1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1349

Муниципалитеты в роли содержанок

За красивой формулировкой безвозмездных поступлений скрыто госсодержание муниципальных образований

Реформа местного самоуправления в России, похоже, не закончится никогда. За пять лет примерки страны к новым параметрам местной власти эта реформа никак не может состояться в 42 субъектах Федерации, в которых доходы муниципальных бюджетов от предпринимательской и иной деятельности муниципалитетов – 0%. Еще в 13 регионах такой вид местных доходов не превышает 1%.

Об экономической готовности муниципальных образований к самостоятельному существованию в первый год действия Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон о местном самоуправлении) свидетельствуют абсолютные числа. По состоянию на 1 января 2009 г., по сведениям Счетной палаты РФ, объем собственных доходов всех более чем 24 тыс. местных бюджетов равнялся 29,8 млрд руб., а сумма безвозмездных поступлений в эти бюджеты превысила 1,4 трлн руб. – рост в 2,3 раза за пять лет действия переходного периода закона. Их доля в доходах местных бюджетов увеличилась с 52,6 до 58,2% (см. таблицу).

В 2008 г. уровень безвозмездных поступлений превышал 50% в доходах местных бюджетов в 71 регионе из 83 субъектов Федерации. В республиках Дагестан, Ингушетия, Саха (Якутия), Тыва, в Чеченской Республике, а также в Ненецком и Чукотском автономных округах он был более 80%.

В 2009 г. в связи с кризисом ожидается снижение объема местных доходов на 5–35% к уровню 2008 г.

По Бюджетному кодексу РФ к безвозмездным поступлениям в местные бюджеты относятся дотации, субвенции, субсидии, трансферты, предоставляемые муниципальным образованиям из федерального и региональных бюджетов. Менее всего зависимы от такого финансового вспоможения городские округа. В их бюджетах доля безвозмездных поступлений в 2007 г. составляла 48,5%, в 2008 г. – 46,1%. В муниципальных районах доля помощи выросла на 5,4%. А в сельских поселениях собственных доходов не хватает на оплату труда муниципальным служащим.

Параметры заданы, а исполнения нет

Согласно положениям Бюджетного и Налогового кодексов, ежегодных законов о бюджете государства, Закона о местном самоуправлении, четырем бюджетным посланиям Президента РФ Федеральному Собранию и Правительству РФ, а также двум посланиям главы государства парламенту от 26.04.2007 и от 05.11.2008 намечалось:

– повысить стимулы для муниципальных образований к снижению уровня дотационности;

– обеспечить завершение переходного периода формированием новой системы местного самоуправления.

Исходя из этого Правительство РФ приняло Концепцию повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006–2008 гг. Она предусматривала:

– увеличение поступлений доходов в местные бюджеты;

– улучшение качества управления муниципальными финансами;

– повышение прозрачности региональных и муниципальных финансов.

Но зависимость местных бюджетов от безвозмездных поступлений из других бюджетов по сравнению с 2005 г. увеличилась более чем в 2,3 раза.

По оценке Минфина России, сумма только дотаций выросла за эти годы в 1,7 раза. Ежегодно увеличивается объем субсидий на реформирование муниципальных финансов из Фонда софинансирования. В 2008 г. в бюджеты муниципальных образований было направлено 1,2 млрд руб.:

– бюджетам городских округов – 779,5 млн руб.;

– бюджетам муниципальных районов – 452 млн руб.;

– бюджетам городских и сельских поселений – 13,9 млн руб.

В итоге по заключению Счетной палаты РФ у 70% муниципальных образований отсутствует перспектива развития, поскольку доходы местных бюджетов не обеспечивают реализацию собственных полномочий в части осуществления инвестиций, модернизации жилищно-коммунального хозяйства, социальной инфраструктуры образования и здравоохранения.

Доходы местных бюджетов на 1 января 2009 г.

Территория

Доходов итого

Из них

безвозмездные поступления

доходы от предпринимательской
и иной деятельности

сумма

(8/7) %

сумма

(10/7) %

Российская Федерация

2 411 644 477,4

1 402 721 935,9

58,2

29 816 073,0

1,2

Центральный федеральный округ

431 119 205,5

215 089 161,9

49,9

3 636 388,4

0,8

Белгородская область

31 974 286,9

20 481 041,1

64,1

964 408,8

3,0

Брянская область

13 121 860,1

7 495 953,6

57,1

83 585,7

0,6

Владимирская область

21 810 211,2

12 702 605,3

58,2

0,0

0,0

Воронежская область

28 123 499,5

14 622 974,8

52,0

0,0

0,0

Ивановская область

13 225 788,1

8 012 103,4

60,6

0,0

0,0

Тверская область

19 461 010,5

9 470 018,8

48,7

1 074 203,4

5,5

Калужская область

17 728 101,1

8 744 872,9

49,3

491 316,5

2,8

Костромская область

8 702 162,5

4 688 734,1

53,9

0,0

0,0

Курская область

14 002 769,3

7 551 516,7

53,9

0,0

0,0

Липецкая область

19 821 816,5

10 567 460,5

53,3

0,0

0,0

Московская область

138 589 689,1

53 402 679,8

38,5

0,0

0,0

Орловская область

9 145 244,5

5 224 513,3

57,1

275 515,0

3,0

Рязанская область

14 310 963,1

8 511 511,4

59,5

175 026,8

1,2

Смоленская область

12 912 543,2

7 015 246,3

54,3

0,0

0,0

Тамбовская область

14 034 673,3

9 203 780,2

65,6

0,0

0,0

Тульская область

22 074 005,2

11 190 869,8

50,7

572 332,2

2,6

Ярославская область

27 635 167,8

13 551 267,3

49,0

0,0

0,0

г. Москва

4 445 413,6

2 652 012,4

59,7

0,0

0,0

Сев.-Западный федеральный округ

212 864 563,2

123 837 480,4

58,2

3 971 108,1

1,9

Республика Карелия

12 810 871,3

7 230 915,8

56,4

587 208,4

4,6

Республика Коми

22 192 413,9

13 599 297,0

61,3

0,0

0,0

Архангельская область

28 088 102,9

16 785 043,4

59,8

–1 967,3

0,0

Вологодская область

26 234 939,7

14 910 528,1

56,8

–94 129,1

–0,4

Калининградская область

19 661 927,0

8 712 149,1

44,3

1 499 216,5

7,6

Ленинградская область

40 418 444,4

23 399 354,3

57,9

1 650 846,9

4,1

Мурманская область

27 565 788,5

17 494 957,9

63,5

0,0

0,0

Новгородская область

16 130 142,1

11 128 126,3

69,0

309 434,1

1,9

Псковская область

8 170 055,0

4 295 361,5

52,6

0,0

0,0

г. Санкт-Петербург

5 331 194,5

1 273 841,9

23,9

3 668,4

0,1

Ненецкий автономный округ

6 260 684,0

5 007 905,2

80,0

16 830,2

0,3

Южный федеральный округ

310 117 697,6

190 232 359,9

61,3

2 203 461,5

0,7

Республика Дагестан

27 380 010,9

22 555 420,6

82,4

0,0

0,0

Кабардино-Балкарская Республика

7 037 714,0

4 715 515,4

67,0

0,0

0,0

Республика Калмыкия

3 804 988,3

2 447 959,6

64,3

67 857,5

1,8

Республика Северная Осетия – Алания

5 937 468,1

4 144 874,2

69,8

0,0

0,0

Республика Ингушетия

1 754 801,6

1 432 303,5

81,6

7 663,3

0,4

Краснодарский край

84 345 175,6

47 839 031,5

56,7

0,0

0,0

Ставропольский край

35 379 632,4

21 076 521,9

59,6

1 750 318,2

4,9

Астраханская область

17 627 560,1

11 021 724,3

62,5

307 974,4

1,7

Волгоградская область

36 728 429,1

18 025 289,7

49,1

69 648,1

0,2

Ростовская область

68 267 995,4

40 753 667,1

59,7

0,0

0,0

Республика Адыгея (Адыгея)

4 137 312,7

2 447 125,6

59,1

0,0

0,0

Карачаево-Черкесская Республика

4 759 470,9

3 468 149,4

72,9

0,0

0,0

Чеченская Республика

12 957 138,5

10 304 777,0

79,5

0,0

0,0

Приволжский федеральный округ

445 891 450,7

251 369 511,5

56,4

7 851 675,5

1,8

Республика Башкортостан

50 522 138,3

28 132 747,5

55,7

0,0

0,0

Республика Марий Эл

8 059 679,4

5 548 316,4

68,8

0,0

0,0

Республика Мордовия

12 296 125,4

8 790 890,7

71,5

0,0

0,0

Республика Татарстан (Татарстан)

60 544 251,3

35 418 139,8

58,5

0,0

0,0

Удмуртская Республика

22 658 304,4

14 194 010,5

62,6

0,0

0,0

Чувашская Республика – Чувашия

15 588 242,5

8 754 838,7

56,2

1 239 678,5

8,0

Пермский край

56 540 319,1

31 856 616,2

56,3

3 002 581,1

5,3

Нижегородская область

56 291 819,9

31 647 877,0

56,2

0,0

0,0

Кировская область

19 110 137,3

10 968 981,2

57,4

1 105 836,6

5,8

Самарская область

40 959 058,7

16 296 627,8

39,8

0,0

0,0

Оренбургская область

37 825 384,8

22 861 763,7

60,4

1 750 641,5

4,6

Пензенская область

19 416 638,0

11 313 529,7

58,3

752 937,8

3,9

Саратовская область

29 405 446,0

16 551 692,0

56,3

0,0

0,0

Ульяновская область

16 673 905,7

9 033 480,2

54,2

0,0

0,0

Уральский федеральный округ

401 564 156,5

242 841 016,5

60,5

4 282 858,2

1,1

Курганская область

12 072 764,3

8 146 013,9

67,5

320 546,4

2,7

Свердловская область

76 581 087,7

38 283 708,4

50,0

0,0

0,0

Тюменская область

62 335 876,9

30 218 166,4

48,5

492 512,9

0,8

Челябинская область

71 885 605,7

46 382 276,4

64,5

119 076,2

0,2

Ханты-Мансийский АО – Югра

109 883 691,0

70 950 210,0

64,6

3 350 722,7

3,0

Ямало-Ненецкий автономный округ

68 805 131,0

48 860 641,3

71,0

0,0

0,0

Сибирский федеральный округ

411 438 201,6

248 397 492,3

60,4

5 358 438,7

1,3

Республика Бурятия

16 431 587,1

10 513 292,5

64,0

0,0

0,0

Республика Тыва

6 738 558,4

5 733 042,1

85,1

148 808,4

2,2

Алтайский край

29 870 792,4

18 880 735,0

63,2

0,0

0,0

Красноярский край

93 049 886,0

58 431 643,9

62,8

2 413 421,2

2,6

Иркутская область

47 393 625,2

23 669 416,2

49,9

1 148 460,4

2,4

Кемеровская область

80 155 390,2

52 698 113,6

65,7

0,0

0,0

Новосибирская область

52 793 526,6

27 694 107,2

52,5

280 416,3

0,5

Омская область

28 180 424,7

14 566 667,9

51,7

700 557,5

2,5

Томская область

19 958 321,1

11 768 499,8

59,0

95 421,2

0,5

Читинская область

18 017 262,8

11 870 513,2

65,9

0,0

0,0

Республика Алтай

5 513 788,1

4 105 771,9

74,5

71 853,9

1,3

Республика Хакасия

9 270 589,7

4 978 796,3

53,7

312 703,2

3,4

Дальневосточный федеральный округ

198 649 202,3

130 954 913,4

65,9

2 512 142,7

1,3

Республика Саха (Якутия)

46 306 220,1

37 526 045,5

81,0

0,0

0,0

Камчатская область

17 193 741,0

12 482 107,7

72,6

52 879,8

0,3

Приморский край

26 589 124,1

12 864 872,7

48,4

178 527,3

0,7

Хабаровский край

35 951 526,6

20 422 851,1

56,8

1 232 360,9

3,4

Амурская область

17 564 309,3

11 766 419,2

67,0

0,0

0,0

Магаданская область

10 615 300,5

7 859 179,1

74,0

227 536,3

2,1

Сахалинская область

30 785 284,6

17 428 027,3

56,6

693 949,9

2,3

Еврейская автономная область

3 497 644,4

2 210 130,9

63,2

126 888,4

3,6

Чукотский автономный округ

10 146 051,8

8 395 279,9

82,7

0,0

0,0

источник: МИНФИН РОССИИ