1. Главная / Консультации 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| консультации | печать | 3764

При подаче документов на госрегистрацию ООО должно присутствовать по своему месту нахождения

При подаче документов на регистрацию нового ООО сотрудник налогового органа сказал, что с момента принятия решения о создании ООО мы, как учредители общества, обязаны находиться по месту (по адресу) регистрации ООО, в том числе повесить табличку с наименованием ООО. Но ООО еще по факту не зарегистрировано. Правомерны ли эти требования?

Действительно, на момент подачи документов на регистрацию ООО при его создании по месту нахождения организации уже должен присутствовать ее исполнительный орган. В противном случае налоговый орган может отказать в госрегистрации юридического лица в связи с представлением недостоверных сведений. Однако законодательство не устанавливает требований по обязательному наличию вывески в месте нахождения организации.

Неиспользование юрадреса равно представлению недостоверных сведений

При представлении документов в налоговый орган для регистрации общества с ограниченной ответственностью необходимо представить информацию об адресе организации (ее месте нахождения). Эта информация вносится в Единый государственный реестр юридичес­ких лиц (п. «в» ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, которая осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такого органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридичес­кого лица без доверенности (п. 2 ст. 54 ГК РФ).

В силу подп. «р» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ регистрирующий орган вправе отказать в государственной регистрации ООО при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений, в том числе об адресе юридического лица. Недостоверность сведений об адресе будет иметь место в том случае, когда такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридичес­ким лицом.

О недостоверности сведений о юридическом адресе может, в частности, свидетельствовать следующее:

  • указанный в документах, представленных при государственной регистрации, адрес согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес местонахождения большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна;
  • адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, в действительности не существует или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен;
  • адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства;
  • адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части и т.п.);
  • имеется заявление собственника соответствующего объекта недвижимости о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости.

Этот перечень не является закрытым, но если имеет место хотя бы одно из перечисленных обстоятельств, налоговый орган может признать сведения об адресе недостоверными (п. 2 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 61).

Адрес компании налоговый орган проверяет сам

Получать информацию о том, что адрес является недостоверным, налоговый орган должен самостоя­тельно путем направления запросов, осуществления осмотра и т.п. Он не вправе требовать от юридического лица представлять подтверждение достоверности адреса, в том числе путем запроса подтверждающих документов.

Как показывает практика, налоговые органы нередко производят осмотр помещений для того, чтобы установить достоверность указанного при подаче документов адреса. И наличие вывески помогает проверяющим идентифицировать заявленный адрес как место нахождения организации.

Так, например, осуществив осмотр помещения, налоговая инспекция пришла к выводу о недостовернос­ти заявленного адреса на основании того, что офиса под заявленным номером в помещении нет, отсутствует вывеска или иная какая-либо иная наглядная информация, должностные лица организации отсутствуют (постановления Восемнадцатого ААС от 30.04.2014 № 18АП-3683/14, Второго ААС от 28.04.2014 № 02АП-2699/14).

Вместе с тем наличие вывески в месте нахождения организации не является обязательным условием для подтверждения достоверности места нахождения общества. Законодательство не устанавливает таких требований. Решать вопрос о необходимости вывески вправе сама организация.

Юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в единый государственный реестр юридических лиц со дня внесения соответствующей записи в этот реестр (п. 8 ст. 51 ГК РФ). С момента государственной регистрации возникает правоспособность юридического лица: оно может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности (п. 1, 3 ст. 49 ГК РФ).

Но ряд обязательств возникает в связи с учреждением и регистрацией юридического лица, ведь до того, как подать документы на регистрацию, необходимо учредить организацию, избрать исполнительный орган, оплатить уставный капитал, утвердить ее устав. А устав ООО должен содержать информацию о месте нахождения (ст. 11,12 Федерального закона от 08.08.92 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»),

Подавая документы на регистрацию, юридическое лицо тем самым заявляет о создании и о выполнении всех требований законодательства, связанных с созданием ООО. Поэтому на момент представления документов в налоговый орган по месту нахождения общества уже должен находиться исполнительный орган организации, через который осуществляется связь с ООО.