Повышаем доходность подарками

Отвечает Анастасия Докучаева, главный эксперт-консультант компании «ПРАВОВЕСТ»
| статьи | печать

По случаю праздников фирмы преподносят подарки постоянным партнерам, корпоративным клиентам и так далее. Эта акция способствует укреплению деловых связей и в конечном итоге направлена на повышение доходности бизнеса.

Можно ли учесть в целях налогообложения расходы на приобретение подарков? Каким образом это лучше сделать (отнести на представительские расходы, рекламу)?

Н. Д. Нижеховская, Москва

 

Преподнесение подарков постоянным партнерам и корпоративным клиентам по случаю праздников является одной из норм законодательно не установленных обычаев делового оборота. Они направлены на укрепление и расширение связей в предпринимательской среде, поэтому можно рассмотреть вариант учета таких затрат в составе представительских расходов.

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ.

В соответствии с подп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относят представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества, в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 264 НК РФ.

Согласно п. 2 ст. 264 НК РФ к представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплату услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

При этом отнесение в состав представительских расходов затрат по приобретению подарков законодательно не установлено. Поэтому учесть затраты по приобретению подарков в составе представительских расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, не представляется возможным.

Теперь рассмотрим возможность отнесения данных затрат в расходы на рекламу.

Предусмотрено включение в расходы затрат на рекламу по подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Понятие «реклама» определено Законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе». К рекламе относится распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств информация, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Таким образом, рассматривая подарки как объект рекламы, мы должны определить следующее:

— несут ли подарки на себе информацию об организации и ее деятельности;

— какому кругу лиц будут распространены данные подарки.

Только при условии, что данные подарки представляют собой объект рекламы и распространяются неопределенному кругу лиц, стоимость таких сувениров можно списать на рекламные расходы.

На подарках можно разместить информацию об организации, но в случае представления подарков постоянным или корпоративным клиентам круг лиц организация определяет сама. Таким образом, определяется конкретное число клиентов, которые получат эти подарки, и информация, которая размещена на них, будет распространена в определенном круге лиц, что уже не подходит под определение рекламы.

 

ВНИМАНИЕ!

 

Сумма подарка, адресованного самой организации (а не ее представителям), ограничена пятью МРОТ (ст. 575 ГК РФ). Дарение на большую сумму в отношениях между коммерческими организациями запрещено.

 

Из изложенного можно сделать вывод, что выдача подарков постоянным партнерам и корпоративным клиентам не может учитываться как представительские расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу. А при несоответствии признакам понятия рекламы стоимость подарков не может уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.