Даже если обе стороны госконтракта согласны продлить срок исполнения работ, по общему правилу сделать это не получится

| консультации | печать
Наша компания заключила госконтракт, по которому обязалась произвести строительно-монтажные работы. Согласно условиям контракта срок выполнения работ отсчитывается с момента его заключения. Но фактически начать работу мы можем только после получения проектной документации. И уже на первом этапе у нас возникла проблема — заказчик документацию сильно задержал. Из-за этого мы не успеваем произвести работы в срок — контракт необходимо продлевать. Можем ли мы продлить срок действия госконтракта с учетом сложившейся ситуации и что нам нужно для этого сделать?

Возможность продлить срок госконтракта отчасти зависит от того, предусмотрено ли это в самом госконтракте. Дело в том, что отношения между подрядчиком и госзаказчиком регулируются не только общими нормами ГК РФ, но и специальным Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ).

В статье 708 ГК РФ сказано, что в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Из этой нормы следует, что срок выполнения работы является существенным условием договора подряда любого вида, в том числе и подряда по госконтракту. В части 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ установлено, что при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных самой ст. 34, а также ст. 95 этого закона. Статья 34 исключений, касающихся сроков, не содержит, а вот ст. 95 Закона № 44-ФЗ целиком посвящена порядку изменения и расторжения госконтракта.

По общему правилу согласно ст. 95 Закона № 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается. Однако исключения есть: внести изменения можно, если такая возможность предусмотрена документацией о закупке и самим контрактом при снижении цены контракта либо при увеличении предусмотренных контрактом количества товара, объемов работ или услуг. Также есть исключения для особо крупных контрактов (если сумма контракта, заключенного на три года для федеральных нужд и на один год для муниципальных, превышает 10 млрд, 1 млрд и 500 млн руб. для федеральных нужд, нужд субъекта и муниципальных нужд соответственно), когда их исполнение невозможно без изменения условий (правда, в этом случае решение о внесении изменений принимается соответствующим органом исполнительной власти), для случаев когда вносятся изменения в регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, а также при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств и если речь идет о контракте с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за ее пределами.

Кроме того, для контрактов, срок исполнения которых завершается в 2016 г., также предусмотрена возможность изменения по соглашению сторон срока его исполнения. Вот только контракт должен отвечать сразу трем условиям: срок его исполнения должен быть свыше шести месяцев, его исполнение по не зависящим от сторон обстоятельствам невозможно без изменения условий, а его предметом должны быть поставка товара, выполнение работ, оказание услуг, включенных в перечни, утверждаемые соответствующими государственными органами и учреждениями, либо строительство, реконструкция, техническое перевооружение объектов капитального строительства, включая приобретение оборудования, входящего в смету строительства, реконструкции, технического перевооружения, и (или) проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (п. 3 Правил изменения по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами, срок исполнения которых завершается в 2016 г., утв. постановлением Правительства РФ от 14.03.2016 № 191).

Проще говоря, даже при условии, что оба — и заказчик, и подрядчик теоретически согласны на изменение срока контракта, возможностей договориться об этом в большинстве случаев у нихнет — закон этого не предусматривает. Но чего может ожидать подрядчик в ситуации, когда он очевидно не успевает закончить работы в срок по вине заказчика?

Надо отметить прежде всего, что госконтракт, который нельзя пролонгировать, по истечении установленного срока просто прекратит свое действие (см., например, постановление АС Уральского округа от 29.12.2015 № Ф09-10320/15 по делу № А76-28978/2014).

Соответственно, госзаказчик может попытаться взыскать неустойку за просрочку (если подрядчик не успел выполнить работы), а подрядчик — потребовать от заказчика оплатить работы, которые он успел выполнить (если он все-таки приступил к их выполнению). К чему стоит готовиться подрядчику, если спор дойдет до суда?

В соответствии с ч. 9 ст. 34 Закона № 44-ФЗ сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

Например, в одном деле (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2015 № 09АП-50381/2015-ГК по делу № А40-81763/2015) стороны заключили госконтракт на оснащение парковок. Подрядчик работы в срок не выполнил, и заказчик обратился в суд с требованием немедленно завершить работы, а также уплатить ему неустойку за нарушение сроков. В ходе рассмотрения спора в суде выяснилось, что заказчик не создал необходимых условий для выполнения работ: в проектной документации, выданной подрядчику, содержались неверные данные, в то время когда подрядчик должен был проводить работы по оснащению парковок, эти парковки использовались для стоянки дорожно-уборочной техники, а кроме того, подрядчик не мог провести работы в срок (до 31 декабря 2014 г.), потому что погодные условия не позволяли выполнить работы, не нарушив технологию. С учетом этих обстоятельств суды трех инстанций встали на сторону подрядчика и отказали госзаказчику в иске.

Статьей 718 ГК РФ предусмотрено, что заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы. При неисполнении заказчиком этой обязанности подрядчик вправе требовать возмещения причиненных убытков, включая дополнительные издержки, вызванные простоем, либо перенесения сроков исполнения работы, либо увеличения указанной в договоре цены работы. В случаях, когда исполнение работы по договору подряда стало невозможным вследствие действий или упущений заказчика, подрядчик сохраняет право на уплату ему указанной в договоре цены с учетом выполненной части работы. Согласно ст. 719 ГК РФ подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует его исполнению подрядчиком.

Соответственно, если подрядчик понимает, что в результате задержки заказчика сделать все работы в срок он не успеет, у него есть выбор: выполнить хотя бы часть работ, а потом попытаться взыскать оплату за них или же вообще не приступать к их выполнению. Но независимо от того, какой вариант выберет подрядчик, ему необходимо быть готовым представить доказательства того, что задержка произошла по вине заказчика — это позволит ему избежать хотя бы санкций за просрочку.