1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 4193

Новая ЕГАИС работает еще хуже

Президент РФ Дмитрий Медведев обязал Минфин России собирать на министерском официальном сайте отзывы о работе Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС). Собрали. Почитали. Ужаснулись.

Президент до последнего времени искренне полагал, что внедрение с 1 июля 2009 г. новой версии ЕГАИС снизит расходы ее пользователей. Вышло иначе: затраты алкогольных компаний на обслуживание системы значительно возросли. «ЭЖ» выяснила у участников алкогольного рынка, что их не устраивает в новой системе.

Главное: стоимость ежемесячного обслуживания после внедрения последней версии ЕГАИС у опрошенных «ЭЖ» предпринимателей увеличилась минимум на 7%, максимум — на 45%. Кроме того, дополнительных затрат потребовала и сама «перестройка». Так, SPI Group израсходовала
1,4 млн руб. на обновление технических средств в соответствии с новыми системными требованиями, переобучение персонала в специализированных организациях, настройку программного обеспечения и приобретение счетчиков АсиУ. Такие расходы оправданы лишь в случае улучшения характеристик программы. Но качество работы ЕГАИС сегодня по-прежнему оставляет желать лучшего.

Основная проблема при работе с системой, предназначенной для контроля за объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, — интерфейс программы. В частности, для внесения одной позиции накладной (а их число в одном документе иногда достигает нескольких сотен) требуется около двух минут. Реализованная в программе функция импорта из бухгалтерских документов работает только для продукции отечественных производителей. Поэтому крупному предприятию, работающему с импортом, понадобится неделя, чтобы внести информацию о дневных отгрузках в режиме online. Пока этот недостаток ЕГАИС не будет устранен, компаниям придется контактировать с налоговыми службами напрямую, представляя сведения на бумаге. Интересно, что старая версия работала гораздо быстрее: обновленная программа фиксирует малейшие действия оператора от открытиязакрытия накладной до просмотра справочника. Такой тотальный контроль тормозит работу системы в целом.

Таблица

Показатели работы предприятий по производству и обороту спирта этилового,

спиртосодержащей и алкогольной продукции по России за январь — май 2009 г.

Наименование продукции

Количество отчитавшихся предприятий

Произведено

тыс. дкл

в % к

за отчетный месяц

за период
с начала отчетного года

соответствующему месяцу прошлого года

соответствующему периоду с начала прошлого года

Спирт этиловый из пищевого сырья

122

3516,38

17596,93

98,1

100,7

Спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья

120

3124,29

16407,62

88,2

95,0

Спирт этиловый технический синтетический

1

532,85

802,24

58,6

23,7

Спирт этиловый технический гидролизный

5

24,67

165,79

107,2

117,0

Спирт этиловый технический сульфитный

1

1,75

Спирт денатурированный (денатурат) из пищевого сырья

8

305,10

1896,33

в 2.1 р.

в 2.5 р.

Спирт этиловый технический денатурированный

2

366,79

1007,96

45,9

35,2

Водка и ликеро-водочные изделия

272

8584,96

38771,99

82,5

81,3

Вина виноградные

209

4498,98

18843,20

93,6

92,3

Вина плодовые

66

402,37

1532,13

123,4

101,5

Коньяки

101

794,44

4269,35

124,5

128,5

Вина шампанские и игристые

37

1013,38

5316,64

68,6

79,9

Источник: Росстат

Еще один пример, характеризующий непродуманность программы: производитель, которого компания заносит в «Справочник: иностранные организации», автоматически попадает в общую базу данных, доступную всем пользователям ЕГАИС. Если каким-­либо участникам системы этот производитель не нужен, они могут удалить его из справочника — «перенести» в архив. На следующий день его перестанут видеть абсолютно все пользователи, в том числе компания, которая внесла запись о нем. Сложность в том, что и восстановить компанию из архива может только тот, кто его туда поместил. Так, недавно одна организация неделю не могла найти клиента, поместившего производителя в архив. Из-­за таких казусов, о которых каждый пользователь ЕГАИС может рассказывать часами, предприятиям приходится нанимать дополнительный персонал, тратить время из-за вынужденных простоев, а значит, терять деньги.

Отвечая на вопрос «ЭЖ», что нужно сделать для совершенствования работы ЕГАИС, многие респонденты называли радикальную меру — полный отказ от программы. Но все считают, что систему надо существенно упростить.

«Изначально ЕГАИС была сильно перегружена дополнительными, не совсем нужными функциями, что усложнило не только ее внедрение, но и последующую эксплуатацию. Система периодически «зависает», что требует вмешательства программистов», — отметил Прохор Малютин, PR-директор ОАО «Синергия». Он подчеркнул, что помимо технической составляющей важно, чтобы ЕГАИС не только существовала как инструмент пополнения бюджета государства, но и обеспечивала условия для добросовестной конкуренции. Сейчас добросовестным производителям трудно бороться с нелегальными, которые не охвачены системой и соответственно не платят налогов.

«Если допустить возможность реального изменения методов работы, то необходимо существенно упростить клиентскую часть программы ЕГАИС-ГНИВЦ, увеличить уровень категории продукта в отчетности — отказаться от сорта продукции, оставив только ее вид, исключить ввод в ЕГАИС данных, не связанных с контролем и учетом. Текущий объем передачи данных влечет частые перегрузки каналов связи и регулярные сбои ввода», — отметил в разговоре с корреспондентом «ЭЖ» Андрей Скурихин, акционер SPI Group.

Сам факт, что государство уделяет пристальное внимание ЕГАИС, вселяет оптимизм в представителей алкогольных компаний. Тем не менее участники алкогольного рынка предостерегают чиновников, что положительный сдвиг в функционировании ЕГАИС, которого сегодня требует Президент РФ, будет достигнут, только если реально провести серьезную работу по модернизации системы. Для этого в первую очередь необходима «обратная связь» с министерством об устранении пробелов в работе программы. Сегодня предприниматели ощущают недостаток такого взаимодействия. Например, на сайте разработчика программы ЕГАИС в разделе часто задаваемых вопросов последние изменения датируются декабрем 2009 г. Хотя, казалось бы, при внедрении новой версии программы техническая помощь пользователям должна оказываться постоянно.