Постановление по делу № А75-11797/2013

Федеральный Арбитражный Суд Западно-Сибирского округа постановление от 14.08.2014
| судебные решения | печать

Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме 14 августа 2014 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Перминовой И.В.

судей Буровой А.А.

Чапаевой Г.В.

при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Сургутгазстрой» на постановление от 28.05.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Лотов А.Н., Сидоренко О.А.) по делу № А75-11797/2013 по заявлению открытого акционерного общества «Сургутгазстрой» (628416, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Производственная, 5/1, ОГРН 1028600582152, ИНН 8602061051) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (628402, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Геологическая, дом 2, ОГРН 1048602093011, ИНН 8602200058) о признании незаконными действий.

В заседании принял участие представитель открытого акционерного общества «Сургутгазстрой» - Валиуллин А.М. по доверенности от 03.02.2014 № 2-Ю.

Суд

установил:

закрытое акционерное общество «Сургутгазстрой» (далее - ЗАО «Сургутгазстрой», Общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Инспекция, налоговый орган), о признании незаконными действий Инспекции, выразившихся в отражении в справке № 11711 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 23.10.2013 сведений о неисполненной обязанности по уплате пени по налогу на добавленную стоимость в размере 332 702,69 руб., штрафа по налогу на добавленную стоимость в размере 741 451 руб., задолженности по процентам за пользование бюджетными средствами по налогу на добавленную стоимость в размере 63 084 руб., пени по налогу на пользователей автодорог в размере 800 095,45 руб., пени в фонд занятости в размере 64 572,88 руб., пени по единому социальному налогу в федеральный бюджет в размере 6 052,89 руб. без указания на утрату возможности взыскания.

Решением от 17.02.2014 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры заявленные требования удовлетворены, признаны незаконными действия Инспекции; суд обязал Инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем выдачи справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, не содержащей сведения о наличии указанной задолженности, возможность взыскания которой утрачена.

Постановлением от 28.05.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда изменено, признаны незаконными действия Инспекции; суд обязал Инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем выдачи справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам с отражением указанной задолженности по налогам, пени и штрафам как невозможных к взысканию.

Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит изменить резолютивную часть постановления в части возложения обязанности на Инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем выдачи справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам с отражением указанной задолженности по налогам, пени и штрафам как невозможных к взысканию, указав на устранение допущенных нарушений путем выдачи справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам с приложением с указанием в последнем задолженности, сроки взыскания которых истекли, с указанием на утрату налоговым органом возможности их взыскания.

В отзыве на кассационную жалобу Инспекция не согласна с позицией суда о незаконности действий налогового органа, поскольку справки, выданные налогоплательщику, соответствуют действующему законодательству не только по форме, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 28.01.2013 № ММВ-7-12/39@, но и по содержанию, отражают полную и достоверную информацию в отношении Общества, а кроме того, основаны на запросах Общества. Просит отменить судебные акты и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя Общества, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.

Судами установлено, что задолженность Общества отражена в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам № 11711 по состоянию на 23.10.2013.

Согласно представленной налоговым органом информации о задолженности данная задолженность образовалась по состоянию на 2001-2008 годы.

Заявитель, ссылаясь на пропуск срока, установленного статьями 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации для взыскания налогов, сборов, пеней и штрафов в принудительном порядке, обратился с настоящими требованиями в суд.

Удовлетворяя требования заявителя, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 23, 45, 46, 69 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 26 статьи 1 Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования», во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, пришли к выводу об утрате налоговым органом возможности для взыскания сумм, указанных в справке № 11711 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 23.10.2013. Данное обстоятельство налоговым органом не оспаривается.

Учитывая, что налоговым органом Обществу выдана справка № 11711 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 23.10.2013, которая содержит данные о задолженности, возможность взыскания которой утрачена, суды пришли к правильному выводу о том, что наличие в представленной справке такой задолженности нарушает права заявителя тем, что ограничивает права на свободу осуществления экономической деятельности, в связи с чем правомерно признали незаконными действия налогового органа по отражению данной задолженности в справке.

Не соглашаясь с выводом суда первой инстанции о том, что данная задолженность является бесспорной к взысканию, в связи с чем необходимо выдать справку без указания в ней утраченных к взысканию сумм, суд апелляционной инстанции, руководствуясь взаимосвязанным толкованием подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации, разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в пункте 9 постановления от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в постановлении от 01.09.2009 № 4381/09, исходил из того, что действия налогового органа по представлению неполной информации о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, а именно - по отражению сведений о суммах пени и штрафов без указания на невозможность их взыскания, не соответствуют Налоговому кодексу Российской Федерации и нарушают права и законные интересы налогоплательщика в сфере экономической деятельности, в связи с чем Инспекция обязана устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем выдачи справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам с отражением указанной задолженности по налогам, пеням и штрафам как невозможных к взысканию.

Инспекция в отзыве на кассационную жалобу выразила несогласие с позицией суда о незаконности действий налогового органа, вместе с тем правом, предусмотренным статьей 273 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не воспользовалась, кассационную жалобу в порядке статьи 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подала.

Между тем доводы Инспекции, изложенные в отзыве на кассационную жалобу, (в том числе относительно возможности исключения задолженности только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока взыскания), повторяют доводы апелляционной жалобы, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонены.

Доводы Общества, изложенные в кассационной жалобе, сводятся к позиции налогоплательщика о незаконности действий налогового органа, выразившихся в отражении в справке № 11711 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 23.10.2013 сведений о задолженности без указания на утрату возможности ее взыскания. Однако данную позицию суд апелляционной инстанции поддержал.

Общество в кассационной жалобе указывает, что справка была необходима ОАО «Сургутгазстрой» для получения кредита, поэтому заявитель просил отразить указанную задолженность в приложении к справке, а не в ней самой, поскольку, по мнению Общества, в справке должны отражаться сведения о реальной задолженности налогоплательщика перед бюджетом, возможность взыскания которой у Инспекции в принудительном порядке не утрачена.

Кассационная инстанция не принимает данный довод в качестве основания для изменения судебного акта, поскольку Общество не представило доказательств, что информация, отраженная в справке о наличии спорной задолженности, отрицательно повлияла на его предпринимательскую деятельность (повлекла отказ в выдаче кредита).

Иных доводов кассационная жалоба не содержит.

Кассационная инстанция считает, что при принятии обжалуемого постановления апелляционной инстанцией с достаточной полнотой установлены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, правильно применены нормы материального права, регулирующие эти отношения, и не допущено нарушений норм процессуального права, в связи с чем оснований для его изменения и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Поскольку постановлением апелляционной инстанции решение суда первой инстанции изменено, оставлению без изменения подлежит постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

постановление от 28.05.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А75-11797/2013 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

И. Перминова

Судьи

А. Бурова

Г. Чапаева