Экономист XXI века, или Комплекс талантов

| статьи | печать

Генеральной, перспективной задачей России является формирование постиндустриального общества. Но не было и нет страны, которая стала бы великой, только исходя из численности населения, территории и сырьевых ресурсов. Великая держава — это страна интеллектуального лидерства и питаемого им научно-технического прогресса. Но для этого необходимо иметь эффективные механизмы: экономический, государственный, общественный. Одной из составных частей экономического механизма является подготовка экономических кадров.

Профессия экономиста — одна из наиболее популярных сегодня. Но под термином «экономист» часто понимают не только собственно профессию экономиста, но и другие профессии: финансист, бухгалтер, маркетолог, системщик и т.д.

Экономисты участвуют в составлении планов производства продукции, прогнозируют основные технико-экономические показатели деятельности предприятия, определяют смету затрат, распределяют плановые задания по цехам, участкам и т.д. Они определяют системы вознаграждений, и от-них зависит не только успешность предприятия, но и-часто возможность его-дальнейшего существования.

Профессия экономиста включает в себя большое количество специальностей. Их условно можно разделить на две группы:

  1. Предполагающие работу с цифрами — бухгалтер, аналитик, аудитор, экономист-математик, экономист-плановик.
  2. Предполагающие работу с людьми — менеджер, маркетолог, коммерсант, финансист.


Но независимо от того, к какой группе принадлежит экономист, он должен обладать следующими качествами личности: внимательность, четкость, собранность, масштабное и конструктивное мышление, организаторские способности. Не случайно Дж. Кейнс говорил об экономике: «Предмет легок, но малочисленны те, кто добивается в нем успеха. Парадокс состоит в том факте, что экономист… должен обладать комбинацией талантов…»

Экономика предприятия за годы перестройки приняла весьма причудливые формы. Она скоропостижно приобрела новые области профессиональной деятельности и лишилась тех, которые осваивались десятилетиями. Число пользователей экономических знаний существенно выросло. При этом расширился состав подразделений экономической службы предприятия, значимость которой несоизмеримо выросла по сравнению с периодом административной экономики. Топ-менеджмент компаний, линейные руководители получают второе экономическое образование. Необходимость экономических знаний все более остро ощущают руководители инженерно-технических департаментов и подразделений.

Экономическое образование

Не только для предприятий и образовательных учреждений, но и для всей страны важны ответы на вопросы: как учить вчерашних школьников, не имеющих навыков работы, и практиков с опытом работы в административной и переходной экономике и непрофильным для должностей экономических служб образованием; к каким областям экономической деятельности и для каких предприятий их готовить?

В развитии экономики прослеживаются такие тенденции, как глобализация и интеграция, динамика и многообразие видов деятельности и форм управления.

Все это требует создания принципиально новых стандартов современного экономического образования, обеспечивающих одновременно его фундаментальность и практическую направленность.

Действующие государственные образовательные стандарты высшего образования предлагают модель компетентности экономиста, которая отражает кроме возможности продолжения образования выпускника и требований к обязательному минимуму содержания образовательной программы экономиста еще и требования к профессиональной подготовленности специалиста. Это его:

представления;

знания;

понимание;

умения;

владение терминологией, навыками и методами;

решение профессиональных задач.

Приводится и список такого рода задач:

организационно-управленческие;

планово-экономические;

проектно-экономические;

финансово-экономические;

аналитические;

внешнеэкономические;

предпринимательские;

научно-исследовательские;

образовательные.

Несмотря на достаточно широкий спектр требований к экономисту с квалификацией, например экономисту-менеджеру, сегодняшняя система подготовки специалистов растеряла многое из прошлых достижений и до сих пор не адаптировалась к требованиям современной экономики.

Новые должности

Образовательная система прошлых лет вполне удовлетворялась Единым классификатором (номенклатурой) должностей и Квалификационным справочником должностей служащих. Первый предоставляет возможность определиться с наименованием должности, второй — с функциональным содержанием труда работника на этой должности.

Однако разнообразие сегодняшней деятельности экономиста не укладывается в рамки Квалификационного справочника. Значительная часть должностей экономических подразделений и специализаций, реально востребованных и уже существующих на предприятиях, не отражена в этих документах. Компании используют в названиях должностей западные «кальки» — копирайтер, мерчандайзер, web-мастер. Поэтому первейшей задачей любой образовательной программы является определение назначения выпускника — его рабочего места, функциональных обязанностей и компетенций.

Западные терминология и практика подготовки квалифицированного персонала зачастую неоправданно вытесняют апробированные десятилетиями отечественные традиции, а ведь умение говорить «на одном языке» — одно из важнейших требований эффективной работы специалиста в профессиональном коллективе.

Задачи экономиста

Тем не менее, несмотря на широкий спектр профессиональных требований согласно действующему стандарту, подготовленный экономист реально решает на производстве планово-экономические, финансово-экономические задачи, гораздо реже — аналитические и при наличии деятельности предприятия за рубежом — внешнеэкономические.

С точки зрения классических функций менеджмента А. Файоля экономист подготовлен и к реализации функций планирования, учета и отчасти анализа. Причем в первую очередь планирования, учета и анализа затрат, к тому же в основном материальных.

Однако будущее экономики постиндустриального общества связано с использованием нематериальных ресурсов — информационных, человеческих, энергетических. От планирования и учета затрат пора переходить к планированию и анализу результативности работы компаний по видам и процессам деятельности, рассматривая результативность в отношении не только самой компании, но и различных социальных групп, обеспечивая тем самым развитие социально ответственного бизнеса.

Хотя стандарт специальности содержит указание на такие профессиональные задачи экономиста, как организационно-управленческие, их содержание весьма неопределенно. Не понятно, в какой мере необходима интеграция экономической и управленческой областей подготовки бакалавров, специалистов и магистров для компаний с традиционной вертикальной иерархией, включая и те, которые применяют децентрализацию управления, внедряют интрапренерский менеджмент (внутрифирменное предпринимательство), и для компаний с плоской, гибкой структурой управления, включая структуры «на липучках» или активно использующие аутсорсинг.

Активное заимствование западных моделей: «стройного» предприятия, обучающегося предприятия, процессного управления, стратегий «кайдзен» и «хошин канри», всеобщего управления качеством, стратегического менеджмента — оправданно для компаний, стремящихся ускорить выход на западный фондовый рынок. Однако теории организационного развития убедительно показали, что прошлое развитие компаний активно влияет и на настоящее, и будущее состояние, автоматической пересадки западного опыта на российскую практику быть не может.

Важнейшие мировые тенденции развития высшего образования, которые находят отражение в системе отечественного экономического образования:

  • адаптация образовательных программ к будущим потребностям рынка труда на основе социального партнерства образовательных учреждений и предприятий;
  • баланс освоения профильных дисциплин и овладения навыками межличностных коммуникаций, работы с вычислительной и телекоммуникационной техникой, анализа и проектирования организационно-экономических механизмов деятельности предприятия;
  • изменение парадигмы высшего образования — отказ от принципа получения образования на начальных стадиях жизненного цикла кадрового ресурса, ориентация на принцип «образование в течение всей жизни».