицензиями) на пользование недрами, выдаваемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах.

6. Требования к обеспечению безопасности при размещении, сооружении, эксплуатации и закрытии пунктов захоронения радиоактивных отходов определяются техническими регламентами и федеральными нормами и правилами.

Статья 12. Общие требования к организациям, осуществляющим обращение с радиоактивными отходами

1. Деятельность в области обращения с радиоактивными отходами могут осуществлять организации, имеющие разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии и иные разрешения (лицензии), предусмотренные настоящим Федеральным законом.

2. Выполнение работ и предоставление услуг по эксплуатации и закрытию пунктов захоронения радиоактивных отходов могут осуществлять специализированные организации, аккредитованные в составе единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами и признанные в установленном законодательством порядке эксплуатирующими организациями.

3. Организации, аккредитованные в составе единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами и имеющие в собственности или на ином законном основании пункты хранения радиоактивных отходов, в соответствии с условиями аккредитации предоставляют национальному оператору услуги по хранению радиоактивных отходов, приведенных в соответствие с критериями приемлемости.

Статья 13. Государственный учет и контроль радиоактивных отходов

В целях исключения неконтролируемого накопления и распространения радиоактивных отходов в окружающей среде и получения информации о радиоактивных отходах, об условиях их хранения и захоронения на территории Российской Федерации ведутся государственный учет и контроль радиоактивных отходов, являющиеся частью системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.

Статья 14. Государственная регистрация радиоактивных отходов и пунктов хранения радиоактивных отходов

1. Государственная регистрация радиоактивных отходов и пунктов хранения радиоактивных отходов осуществляется в целях установления сведений о радиоактивных отходах, их количестве и характеристиках, о пунктах хранения радиоактивных отходов и субъектах прав на них, а также сохранения соответствующей информации и обеспечения указанной информацией органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Радиоактивные отходы, передаваемые национальному оператору на захоронение, а также накопленные радиоактивные отходы подлежат регистрации и включению в государственный реестр радиоактивных отходов.

3. Приведенные в соответствие с критериями приемлемости радиоактивные отходы подлежат паспортизации.

Паспорт радиоактивных отходов заполняется на каждую упаковку с радиоактивными отходами организацией, осуществившей кондиционирование радиоактивных отходов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

Требования к паспорту радиоактивных отходов устанавливаются федеральными нормами и правилами.

4. Сведения о пунктах долговременного хранения радиоактивных отходов и пунктах захоронения радиоактивных отходов, пунктах размещения радиоактивных отходов и пунктах захоронения особых радиоактивных отходов, а также сведения о характеристиках размещенных в них радиоактивных отходов, содержащиеся в паспортах, подлежат включению в государственный кадастр пунктов хранения радиоактивных отходов.

В государственный кадастр пунктов хранения радиоактивных отходов включается информация о субъектах прав на них.

5. Порядок ведения государственного реестра радиоактивных отходов и государственного кадастра пунктов хранения радиоактивных отходов устанавливается органом государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами.

6. Государственный реестр, государственный кадастр и паспорта радиоактивных отходов подлежат бессрочному хранению.

Хранение государственного реестра, государственного кадастра и паспортов радиоактивных отходов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об архивной деятельности.

Статья 15. Контроль за радиационной обстановкой и радиационный мониторинг при обращении с радиоактивными отходами

1. Контроль за радиационной обстановкой при обращении с радиоактивными отходами осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Собственник пункта хранения радиоактивных отходов осуществляет радиационный мониторинг на территориях санитарно-защитной зоны и зоны наблюдения, устанавливаемых в районе размещения указанного пункта в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Требования к радиационному мониторингу и порядок его проведения устанавливаются органом государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами по согласованию с органами государственного регулирования безопасности.

Глава 3. Организационно-правовые основы обращения с радиоактивными отходами

Статья 16. Полномочия и функции органа государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами

1. Государственное управление в области обращения с радиоактивными отходами в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации осуществляет Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом".

2. Орган государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами осуществляет следующие полномочия и функции в установленной сфере деятельности:

1) осуществляет от имени Российской Федерации полномочия собственника находящихся в федеральной собственности пунктов долговременного хранения и пунктов захоронения радиоактивных отходов, за исключением отчуждения имущества этих пунктов, а также полномочия государственного заказчика на выполнение работ с радиоактивными отходами и оказание услуг по их хранению и захоронению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

2) определяет порядок регистрации радиоактивных отходов и пунктов хранения радиоактивных отходов, порядок осуществления контроля за радиационной обстановкой и радиационного мониторинга при обращении с радиоактивными отходами;

3) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, формирует и представляет предложения по финансовому обеспечению деятельности, связанной с обращением с радиоактивными
отходами, находящимися в федеральной собственности, а также созданием пунктов захоронения радиоактивных отходов, эксплуатацией, реконструкцией, модернизацией, выводом из эксплуатации или закрытием пунктов долговременного хранения и пунктов захоронения радиоактивных отходов;

4) представляет в Правительство Российской Федерации предложения по определению национального оператора;

5) контролирует деятельность национального оператора;

6) утверждает порядок аккредитации специализированных организаций в составе единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами и осуществляет аккредитацию;

7) утверждает для организаций Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, нормативы отчислений средств на формирование резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях их жизненного цикла и развития, в части финансирования обращения с радиоактивными отходами и нормативы отчислений средств из указанных резервов в специальные резервные фонды Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом";

8) утверждает по согласованию с федеральными органами исполнительной власти и организациями, имеющими подведомственные организации, эксплуатирующие особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, нормативы отчислений средств из резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях их жизненного цикла и развития, в части финансирования обращения с радиоактивными отходами в специальные резервные фонды Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом";

9) представляет в установленном порядке предложения по тарифам на оказание услуг по размещению приведенных в соответствие с критериями приемлемости радиоактивных отходов в пунктах захоронения радиоактивных отходов и услуг по хранению таких отходов;

10) утверждает по согласованию с органами государственного регулирования безопасности и вводит в действие критерии приемлемости
радиоактивных отходов для их захоронения в конкретных пунктах захоронения радиоактивных отходов;

11) формирует и представляет предложения по порядку захоронения радиоактивных отходов;

12) утверждает по согласованию с федеральными органами исполнительной власти и организациями, имеющими подведомственные организации, эксплуатирующие особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, лимиты промежуточного хранения радиоактивных отходов для таких организаций;

13) координирует работы по созданию, эксплуатации, реконструкции, модернизации, закрытию пунктов захоронения радиоактивных отходов;


14) разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации предложения по:

проектированию, размещению, сооружению, эксплуатации, выводе из эксплуатации или закрытию пунктов хранения радиоактивных отходов, имеющих федеральное или межрегиональное значение;

отнесению пунктов хранения радиоактивных отходов, созданных и эксплуатируемых до вступления в силу настоящего Федерального закона, к пунктам долговременного хранения радиоактивных отходов, пунктам захоронения радиоактивных отходов, пунктам размещения и пунктам захоронения особых радиоактивных отходов;

15) принимает по согласованию с федеральными органами исполнительной власти и организациями, имеющими подведомственные организации, эксплуатирующие особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, решения по вопросам, касающимся проектирования, размещения, сооружения, эксплуатации, вывода из эксплуатации или закрытия пунктов промежуточного хранения радиоактивных отходов;

16) относит пункты хранения радиоактивных отходов к объектам, имеющим федеральное или межрегиональное значение;

17) осуществляет другие полномочия и функции в области обращения с радиоактивными отходами, определенные настоящим


Федеральным законом, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 17. Полномочия и функции органов государственного регулирования безопасности в области обращения с радиоактивными отходами

К полномочиям и функциям органов государственного регулирования безопасности в области обращения с радиоактивными отходами относятся:

1) разработка, утверждение и введение в действие федеральных норм и правил, регулирующих обращение с радиоактивными отходами;

2) выдача организациям, осуществляющим деятельность в области обращения с радиоактивными отходами, разрешений (лицензий) на право ведения работ в этой области и определение условий действия разрешений (лицензий);

3) выдача работникам организаций, осуществляющих деятельность в области обращения с радиоактивными отходами, разрешений на право ведения работ в области обращения с радиоактивными отходами по перечню должностей, установленному Правительством Российской Федерации;

4) осуществление надзора в области обращения с радиоактивными отходами;

5) осуществление иных полномочий и функций в области обращения с радиоактивными отходами, установленных законодательством Российской Федерации.

Статья 18. Полномочия и функции национального оператора по обращению с радиоактивными отходами

1. Национальный оператор определяется Правительством Российской Федерации по представлению органа государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами.

2. Национальный оператор осуществляет следующие полномочия и функции в установленной сфере деятельности:

1) прогнозирует объемы поступления радиоактивных отходов на захоронение, подготавливает прогнозы развития необходимой инфраструктуры;

2) участвует в подготовке решений, касающихся способов изоляции накопленных особых радиоактивных отходов, приведения пунктов размещения особых радиоактивных отходов в состояние экологической безопасности и их перевода в пункты захоронения особых радиоактивных отходов;

3) вырабатывает технологические и технико-экономические требования к пунктам захоронения радиоактивных отходов;

4) обеспечивает безопасное обращение с принятыми на хранение и захоронение радиоактивными отходами.

3. Национальный оператор обязан:

1) принимать в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, радиоактивные отходы, приведенные производителями в соответствие с критериями приемлемости, для их хранения и последующего захоронения;

2) осуществлять в порядке, предусмотренном для организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, отчисления средств на формирование резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях их жизненного цикла и развития, и осуществлять отчисления средств из указанных резервов в специальные резервные фонды Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом";

3) обеспечивать безопасную эксплуатацию находящихся в федеральной собственности и собственности Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" пунктов захоронения радиоактивных отходов и их закрытие;

4) обеспечивать радиационный мониторинг в районах расположения находящихся в федеральной собственности и собственности Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" пунктов захоронения радиоактивных отходов, в том числе после их закрытия;

5) вести государственную регистрацию радиоактивных отходов и пунктов хранения радиоактивных отходов.

Статья 19. Обязанности и ответственность производителей радиоактивных отходов

1. Производители радиоактивных отходов обязаны:

1) обеспечить безопасное обращение с радиоактивными отходами, включая хранение в рамках установленных лимитов промежуточного хранения. Для производителей радиоактивных отходов, не относящихся к организациям, эксплуатирующим особо радиационно и ядерно опасные производства и объекты, устанавливается единый лимит промежуточного хранения - пять лет;

2) осуществить собственными силами или с привлечением специализированных организаций приведение радиоактивных отходов в соответствие с критериями приемлемости;

3) заключить с национальным оператором в порядке и на условиях, устанавливаемых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, договор на передачу ему радиоактивных отходов для захоронения;

4) обеспечить собственными силами или с привлечением специализированных организаций транспортирование и перевозку радиоактивных отходов к пункту хранения радиоактивных отходов, указанному национальным оператором, и передать их национальному оператору вместе с паспортами на них.

2. Производители радиоактивных отходов, относящиеся к организациям, эксплуатирующим особо радиационно и ядерно опасные производства и объекты, осуществляют отчисления средств из резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях их жизненного цикла и развития, в специальные резервные фонды Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".

3. Производители радиоактивных отходов, относящиеся к организациям, эксплуатирующим особо радиационно и ядерно опасные производства и объекты, по решению Правительства Российской Федерации могут осуществлять мероприятия по захоронению радиоактивных отходов в пунктах захоронения радиоактивных отходов, расположенных на используемых ими земельных участках. Предложения
по организации пунктов захоронения радиоактивных отходов таких производителей представляются органом государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами.

4. Особенности осуществления деятельности по захоронению радиоактивных отходов на используемых производителями радиоактивных отходов земельных участках, закрытию пунктов захоронения радиоактивных отходов и внесению соответствующих записей в государственный реестр радиоактивных отходов и государственный кадастр пунктов хранения радиоактивных отходов устанавливаются органом государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами.

5. Производители радиоактивных отходов могут привлекать специализированные организации к деятельности по сбору радиоактивных отходов и приведению их в соответствие с критериями приемлемости. Договором между производителем радиоактивных отходов и специализированной организацией может также быть предусмотрена передача радиоактивных отходов этой организации. В этом случае ответственность за безопасность обращения с радиоактивными отходами до их передачи национальному оператору несет специализированная организация.

6. Стоимость услуг по хранению и захоронению радиоактивных отходов определяется по тарифам, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок государственного регулирования тарифов на эти услуги, включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования и контроля, утверждается Правительством Российской Федерации.

7. Тарифы устанавливаются в зависимости от категории отходов и типа их упаковки отдельно для производителей радиоактивных отходов, относящихся к организациям, эксплуатирующим особо радиационно и ядерно опасные производства и объекты, и для иных производителей.

8. Производители несут ответственность за безопасность обращения с радиоактивными отходами до их передачи национальному оператору.

9. Действие настоящей статьи не распространяется на случаи, установленные частью 3 статьи 24 настоящего Федерального закона.

Статья 20. Обязанности и ответственность специализированных организаций по обращению с радиоактивными отходами

1. Специализированные организации по обращению с радиоактивными отходами выполняют работы и предоставляют услуги в порядке и на условиях, определяемых в договорах, заключаемых ими с производителями радиоактивных отходов и национальным оператором в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

2. Специализированные организации обязаны выполнить работы с соблюдением сроков, предусмотренных лимитами промежуточного хранения, установленными для производителей радиоактивных отходов.

3. Специализированные организации несут ответственность за безопасное обращение с радиоактивными отходами и надлежащее исполнение принятых на себя обязательств в соответствии с условиями договора и требованиями законодательства Российской Федерации.

4. При осуществлении отдельных видов деятельности к специализированным организациям могут предъявляться дополнительные требования, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами.

Статья 21. Финансирование расходов по обращению с радиоактивными отходами

1. Финансовое обеспечение деятельности по обращению с радиоактивными отходами основывается на множественности источников финансирования и осуществляется за счет ассигнований из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, средств муниципальных образований, собственных или привлеченных средств юридических и физических лиц, а также иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

2. Расходы по обращению с радиоактивными отходами включаются производителями радиоактивных отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации в расходы, связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), в результате которых эти радиоактивные отходы образовались.

Глава 4. Обращение с радиоактивными отходами, образовавшимися до введения в действие настоящего Федерального закона

Статья 22. Первичная регистрация радиоактивных отходов и условий их размещения

1. С целью выявления фактического наличия и объема радиоактивных отходов, отнесения их к отдельным видам и категориям и выделения из них накопленных радиоактивных отходов проводится первичная регистрация всех имеющихся радиоактивных отходов с указанием мест и условий их размещения.

2. Решение о проведении первичной регистрации радиоактивных отходов, о порядке и сроках ее проведения принимается Правительством Российской Федерации.

Проведение первичной регистрации радиоактивных отходов обеспечивает орган государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами совместно с органами управления использованием атомной энергии в пределах их полномочий по обращению с радиоактивными отходами.

Порядок отнесения радиоактивных отходов к удаляемым и особым радиоактивным отходам устанавливается органом государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами.

3. Первичная регистрация радиоактивных отходов производится раздельно по каждому пункту хранения радиоактивных отходов.

По результатам первичной регистрации радиоактивных отходов определяется вид радиоактивных отходов.

Для удаляемых радиоактивных отходов определяются объемы и категории радиоактивных отходов и условия их размещения - пункт долговременного хранения или иной пункт хранения радиоактивных отходов.

Для особых радиоактивных отходов определяются объемы радиоактивных отходов и условия их размещения - пункт долговременного хранения радиоактивных отходов или пункт размещения либо пункт захоронения особых радиоактивных отходов.

По результатам первичной регистрации составляются акты первичной регистрации.

4. На основе актов первичной регистрации осуществляется регистрация накопленных радиоактивных отходов в государственном реестре радиоактивных отходов.

5. Органом государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами на основании актов первичной регистрации с учетом объемов радиоактивных отходов и условий их размещения осуществляется отнесение пунктов хранения радиоактивных отходов к имеющим федеральное или межрегиональное значение, а также к не имеющим федеральное и межрегиональное значение пунктам хранения радиоактивных отходов.

Статья 23. Требования к обращению с накопленными радиоактивными отходами и пунктам их хранения

1. Все накопленные радиоактивные отходы, отнесенные к удаляемым радиоактивным отходам, должны быть извлечены, переработаны, кондиционированы и размещены в пунктах захоронения радиоактивных отходов, если иное не предусмотрено положениями настоящего Федерального закона.

2. Пункты размещения особых радиоактивных отходов, относящихся к накопленным радиоактивным отходам, должны быть приведены в безопасное состояние в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации на период до перевода их в пункты захоронения особых радиоактивных отходов.

3. Решение о преобразовании пункта долговременного хранения радиоактивных отходов в пункт захоронения радиоактивных отходов и составе входящего в него имущества принимается Правительством Российской Федерации по представлению органа государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами.

4. Решения о сооружении пунктов захоронения особых радиоактивных отходов должны предусматривать выполнение мероприятий, направленных на обеспечение безопасности в течение всего срока сохранения потенциальной опасности радиоактивных отходов.

5. Сроки выполнения работ, предусмотренных настоящей статьей, устанавливаются органом государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами отдельно для каждого пункта хранения радиоактивных отходов.

Глава 5. Требования к обращению с отдельными видами и категориями радиоактивных отходов

Статья 24. Требования к обращению с удаляемыми радиоактивными отходами

1. Радиоактивные отходы, приведенные в соответствие с критериями приемлемости, подлежат захоронению в пунктах захоронения радиоактивных отходов или временному размещению в пунктах хранения радиоактивных отходов до создания соответствующих пунктов захоронения радиоактивных отходов.

2. В случае выявления несоответствия получаемых для захоронения радиоактивных отходов критериям приемлемости производитель радиоактивных отходов или специализированная организация, осуществившие переработку и кондиционирование радиоактивных отходов, обязаны довести их до соответствия критериям приемлемости. Порядок определения соответствия передаваемых радиоактивных отходов критериям приемлемости устанавливается органом государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами.

3. Производители короткоживущих радиоактивных отходов могут осуществлять мероприятия по их безопасному хранению до исключения их из категории радиоактивных отходов, обусловленного снижением их удельной активности в результате распада радионуклидов, содержащихся в отходах.

Статья 25. Требования к обращению с особыми радиоактивными отходами и пунктам их хранения

1. Обращение с особыми радиоактивными отходами, образовавшимися в результате выполнения оборонных программ, применения ядерных взрывных технологий в мирных целях и иных видов деятельности в области использования атомной энергии, осуществляется с учетом особенностей их образования, степени потенциальной опасности, а также состояния пунктов размещения особых радиоактивных отходов.

2. Сооружение промышленных объектов и создание промышленных технологий, заведомо приводящих к образованию особых радиоактивных отходов, запрещается.

3. Категории пунктов размещения особых радиоактивных отходов и пунктов захоронения особых радиоактивных отходов, а также требования по обеспечению безопасности указанных пунктов для населения и окружающей среды определяются федеральными нормами и правилами.

4. Дополнительные требования по обеспечению безопасности отдельных пунктов размещения особых радиоактивных отходов и пунктов захоронения особых радиоактивных отходов определяются нормативными актами, принимаемыми органами государственного регулирования безопасности.

5. Перечень пунктов размещения особых радиоактивных отходов и пунктов захоронения особых радиоактивных отходов утверждается Правительством Российской Федерации по представлению органа государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами.

6. Перечень пунктов размещения особых радиоактивных отходов и пунктов захоронения особых радиоактивных отходов пересматривается не реже одного раза в десять лет с учетом критериев отнесения радиоактивных отходов к особым радиоактивным отходам и развития технологий обращения с радиоактивными отходами.

Статья 26. Требования к обращению с очень низкоактивными отходами и радиоактивными отходами, образующимися при добыче и переработке урановых руд

1. Производители очень низкоактивных отходов и радиоактивных отходов, образующихся при добыче и переработке урановых руд, относящиеся к организациям, эксплуатирующим особо радиационно и ядерно опасные производства и объекты, могут по решению Правительства Российской Федерации осуществлять захоронение указанных отходов в пунктах захоронения радиоактивных отходов, расположенных на используемых ими земельных участках.

2. Паспортизация очень низкоактивных отходов и радиоактивных отходов, образующихся при добыче и переработке урановых руд, может осуществляться перед закрытием соответствующих пунктов захоронения радиоактивных отходов с заполнением единого паспорта на все радиоактивные отходы, размещенные в таком пункте.

3. При передаче очень низкоактивных отходов и радиоактивных отходов, образующихся при добыче и переработке урановых руд, национальному оператору паспорт заполняется на всю партию передаваемых радиоактивных отходов.

Статья 27. Требования к обращению с радиоактивными отходами, образующимися и образовавшимися при осуществлении не связанных с использованием атомной энергии видов деятельности по добыче и переработке минерального и органического сырья с повышенным содержанием радионуклидов

1. Материалы с повышенным содержанием природных радионуклидов, образующиеся и образовавшиеся при осуществлении не связанных с использованием атомной энергии видов деятельности по добыче и переработке минерального и органического сырья с повышенным содержанием радионуклидов, по решению организации, в результате деятельности которой они образовались, могут быть отнесены к радиоактивным отходам определенного вида и категории.

2. С момента отнесения материалов, указанных в части 1 настоящей статьи, к радиоактивным отходам обращение с ними осуществляется в соответствии с требованиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом, в том числе в части государственного учета и контроля радиоактивных отходов.

К организации, в результате деятельности которой указанные радиоактивные отходы образовались, предъявляются требования, предусмотренные частями 1, 5 и 8 статьи 19 настоящего Федерального закона.

3. Безопасность обращения с материалами с повышенным содержанием природных радионуклидов, образующимися и образовавшимися при осуществлении не связанных с использованием атомной энергии видов деятельности по добыче и переработке минерального и органического сырья с повышенным содержанием радионуклидов и не отнесенными к радиоактивным отходам, обеспечивается путем проведения комплекса санитарно-гигиенических мероприятий в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Статья 28. Требования к обращению с отработавшими закрытыми источниками ионизирующего излучения

1. Сбор отработавших закрытых источников ионизирующего излучения осуществляется отдельно от всех иных радиоактивных отходов.

2. Отработавшие закрытые источники ионизирующего излучения должны быть переданы на хранение и захоронение в специализированную организацию либо в организацию - изготовитель для переработки в соответствии с порядком, устанавливаемым органом государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами.

3. Передача отработавшего закрытого источника ионизирующего излучения на хранение и захоронение осуществляется с приложением паспорта на него. При отсутствии такого паспорта организация, в результате деятельности которой образовался отработавший закрытый источник ионизирующего излучения, должна обеспечить определение его характеристик в соответствии с порядком, устанавливаемым органом государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами.

4. Категории отработавших закрытых источников ионизирующего излучения и требования к их сбору, транспортированию, перевозке, хранению и захоронению определяются федеральными нормами и правилами.

Статья 29. Требования к обращению с жидкими и газообразными радиоактивными отходами

1. Технические средства и организационные мероприятия, связанные с обращением с жидкими радиоактивными отходами, должны обеспечивать их захоронение или перевод в отвержденные формы в соответствии с требованиями федеральных норм и правил.

Захоронение жидких радиоактивных отходов может осуществляться в соответствии с требованиями федеральных норм и правил в геологических горизонтах (пластах-коллекторах) в пределах горного отвода, в границах которого жидкие радиоактивные отходы должны быть локализованы.

2. Обращение с газообразными радиоактивными отходами должно быть направлено на предотвращение поступления радиоактивных веществ в окружающую среду в количествах, превышающих допустимые выбросы.

Необходимые технические средства и организационные мероприятия, связанные с обращением с газообразными радиоактивными отходами, определяются в соответствии с федеральными нормами и правилами.

Глава 6. Внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

Статья 30. О внесении изменений в Федеральный закон "Об использовании атомной энергии"

Внести в Федеральный закон от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4552; 2001, № 29, ст. 2949; 2003, № 46, ст. 4436; 2007, № 7, ст. 834) следующие изменения:

1) в статье 3:

абзац четвертый изложить в следующей редакции:

"пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения (хранилища) радиоактивных отходов (далее - пункты хранения) - не относящиеся к ядерным установкам и радиационным источникам стационарные объекты и сооружения, предназначенные для хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранения или захоронения радиоактивных отходов;";

абзац восьмой изложить в следующей редакции:

"радиоактивные отходы - не подлежащие дальнейшему использованию материалы и вещества, остатки сырья, а также изделия (оборудование), в том числе отработавшие источники ионизирующего излучения, в которых содержание радионуклидов превышает уровни, установленные федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии;";

2) статью 5 дополнить абзацем следующего содержания:

"Субъекты права собственности на радиоактивные отходы и пункты хранения радиоактивных отходов, их права и обязанности определяются
Федеральным законом "Об обращении с радиоактивными отходами" с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.";

3) в абзаце первом статьи 44 слова "и хранения" заменить словами ", хранения и захоронения";

4) в статье 47:

наименование изложить в следующей редакции:

"Статья 47. Хранение и переработка ядерных материалов и радиоактивных веществ";

в первом предложении слова "ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов" заменить словами "ядерных материалов и радиоактивных веществ";

второе предложение исключить;

5) в статье 48 предложение третье абзаца второго изложить в следующей редакции: "Хранение и захоронение радиоактивных отходов осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об обращении с радиоактивными отходами.".

Статья 31. О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации

Внести в Градостроительный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст.16; 2006, № 1, ст.21; № 52, ст. 5498; 2007, № 1, ст. 21; № 31, ст. 4012; № 46, ст. 5553; № 50, ст. 6237; 2008, № 30, ст. 3604) следующие изменения:

1) часть 14 статьи 48 после слов "и радиоактивных веществ" дополнить словами ", пунктов хранения радиоактивных отходов";

2) пункт 1 части 1 статьи 481 после слов "и радиоактивных веществ" дополнить словами ", пунктов хранения радиоактивных отходов".

Статья 32. О внесении изменений в Федеральный закон от 1 декабря 2007 года № 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"

Внести в Федеральный закон от 1 декабря 2007 года № 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 49, ст. 6078) следующие изменения:

1) статью 7 дополнить пунктом 26 следующего содержания:

"26) осуществляет функции и полномочия органа государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами.";

2) пункт 3 части 2 статьи 20 после слова "обращением с" дополнить словами "радиоактивными отходами,".

Глава 7. Заключительные положения

Статья 33. Действие нормативных правовых актов и лицензий

1. Принятые до вступления в силу настоящего Федерального закона нормативные правовые акты, устанавливающие требования к обращению с радиоактивными отходами, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

2. Действие разрешений (лицензий) на пользование недрами в целях захоронения радиоактивных отходов и разрешений (лицензий) органа государственного регулирования безопасности на установленные виды деятельности в области обращения с радиоактивными отходами, выданных до вступления в силу настоящего Федерального закона, ограничивается сроком в двенадцать месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. По истечении указанного срока разрешения (лицензии) подлежат переоформлению в порядке, установленном законодательством.

Статья 34. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации