1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 10596

Должны ли платить НДС бюджетные учреждения

Споры о том, являются ли бюджетные учреждения плательщиками НДС, не прекращаются. Чаша правосудия склоняется то в сторону налогоплательщиков, то в сторону фискальных органов. Как складываются отношения бюджетных учреждений и налоговиков в части уплаты НДС в настоящее время?

В статье 143 НК РФ к плательщикам НДС отнесены организации, индивидуальные предприниматели и лица, перемещающие товары через таможенную границу. При этом никакого исключения для отдельных категорий юридических лиц названная статья не содержит.

Статья 11 НК РФ для целей налогового законодательства к организациям причисляет прежде всего российских юридических лиц.

Согласно ст. 120 ГК РФ бюджетное учреждение является юридическим лицом, созданным РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием.

Однозначна в этом вопросе только позиция контролирующих органов: бюджетные учреждения обязаны уплачивать налог в бюджет в порядке, определенном главой 21 НК РФ. В письме от 25.12.2007 № 03-07-11/643 Минфин России указал, что ст. 143 НК РФ не предусмотрено исключений из числа налогоплательщиков для бюджетных учреждений.

Единства мнений по данному вопросу в судах нет.

Первый подход идет вразрез с позицией финансистов: бюджетные учреждения не должны уплачивать НДС при реализации товаров (работ, услуг) на платной основе. Причем у приверженцев этого подхода два мнения с абсолютно разной аргументацией.

Первое мнение. В соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо, созданное в форме учреждения, признается некоммерческой организацией, которая может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует этим целям. То есть извлечение прибыли не считается основной целью создания бюджетного учреждения.

Бюджетным законодательством определено, что в бюджетных учреждениях платные формы деятельности не рассматриваются в качестве предпринимательской, если доход от них реинвестируется в уставную деятельность учреждения. В этом случае они не являются плательщиками налога на прибыль и НДС (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.01.2006 № Ф04-9272/2005 (18260-А45-37), от 03.08.2005 № Ф04-4930/2005(13548-А45-6) и от 06.04.2005 № Ф04-831/ 2005(8952-А45-35)).

Второе мнение. Заключая возмездные сделки, бюджетные учреждения действуют от имени собственника (РФ, субъектов РФ или муниципальных образований). НК РФ не относит собственников бюджетных учреждений к субъектам налогообложения. Из этого следует, что бюджетные учреждения, выполняя функции от имени собственников, не должны уплачивать НДС (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 14.03.2006 № Ф04-970/2006(20464-А45-9) по делу № А45-6178/05-7/114, от 17.01.2006 № Ф04-9632/2005-(18680-А27-9), ФАС Поволжского округа от 08.12.2005 № А12- 3428/05-С40, ФАС Северо-Кавказского округа от 10.11.2005 № Ф08-5363/2005, ФАС Уральского округа от 12.10.2005, 11.10.2005 № Ф09-3840/05-С2).

Как видим, приведенные примеры судебных решений датированы 2005–2006 гг.

Второй подход в судебной практике полностью совпадает с позицией контролирующих органов. Бюджетное учреждение признается юридическим лицом. Статья 143 НК РФ для него исключений не преду­смотрела. По мнению ряда окружных судов и ВАС РФ, если бюджетное учреждение, которое не освобождено согласно ст. 149 НК РФ от уплаты НДС, реализует товары (работы, услуги) на возмездной основе и получает доходы, оно должно уплачивать налог в бюджет. Аналогичные выводы содержатся в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 28.10.2008 по делу № А42-2619/2006, а также в Определении ВАС РФ от 18.12.2008 № ВАС-15876/08. Подчеркнем, что это последнее решение Высшего Арбитражного Суда РФ по конкретному спору в рамках рассматриваемой проблемы.

Кроме того, по мнению судов, придерживающихся данного подхода, уплата бюджетными учреждениями НДС не противоречит и Бюджетному кодексу РФ. В соответствии со ст. 41 и 42 Бюджетного кодекса РФ к неналоговым доходам бюджетного учреждения относятся доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, от иной деятельности, приносящей доход, после уплаты всех налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.02.2006 № А33-15909/05-Ф02-379/06-С1). 

С появлением Определения ВАС РФ от 18.12.2008 споры подобного рода перестали поступать в суды. Из этого можно сделать вывод, что позиция финансистов и судей совпала: бюджетные учреждения обязаны уплачивать налог на добавленную стоимость.