1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1935

Концепцию национальной самобытности отольют в пластике

Итоги развития рынка пластиковых карт в кризисном 2009 г. неутешительны. По всем показателям — или падение, или нет роста. Граждане предпочитают наличные. Власти озабочены тем, чтобы создать наконец самобытную платежную систему по типу Visa, но лучше.

По сравнению с 2008 г. не произошло качественного изменения структуры платежных карт. По-прежнему с большим отрывом лидируют дебетовые карты, составляя 80% от общего количества. Средний размер операций по картам сократился на 8%, размер среднего чека — на 20%. По этому показателю предсказуемо лидирует московский регион — средний размер операции по оплате товаров или услуг в Москве и области составил 3300 руб. (почти в два раза больше, чем в среднем по России).

Общее количество эмитированных карт в 2009 г. составило 4,7 млн — самый низкий за последние восемь лет показатель (для сравнения: в 2008 г., по данным ЦБ РФ, было выпущено 15,7 млн карт, а в 2007 г. — 28,8 млн). В то же время количество зарегистрированных участников платежных систем в Интернете в 2009 г. превысило 3 млн.

Таким образом, россияне не используют возможности карточных платежных систем: подавляющее большинство операций по картам совершается для снятия наличных (получил зарплату — снял), а средний размер операций при оплате товаров или услуг в лучшем случае можно назвать скромным. Да и проникновение платежных терминалов в магазины и точки продаж, как, впрочем, и распространение банкоматов, все еще очень низкое даже в Москве, не говоря уже о регионах. Рынок банковских карт в России остается крайне неразвитым, даже несмотря на огромные вложения в продвижение карт со стороны банков и платежных систем.

Энергичнее развивается рынок интернет-платежей, которому оказывают существенно меньшую поддержку и на развитие которого тратятся суммы в тысячи раз меньше, чем банки расходуют на пластик.

На этом фоне затеянное опять обсуждение законопроекта «О национальной платежной системе» выглядит по крайней мере преждевременным занятием. Однако в России на рынок не обращают внимания, когда решается политическая задача. Поскольку в верхних эшелонах власти есть мнение о необходимости такой системы, интенсивно ведется лоббистская работа. Каждый участник рынка старается добавить в законопроект позицию, предоставляющую ему дополнительные, иногда безграничные возможности, что вполне отражает общее внутрироссийское отношение к конкуренции.

Так, Ассоциация российских банков (АРБ) предложила включить в законопроект статью об эксклюзивном праве банков на эмиссию электронных денег. Некоторые участники рынка электронной торговли (той самой, что развивается без всякой поддержки со стороны властей) полагают, что АРБ отражает позицию Центрального банка, припоминая, что пожелание сделать эмиссию электронных денег только банковской операцией недавно высказал председатель ЦБ РФ Сергей Игнатьев. Другие указывают на то обстоятельство, что ввод в систему банков сделает операцию с электронными деньгами более дорогой. Сейчас комиссия «Яндекс.Деньги» (работает без банка) — 0,5%, WebMoney — 0,8%. С такими комиссиями, разумеется, придется проститься. К тому же представители платежных систем отмечают, что в соответствии с законопроектом у российских эмитентов электронных денег ограничений больше, чем в большинстве стран мира. Поэтому конкуренцию зарубежным платежным системам российские игроки составить не смогут. Если только российских потребителей не заставить законодательно пользоваться исключительно услугами отечественных операторов. Но об этом пока речь не идет.

Зато речь идет о внесении изменений в закон «О персональных данных». По крайней мере с таким предложением выступил один из наиболее активных банковских лоббистов — Альфа-банк. Предполагается, что сотовые операторы будут давать возможность банкам пользоваться информацией об абонентах, делая выборки по полу, возрасту и затратам на связь, по благонадежности. Тогда банк сможет выбрать среди абонентов хорошего клиента и отправить ему по почте неактивированную карту или предложение получить ее в отделении банка. Это может быть как настоящая карта, так и виртуальная (по сути, пароль доступа для интернет-платежей).

Альфа-банк входит в «Альфа-групп», которая владеет крупными долями в двух ведущих операторах сотовой связи в России — «Вымпелкоме» и «МегаФоне», и для него выгоды от таких изменений в закон очевидны. Предложение «Альфы» уже поддержало правительство, где обсуждается идея создать электронные карты для каждого российского гражданина. Это могли бы быть и виртуальные карты.

Концепция национальной самобытности, переложенная на почву банковских продуктов, потребует для реализации огромного количества ресурсов, утверждают банковские эксперты. Для создания новой национальной платежной системы нужны не только значительные инвестиции в технологию и инфраструктуру, но и средства на продвижение таких карт среди клиентов, то есть населения. Кроме того, карты нужно как-то соотносить с уже установленными банкоматами, например, за пределами России. Потребуется согласование приема карт, что сложно не только с технической, но и с политической точки зрения. А главное — не нужно. Скорее стоит договариваться о внедрении необходимых государству «национальных» функций с существующими и уже работающими в России владельцами платежных систем.

Cредние размеры операций по картам в России

2009 г.

2008 г.

Изменения, %

Средний размер операций по банковской карте

4200

4600

­8

Средняя сумма снятия наличных

5200

5500

–5

Средний чек по оплате товаров и услуг

1600

2000

–20

Источник: Statbanker.ru