1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1336

Плательщикам и неплательщикам земельного налога посвящается

ВАС РФ подготовил проект постановления Пленума, разъясняющий некоторые вопросы о порядке уплаты земельного налога. А вопросов немало. Достаточно просмотреть бесконечные списки судебных дел по данному налогу. Причем иногда одни и те же споры суды разных регионов разрешают по-разному. Чтобы прекратить судебное творчество, ВАС РФ решил вмешаться и дать судам рекомендации для обеспечения единообразной практики. Разберемся, в каких вопросах он определился и готов научить других, как поступать.

Обсуждение проекта постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при применении положений главы 31 Налогового кодекса РФ» (далее – проект) состоялось в марте. Сразу отметим, что большинство положений проекта выдержали критику и замечания участников заседания и он будет принят без существенных изменений. Ожидается, что документ появится уже к началу лета. К каким решениям пришел ВАС РФ и к чему готовиться с появлением документа?

 

А кто плательщик?!

Ответ на вечный вопрос, кто является плательщиком земельного налога, открывает проект.

Из-за многочисленных изменений законодательства на данный вопрос не так-то просто ответить, ведь ряд прав на землю нивелирован, а ряд – оставлен действующим, но с некоторыми изъятиями, понимаемыми юристами по-разному.

В силу п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Из норм п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ следует, что перечисленные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» служит единственным доказательством существования права.

Подобная логика рассуждений правомерно позволяет сделать вывод, закрепленный в проекте: основным признаком, по которому необходимо определять, относится лицо к плательщикам земельного налога или нет, является факт регистрации прав на землю в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП). Соответственно обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав (внесения записи в ЕГРП).

Но это еще не все. К общему правилу имеются два дополнения, представляющие собой скорее исключения. Во-первых, к налогоплательщикам относятся также лица, хотя и не упомянутые в п. 1 ст. 20 Земельного кодекса РФ в числе возможных обладателей права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, но на основании п. 3 той же статьи сохраняющие указанное право, возникшее до введения в действие Земельного кодекса РФ.

 

К СВЕДЕНИЮ

Пункт 1 ст. 20 Земельного кодекса РФ

В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

 

Во-вторых, налогоплательщиками признаются лица, чьи права на землю удостоверяются актом (свидетельством или другими документами), выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим до вступления в силу Земельного кодекса РФ.

Выданные в то время документы о праве сохраняют свое действие и по сей день. Поэтому не надо в срочном порядке вносить сведения о «древних» правах в ЕГРП. Земельные права, приобретенные до вступления в силу Земельного кодекса РФ и после, считаются равными. Такое равенство объясняется нормами п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», в соответствии с которыми выданные в то время свидетельства и удостоверяющие права на землю документы «имеют равную силу с записями в ЕГРП». Такие обладатели прав на землю также обязаны платить земельный налог, несмотря на отсутствие основного признака налогоплательщика – включение прав в ЕГРП. При этом следует учитывать компетенцию этого органа на момент выдачи правоустанавливающего документа.

Таким образом, уплачивать земельный налог должны все три перечисленные категории. К остальным предъявлять налоговые претензии об уплате земельного налога бесполезно. Суды будут отказывать в подобных исках.

Отдельно в проекте содержится ответ на вопрос, кто является плательщиком земельного налога за землю под многоквартирным домом. Это собственники жилых и нежилых помещений такого дома, причем независимо от того, создано ими товарищество собственников жилья или нет.

 

За фактическое использование госземель заплатить придется

Коммунизм для тех, кто пользуется государственной или муниципальной землей, при этом к числу налогоплательщиков не относится и соответственно не платит за нее, не наступит.

Платить все равно придется, только основание не будет связано с налоговыми обязательствами. На помощь бюджету приходит гражданско-правовой институт неосновательного обогащения. Этому моменту проект уделил особое внимание, напомнив о принципе платности землепользования.

Так, к лицам, которые фактически пользуются земельными участками государственного или муниципального фонда, но не являются плательщиками земельного налога или арендаторами могут быть предъявлены требования о возмещении неосновательного обогащения. Исчислить размер возмещения поможет правило п. 2 ст. 1105 ГК РФ, позволяющее применять цены, действующие на этой территории.

Существует еще одна категория, которую постигнет та же участь. Речь идет о пользователях, которые намеренно или ненамеренно затягивают с регистрацией прав в ЕГРП. Сейчас это распространенный способ растягивать удовольствие не платить земельный налог. С такой возможностью можно попрощаться. ВАС РФ уже определился в этом вопросе: требование о возмещении неосновательного обогащения может быть предъявлено к фактическому землепользователю в период оформления им права на предоставленный земельный участок.

 

Объект налогообложения

Немало неразрешенных споров касается определения объекта налогообложения.

Согласно п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признается земельный участок. Под ним понимается часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке (п. 2 ст. 6 Земельного кодекса РФ). Следовательно, объект налогообложения возникает только тогда, когда конкретный земельный участок сформирован.

С этим соглашается ВАС РФ, закрепляя в п. 7 проекта правило определения объекта налогообложения. Но это только многообещающее начало. Действительно, в п. 1 и 2 ст. 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков. Как известно, кадастровый учет и соответственно оценка не обошли еще все регионы необъятной России.

Как быть, если спор возник в отношении земель, кадастровый учет до которых еще не дошел?

Проект предлагает выход: для целей налогообложения использовать нормативную цену земли. Такая возможность предоставлена ст. 65 Земельного кодекса РФ и п. 13 ст. 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса РФ.

Не обошли судьи вниманием и вопрос, где предпринимателям и организациям брать сведения для расчета налогооблагаемой базы.

Как установлено в п. 1 и 3 ст. 391 НК РФ, указанные субъекты в отношении земельных участков, используемых в предпринимательской деятельности, определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра. При этом сведения о кадастровой стоимости по состоянию на 1 января календарного года подлежат доведению до этих налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством РФ, не позднее 1 марта каждого года (п. 14 ст. 396 НК РФ). Напомним, что п. 2 постановления Правительства РФ от 07.02.2008 № 52 «О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков» указано, что эти сведения можно черпать из официального сайта Федерального агентства кадастра объектов недвижимости или запрашивать агентство путем направления письменного запроса, ответить на который оно обязано бесплатно. Таким образом, проект развеет бытующее заблуждение относительно содержания «доведения до сведения», которое реализуется собственными усилиями налогоплательщиков.

Если на сайте сведения о кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января календарного года в установленном порядке до 1 марта не «доведены до налогоплательщика», налоговая база определяется самим налогоплательщиком исходя из кадастровой стоимости участка, ранее «доведенной до него в установленном порядке». А вот изменять кадастровую стоимость после начала налогового периода уже нельзя. На это также обращено внимание в проекте.

Льготы и вычет в пользу налогоплательщика

Важным для индивидуальных жилищных застройщиков станет замечание Пленума ВАС РФ о применении пониженной ставки земельного налога, предусмотренной п. 1 ст. 394 НК РФ. Напомним, что ставка не может превышать 0,3% в отношении земельных участков, в частности, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства. В ст. 394 НК РФ ничего не говорится об освоении участка как условии применения пониженной ставки. Поэтому отказывать в применении пониженной ставки по причине неосвоения участка судам запрещено.

Не менее интересно закрепление в постановлении Пленума ВАС РФ правила, в соответствии с которым налогоплательщики – физические лица, которые на основании п. 5 ст. 391 НК РФ вправе претендовать на вычет из налоговой базы в размере 10 тыс. руб., могут воспользоваться им и в случае, когда соответствующий земельный участок используется в предпринимательской деятельности.

* * *

Итак, скоро можно будет не доводить спор до суда, если чиновника ознакомить с позицией Пленума ВАС РФ по выработанным им рекомендациям. Вместе с тем землепользователям и землевладельцам следует принять к сведению, что отсутствие документа на землю не освобождает пользователя от платы за нее. А вот, в какой форме будет востребована плата, это уже вопрос судебных разбирательств. Главное – соблюдать принцип платности использования земли.