Сторожа были, есть и будут!

| статьи | печать

Предприятие использует для охраны работников, которые согласно штатному расписанию именуются сторожами и не имеют лицензий. С 1 января 2010 г. Закон «О частной и охранной деятельности» действует в измененной редакции. Сможет ли организация после указанной даты сохранять в штатном расписании профессию «сторож» и использовать работников для охраны собственных объектов? Будет ли выполнение сторожами своих обязанностей нарушением требований названного закона? Распространяются ли положения этого правового акта с учетом изменений на наше предприятие, не имеющее лицензии и не оказывающее охранные услуги на возмездной основе? Могут ли работники, выполняющие функции по охране предприятия, именоваться вахтерами или контролерами отделов режима и контроля?

Речь идет о Федеральном законе от 22.12.2008 № 272-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности», который внес существенные поправки в Закон РФ от 11.03.92 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон № 2487-1). Основная часть поправок вступила в силу 1 января 2010 г.

В частности, утратил силу раздел IV Закона № 2487-1, положения которого предусматривали осуществление смешанных форм детективной и охранной деятельности.

Так, согласно ст. 14 этого раздела предприятия независимо от организационно-правовых форм вправе учреждать обособленные подразделения для ведения указанной деятельности в интересах собственной безопасности учредителя с правом открытия текущих и расчетных счетов. Этим структурам запрещается оказывать услуги, не связанные с обеспечением безопасности своего предприятия. В то же время руководителям и персоналу таких подразделений предписывается руководствоваться требованиями Закона № 2487-1 и действовать на основании своих уставов, согласованных с органами внутренних дел по месту своего учреждения. Сотрудники служб соб-ственной безопасности имеют право на применение специальных средств и огнестрельного оружия.

В период действия Закона № 2487-1 никто не ставил под сомнение возможность организаций без получения каких-либо специальных разрешений использовать для осуществления пропускного режима и охраны имущества своих безоружных работников. Профессия «сторож» указана в Квалификационном справочнике профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, утвержденном постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 20.02.84 № 58/3-102 и действующем на территории России в соответствии с постановлением Минтруда России от 12.05.92 № 15а (далее — Квалификационный справочник).

Согласно Квалификационному справочнику в обязанности сторожа, в частности, входит дежурство на проходной, пропуск на территорию предприятия и обратно работников, посетителей и транспорта по предъявлении соответствующих документов, проверка целостности охраняемого объекта. Как видим, речь идет об осуществлении работником организации пропускного режима и охраны предприятия. Но к сторожу не предъявляют каких-либо требований в части наличия у него лицензии или иных специальных разрешений.

ПОСЛЕ 1 ЯНВАРЯ

По нашему мнению, упомянутые изменения в Законе № 2487-1 не препятствуют организациям использовать сторожей и после 1 января 2010 г. Действительно, в этом случае речь идет о выполнении работниками своих обязанностей, не связанных с оказанием охранных услуг третьим лицам, без применения спецсредств и оружия. Поэтому предприятию не требуются какие-либо разрешения (лицензии).

У представителей контролирующих органов может сложиться иное мнение на этот счет.

В части 3 ст. 3 Закона № 2487-1 перечислены услуги, предоставляемые в целях охраны. С нового года в этой части появился новый п. 6, в котором, в частности, говорится об обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов на объектах. Отметим, что в ранее действовавшей редакции Закона № 2487-1 такие режимы не упоминались вообще, а его новая редакция не определяет эти понятия. В подобной ситуации есть смысл обратиться к Квалификационному справочнику, согласно которому в обязанности сторожа входит пропуск работников, посетителей и транспорта на территорию предприятия и обратно по предъявлении соответствующих документов. Такой контроль, видимо, и следует считать пропускным режимом.

Отметим, что понятия «внутриобъектовый режим» и «пропускной режим» определяются в Федеральном законе от 14.04.99 № 77-ФЗ «О ведомственной охране». Пропускной режим — порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на охраняемые объекты и с охраняемых объектов. Внутриобъектовый режим — порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, выполняемых лицами, находящимися на охраняемых объектах, в соответствии с требованиями внутреннего трудового распорядка и пожарной безопасности.Но указанный закон распространяется только на федеральные органы исполнительной власти и организации органов управления, которые имеют право на создание ведомственной охраны, и его положения нельзя применять по аналогии к вопросам охраны, осуществляемой иными субъектами, хотя ориентироваться на эти положения можно.

В пояснительной записке к проекту Федерального закона от 22.12.2008 № 272-ФЗ, предусматривающего обсуждаемые изменения, его авторы отмечали, что новая редакция Закона № 2487-1 позволит выполнять функции обеспечения пропускного режима только субъектам частной охранной деятельности. Иными словами, хозяйствующие субъекты не вправе своими силами, без привлечения третьих лиц, контролировать вход и выход. Действительно, профессиональные охранники, экипированные и обученные надлежащим образом, надежнее собственных работников. Но хозяйствующие субъекты вправе сами определять нужную им степень надежности охраны исходя из своих интересов и финансовых возможностей. Кроме того, такая обязаловка будет противоречить действующему законодательству и нарушать права хозяйствующих субъектов.

АРГУМЕНТЫ ПРОТИВ ОБЯЗАЛОВКИ

Согласно ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Субъекты права хозяйственного ведения или оперативного управления также обладают определенным комплексом прав в отношении закрепленного за ними имущества. Статья 14 ГК РФ допускает самозащиту гражданских прав, которая должна быть соразмерной нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения. Приведенные положения позволяют утверждать, что хозяйствующие субъекты вправе самостоятельно определять порядок допуска к своему имуществу, осуществлять пропускной режим и пресекать согласно ст. 14 ГК РФ попытки его нарушения.

В статье 421 Гражданского кодекса РФ установлена свобода договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность его оформления закреплена в Гражданском кодексе РФ, ином законе или добровольно принятом обязательстве. Действующее законодательство не обязывает хозяйствующие субъекты заключать договоры с частными охранными предприятиями.

Иначе нужно признать, что субъекты частной охранной деятельности являются монополистами в сфере осуществления не только функций обеспечения пропускного режима, но и иных функций, связанных с охраной. Ведь в ч. 3 ст. 3 Закона № 2487-1 этот режим не отделен принципиально, в частности, от функций по охране объектов и (или) имущества. Кроме того, эти две функции можно отделять друг от друга только условно. Трудно представить, как можно охранять объект или имущество организации, находящееся на ее территории, без пропускного режима. Если проверяющие органы пойдут по такому пути, можно использовать приведенные доводы, не забывая о том, что предприятие, осуществляя охрану и иные связанные с ней функции, не оказывает услуги третьим лица, а создает необходимые условия для собственной деятельности.

Таким образом, и после 1 января 2010 г. предприятие вправе сохранять в штатном расписании должность сторожа, используя соответствующих работников для охраны собственных объектов, в том числе и для осуществления пропускного режима. Выполнение сторожами своих обязанностей не будет нарушать требований Закона № 2487-1. Его положения и в новой редакции не распространяются на организацию, которая не оказывает охранные услуги.

КАК НАЗВАТЬ ОХРАННИКА?

Чтобы ответить на вопрос, как именовать работника, выполняющего охранные функции, обратимся к ст. 57 ТК РФ, определяющей содержание трудового договора. Она гласит: если в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то их наименование и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утвержденных в порядке, установленном Правительством РФ.

Таким образом, работники, выполняющие функции по охране предприятия, могут именоваться в штатном расписании по усмотрению работодателя, если выполнение ими своих трудовых обязанностей не связано с предоставлением упомянутых компенсаций и льгот. Таких работников можно называть вахтерами или сторожами в составе соответствующих структурных подразделений хозяйствующего субъекта. Ключевое значение имеет не то, как называется штатная единица, а то, какие трудовые функции выполняет работник в соответствии с трудовым договором.