1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 930

Кому налоговое бремя не по силам

С 1 января 2007 года начнет действовать новый Порядок рассмотрения Федеральной налоговой службой заявлений о предоставлении отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов. О том, как можно добиться налоговых поблажек, читайте в нашем материале.

 

Новый Порядок, утвержденный Приказом ФНС РФ от 04.10.2006 № САЭ-3-19/654, заменит аналогичный документ, действующий в настоящее время. Его введение связано с вступлением в силу с 1 января 2007 года Закона РФ от 27.07.2006 №137-ФЗ, внесшего изменения в Налоговый кодекс РФ. Затронуты и положения главы 9 НК РФ, предусматривающие возможность изменения срока уплаты налогов.

Если кредит, то только инвестиционный

Обсудим сначала наиболее существенные изменения, внесенные в главу 9 Налогового кодекса РФ.

Напомним, что изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока их уплаты на более поздний срок. Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1)причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

2)задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;

3)угроза банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога;

4)если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;

5)если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер;

6)основание, установленное Таможенным кодексом РФ, для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

До 1 января 2007 года изменение срока уплаты налога возможно в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита. С Нового года одной формой станет меньше — утратит силу ст. 65 НК РФ, предусматривающая порядок и условия предоставления налогового кредита.

В чем отличие этой «исчезающей» формы от инвестиционного налогового кредита?

Налоговый кредит представляет собой изменение срока уплаты налога на срок от трех месяцев до одного года при наличии хотя бы одного из оснований, указанных выше под номерами 1, 2 и 3. Такой налоговый кредит предоставляется заинтересованному лицу по его заявлению и оформляется договором установленной формы между органом и указанным лицом. Основанием для заключения договора о налоговом кредите является решение уполномоченного органа о его предоставлении.

Инвестиционный налоговый кредит — это изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Такой кредит может быть предоставлен организации при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1)проведение ею научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;

2)осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;

3)выполнение ею особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление организацией особо важных услуг населению.

При наличии первого основания инвестиционный налоговый кредит предоставляется в сумме, составляющей 30% стоимости приобретенного организацией оборудования, используемого исключительно для указанных целей. По второму и третьему основаниям — в суммах, определяемых по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией.

Сопоставляя эти формы налогового кредита, можно выделить следующие различия:

·        в отличие от налогового кредита инвестиционный налоговый кредит предоставляется не в связи с негативными для налогоплательщика обстоятельствами, а для стимулирования деятельности, которую законодатель считает особо значимой для экономического и социального развития государства;

·        по своей сути только инвестиционный налоговый кредит имеет признаки кредита в его экономическом понимании.

Правоотношения по предоставлению налогового кредита вполне укладываются в две другие формы изменения срока уплаты налога, предусмотренные главой9 НК РФ, — отсрочка и рассрочка. Поэтому, по нашему мнению, отмена налогового кредита как формы изменения срока уплаты налога вполне оправданна.

Утрачивает силу п. 7 ст. 61 НК РФ, согласно которому правила, предусмотренные главой 9 НК РФ, применяются также в отношении изменения срока уплаты налога в государственные внебюджетные фонды. А эти органы пользуются правами и несут обязанности финансовых органов, предусмотренные данной главой.

Пункт 1 ст. 64 НК РФ дополнен абзацем вторым, согласно которому отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но не превышающий три года, могут быть предоставлены по решению Правительства РФ.

Расширено третье основание предоставления заинтересованному лицу отсрочки или рассрочки по уплате налога. С 1 января 2007 года срок уплаты налога может быть изменен при угрозе банкротства лица в случае единовременной выплаты им налога, утверждения арбитражным судом мирового соглашения либо графика задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления.

Пункт 8 ст. 64 НК РФ дополнен абзацем следующего содержания. В случае расторжения мирового соглашения и возобновления производства по делу о банкротстве либо в случае прекращения процедуры финансового оздоровления решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, принятое в соответствии с данной статьей, при наличии угрозы банкротства утрачивает силу со дня расторжения мирового соглашения либо со дня прекращения процедуры финансового оздоровления.

Ныне действующая редакция п. 1 ст. 66 НК РФ предусматривает, что инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль (доход) организации, а также по региональным и местным налогам. В новой редакции слово «доход» отсутствует.

Уточнены сроки действий налогоплательщика и уполномоченного органа при прекращении отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита (п. 4, 5, 8 и 9 ст. 68 НК РФ в новой редакции).

При досрочном прекращении действия отсрочки или рассрочки налогоплательщик должен в течение одного месяца после получения им соответствующего решения уплатить сумму задолженности, а также пени за каждый календарный день, начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно.

Извещение об отмене решения об отсрочке или рассрочке направляется принявшим это решение уполномоченным органом налогоплательщику или плательщику сбора по почте заказным письмом в течение пяти дней со дня принятия решения. Такое извещение считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Если в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите заключившая его организация нарушит предусмотренные договором условия реализации либо передачи во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого явилось основанием для предоставления инвестиционного налогового кредита, эта организация в течение одного месяца со дня расторжения договора обязана уплатить все не уплаченные ранее суммы налога, а также соответствующие пени и проценты на неуплаченные суммы налога, начисленные за каждый календарный день действия договора исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей за период от заключения до расторжения указанного договора.

Когда организация, получившая инвестиционный налоговой кредит в связи с выполнением особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставлением ею особо важных услуг населению, нарушает свои обязательства, она обязана не позднее трех месяцев со дня расторжения договора уплатить все сумму неуплаченного налога и проценты на эту сумму, которые начисляются за каждый календарный день действия договора исходя из ставки, равной ставке рефинансирования ЦБ РФ.

 

На поклон к чиновникам

 

Процедура обращения с ходатайством об изменении срока уплаты налога установлена Порядком организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов, а также пени, утвержденным Приказом ФНС РФ от 30.03.2005 № САЭ-3-19/127. Рассмотрим наиболее важные положения этого нормативного акта.

Следует иметь в виду, что общий объем отсроченной задолженности не должен превышать суммы ущерба, причиненного налогоплательщику в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы, либо суммы недофинансирования из бюджета или неоплаты выполненного государственного заказа.

При обращении с просьбой об изменении срока уплаты федеральных налогов и сборов, а также пеней налогоплательщик должен представить следующие документы:

·        заявление с просьбой об отсрочке, рассрочке, кредите;

·        справку налогового органа по месту учета налогоплательщика об отсутствии оснований, исключающих изменение срока уплаты налогов, определенных в п. 1 ст. 62 НК РФ;

·        справку о состоянии расчетов с бюджетами по налогам, сборам, взносам, а также справку о предоставленном ранее переносе срока уплаты (в том числе в порядке реструктуризации), с выделением сумм, не уплаченных на момент обращения;

·        обязательство налогоплательщика, предусматривающее на период действия отсрочки (рассрочки) соблюдение условий, на которых принимается решение об изменении срока уплаты задолженности;

·        копию устава (учредительного договора, положения) организации и внесенных в него изменений;

·        баланс и другие формы бухгалтерской отчетности, характеризующие финансовое состояние налогоплательщика за предыдущий год и истекший период того года, в котором он обратился по поводу изменения срока уплаты;

·        в установленных случаях заверенную копию договора поручительства, заключенного в порядке, предусмотренном ст. 74 НК РФ;

·        документы, подтверждающие наличие оснований для изменения срока уплаты налогов.

Следует обратить внимание на то, что состав документов, представляемых налогоплательщиком при его обращении с просьбой об изменении срока уплаты региональных и местных налогов и сборов, а также пеней, отличается от вышеуказанного. Вот какие документы необходимо представить в этом случае:

·        заявление налогоплательщика с просьбой об отсрочке, рассрочке, кредите;

·        его обязательство о соблюдении условий, на которых принимается решение об изменении срока уплаты задолженности;

·        баланс и другие формы бухгалтерской отчетности, характеризующие финансовое состояние налогоплательщика за предыдущий год и истекший период того года, в котором он обратился по поводу изменения срока уплаты;

·        документы об имуществе, которое может являться или является предметом залога, либо поручительство, а в случаях обращения за получением кредита — заверенные копии договора залога имущества либо поручительство, заключаемые в порядке, предусмотренном ст. 73 и 74 НК РФ;

·        справку о состоянии расчетов с бюджетами по налогам, сборам, взносам, а также справку о предоставленных ранее отсрочках, рассрочках (в том числе в порядке реструктуризации), кредитах, с выделением сумм, не уплаченных на момент обращения;

·        документы, подтверждающие наличие оснований для изменения срока уплаты налогов.

 

У каждого своя беда...

 

При обращении с просьбой об изменении срока уплаты, связанном с причинением ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы, необходимо также представить документ, подтверждающий такие факты и справку о сумме нанесенного ущерба, заверенную уполномоченным на это органом.

В случае обращения из-за задержки финансирования из бюджета или неоплаты выполненного государственного заказа представляется подтверждающий данные факты документ.

Если обращение связано с угрозой банкротства в случае единовременной выплаты налога, следует также представить:

·        пояснительную записку налогоплательщика о причинах возникновения необходимости единовременной уплаты налогов с указанием их сумм;

·        сведения о расчетных, валютных, депозитных счетах и наличии средств на них по состоянию на начало года, на начало каждого квартала и дату обращения;

·        документы, подтверждающие возможность наступления банкротства в случае единовременной уплаты сумм налогов, подтвержденные уполномоченным на это органом.

В случае обращения из-за имущественного положения физического лица, которое исключает возможность единовременной уплаты налога, представляется документ, подтверждающий данное обстоятельство.

Обращение, связанное с тем, что производство и (или) реализация товаров, работ, услуг носит сезонный характер, необходимо подкреплять документом, выданным уполномоченным органом, подтверждающим, что организация осуществляет деятельность, указанную в Постановлении Правительства РФ от 06.04.99 № 382 «О перечнях сезонных отраслей и видов деятельности, применяемых для целей налогообложения».

 

Налоговики как двигатель прогресса

 

Как уже отмечалось, предоставление инвестиционного налогового кредита связано не с негативными для налогоплательщика обстоятельствами, а с особой значимостью для государства деятельности, которой он занимается или намерен заняться. Разрешая предоставление такого кредита, соответствующие органы имеют возможность способствовать экономическому и социальному развитию государства.

Для получения инвестиционного налогового кредита необходимо представить:

·        документы, подтверждающие основание для предоставления такого кредита;

·        документы, подтверждающие неприменение процедур, предусмотренных законодательством о банкротстве;

·        справку о состоянии расчетов с бюджетами по налогам, сборам, взносам, а также справку о предоставленных ранее отсрочках, рассрочках (в том числе в порядке реструктуризации), кредитах, с выделением сумм, не уплаченных на момент обращения;

·        бизнес-план инвестиционного проекта по форме, установленной Постановлением Правительства РФ от 22.11.97 № 1470 «Об утверждении Порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств Бюджета развития Российской Федерации и Положения об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития Российской Федерации».

Организация, желающая получить инвестиционный налоговый кредит с целью проведения научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами, должна также представить документы, подтверждающие факт приобретения оборудования, используемого исключительно на данные цели, и стоимость такого оборудования.

Обоснование (бизнес-план) для получения инвестиционного налогового кредита по одному из оснований не может быть использовано для заключения договоров по другим основаниям.

 

«О бедном гусаре замолвите слово...»

 

При необходимости договора поручительства он оформляется между налоговым органом и поручителем в соответствии со ст. 74 НК РФ. Напомним, что согласно данной норме поручитель должен исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит их в установленный срок.

Согласно гражданскому законодательству поручительство оформляется договором между налоговым органом и поручителем. При этом налогоплательщик и поручитель несут солидарную ответственность. После исполнения поручителем взятых на себя обязательств в соответствии с договором к нему переходит право требовать от налогоплательщика уплаченных им сумм, а также процентов по ним и возмещения убытков, понесенных в связи с исполнением обязанности налогоплательщика.

Поручителями вправе выступать как юридические, так и физические лица.

Для оформления договора налогоплательщик и поручитель должны одновременно обратиться с письменным заявлением в Управление ФНС РФ по соответствующему субъекту Российской Федерации либо в межрегиональную инспекцию ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам. Рассматривая заявление, налоговый орган должен убедиться в отсутствии задолженности поручителя перед бюджетной системой и его платежеспособности.

Результаты рассмотрения возможности заключения договора поручительства налоговые органы сообщают заявителям в недельный срок после подачи заявления. При этом при положительном решении договор подписывается в пятидневный срок.

В заключении договора может быть отказано, в частности если есть достаточные основания полагать, что налогоплательщик предпримет меры по уходу от налогообложения. Такими основаниями рекомендуется считать:

·        наличие на балансе налогоплательщика движимого имущества, в том числе ценных бумаг, денежных средств от реализации которых достаточно для погашения более 25% суммы неуплаченного налога;

·        наличие на балансе налогоплательщика дебиторской задолженности, возможной к взысканию, если он не принимает меры к взысканию в установленном законом порядке в течение более одного квартала;

·        размер общей суммы задолженности по налоговым и иным платежам (с учетом штрафов и пеней), в том числе отсроченной (рассроченной) к уплате, превышает 50% балансовой стоимости имущества налогоплательщика;

·        получение налоговым органом сведений из органов прокуратуры, внутренних дел и из иных официальных источников, свидетельствующих о выводе (сокрытии) активов организации или о намерении должностных лиц налогоплательщика скрыться;

·        анализ должностными лицами налогового органа деятельности налогоплательщика, позволяющий сделать вывод о возможном уклонении от уплаты налога. Например, систематическое уклонение от явки в налоговый орган, срочная распродажа имущества или переоформление его на подставных лиц, участие посреднических фирм в расчетах налогоплательщика за его продукцию, аккумулирование его средств на счетах других юридических лиц.

При сумме поручительства, не превышающей 20 млн рублей, договор оформляют самостоятельно управления ФНС РФ по субъектам Российской Федерации либо межрегиональные инспекции ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам.

В случае превышения суммы поручительства указанного размера договор поручительства, подписанный обеими сторонами, направляется на рассмотрение и согласование в Федеральную налоговую службу РФ.

 

В лабиринте инстанций

 

Как отмечалось выше, Приказом ФНС РФ от 04.10.2006 № САЭ-3-19/654@ утвержден новый Порядок рассмотрения Федеральной налоговой службой заявлений о предоставлении отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов, который вступит в силу 1 января 2007 года. Рассмотрим его основные положения.

 

Когда речь идет о федеральных налогах и сборах

 

Поступающие в ФНС РФ заявления налогоплательщиков направляются в Управление урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства (далее — Управление), которое рассматривает заявления, а также необходимые для принятия решения документы, представленные налогоплательщиком, и в срок не позднее пяти рабочих дней со дня их поступления в ФНС РФ подготавливает проекты решений о предоставлении отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита или решений об отказе в их предоставлении.

Проекты решений направляются на согласование в Юридическое управление, которое в срок не позднее пяти рабочих дней со дня их получения рассматривает и согласовывает представленные документы. Затем подготовленные проекты передаются для подписания руководителю ФНС РФ.

 

ВНИМАНИЕ!

 

Проекты решений об изменении срока уплаты ЕСН направляются для согласования в органы соответствующих внебюджетных фондов.

Проекты решений об изменении срока уплаты федеральных налогов или сборов, подлежащих зачислению в федеральный бюджет и (или) бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, направляются для согласования в финансовые органы соответствующих субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

 

При поступлении согласованных проектов решений Управление в трехдневный срок направляет их на подпись руководителю ФНС РФ.

В случае если со стороны финансовых органов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований указанные проекты поступают без согласования, Управление в двухдневный срок готовит решение об отказе в изменении срока уплаты налога, сбора в связи с отсутствием согласования с данными органами и направляет его на согласование в Юридическое управление. Данное управление в срок не позднее двух рабочих дней со дня получения рассматривает и согласовывает указанные решения.

Копия решения направляется в трехдневный срок со дня его принятия заинтересованному лицу и в налоговый орган по месту учета этого лица.

 

Как решается вопрос в отношении региональных и местных налогов

 

Поступающие в Управление ФНС РФ по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица (далее — Управление), заявления налогоплательщиков об изменении срока уплаты региональных и местных налогов в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита направляются на рассмотрение в отдел урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства (далее — Отдел).

Отдел рассматривает заявления, а также другие необходимые для принятия решения документы, представленные налогоплательщиком, и в срок не позднее пяти рабочих дней со дня их поступления в налоговый орган подготавливает проекты решений. Проекты положительных решений Управления и договоров об инвестиционном налоговом кредите направляются на согласование в юридический отдел, который в срок не позднее пяти рабочих дней со дня получения проектов рассматривает и согласовывает представленные документы или возвращает без согласования с указанием причин.

Подготовленные проекты решений об изменении срока уплаты налогов, сборов, согласованные с юридическим отделом, направляются для согласования в финансовые органы соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Если со стороны данных органов проекты поступают без согласования, Управление в двухдневный срок готовит решение об отказе в связи с отсутствием согласования соответствующих финансовых органов.

При поступлении согласованных проектов решений Отдел в двухдневный срок направляет их на визирование руководителю Управления, после чего направляет соответствующие проекты на согласование в Управление урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротств ФНС РФ, которое в пятидневный срок рассматривает указанные проекты решений, после чего согласовывает их или возвращает без согласования с указанием причин.

После поступления согласованных проектов Отдел в двухдневный срок направляет их на подпись руководителю Управления. В случае если проекты решений поступают из ФНС РФ без согласования, Отдел в двухдневный срок готовит решение об отказе в изменении срока уплаты налога с указанием причин, послуживших основанием для отказа.

Копии принятых решений как положительных, так и отрицательных в трехдневный срок со дня принятия такого решения направляются заинтересованному лицу и в налоговый орган по месту учета этого лица.

 

Не даете? А мы — в суд!

 

Отказ в рассмотрении заявления налогоплательщика об изменении срока уплаты налога и отказ в предоставлении отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита могут быть обжалованы в судебном порядке. Вот примеры рассмотрения арбитражными судами таких дел.

 

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.08.2005 № Ф04-5462/2005(14174-А27-37).

Акционерное общество обратилось в налоговый орган с заявлением о предоставлении рассрочки по уплате земельного налога сроком на шесть месяцев. Инспекция уведомила налогоплательщика о том, что порядок предоставления отсрочек до нее пока не доведен. Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения и действий, выразившихся в отказе в предоставлении рассрочки по уплате налога.

Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что АО в нарушение п. 5 ст. 64 НК РФ не представило доказательств, подтверждающих указанное им основание предоставления рассрочки, а также использовало свое право на изменение срока уплаты налога за 2003 год.

Кассационный суд не согласился с такими выводами, признал не соответствующими закону действия (бездействие) инспекции, выразившиеся в непринятии решения по заявлению общества, и обязал налоговый орган принять соответствующее решение. Вот аргументы суда.

Условия и процедура предоставления рассрочки или отсрочки по уплате налога и сбора установлена ст. 64 НК РФ. Одним из оснований предоставления рассрочки является угроза банкротства налогоплательщика в случае единовременной выплаты им налога. Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки с указанием оснований подается в соответствующий уполномоченный орган с приложением документов, подтверждающих наличие оснований.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в их предоставлении принимается по согласованию с финансовыми органами (органами внебюджетных фондов) в соответствии со ст. 63 НК РФ в течение одного месяца со дня получения заявления заинтересованного лица. Непринятие решения налоговым органом по заявлению не соответствует п. 6 ст. 64 НК РФ и нарушает его права и законные интересы на получение отсрочки или рассрочки по уплате платежей.

Вывод о том, что общество не имеет права повторного обращения в налоговый орган с заявлением о предоставлении рассрочки по налогу, по которому рассрочка ему уже ранее была предоставлена, не основан на законе. Налоговый кодекс РФ такого запрета не содержит.

 

Постановление ФАС Уральского округа от 25.04.2005 № Ф09-1606/05-АК.

Поводом для обращения федерального государственного унитарного предприятия в арбитражный суд послужило решение инспекции об отказе в предоставлении ему отсрочки сроком на шесть месяцев по уплате федеральных, региональных и местных налогов. Суды первой и апелляционной инстанций признали правомерным отказ ИФНС в отсрочке по уплате федеральных налогов, поскольку инспекция в силу подп. 1 п. 1 ст. 63 НК РФ не уполномочена принимать решение об изменении срока уплаты таких налогов. Кассационная инстанция отменила судебные акты и направила дело на новое рассмотрение, указав следующее.

Согласно ст. 63 НК РФ органами, в компетенцию которых входит принятие решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов, являются: по федеральным налогам и сборам — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов; по региональным и местным налогам — налоговые органы по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица.

Необходимо учитывать, что в силу п. 1 ст. 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов. На основании ст. 32 НК РФ указанный контроль осуществляется этими органами за налогоплательщиками, по которым соответствующим органом ведется учет в установленном порядке. Поэтому инспекция, в которой предприятие состоит на налоговом учете, является территориальным органом в отношении этого налогоплательщика, а значит, уполномочена принимать в отношении него решение об изменении сроков уплаты региональных и местных налогов.

Установлено, что соответствующие финансовые органы не принимали участия в рассмотрении заявления предприятия, а тем более не выносили решения об отказе в согласовании вопроса о предоставлении ему отсрочки по налогам по причине использования указанных лимитов в 2004 году и отсутствия утвержденных лимитов на следующий финансовый год. В то же время кассационный суд полагает, что вопрос о соблюдении при предоставлении отсрочки по уплате налогов лимитов предоставления отсрочек, рассрочек и налоговых кредитов, в том числе установленных в соответствии с областными нормативными актами на текущий и следующий финансовые годы, может быть разрешен только после его согласования с финансовыми органами, указанными в п. 3 ст. 63 НК РФ.

Исходя из обязанности соблюдения государственными органами прав и законных интересов налогоплательщика, а также в целях процессуальной экономии рассмотрения налоговых споров вопрос о правомерности требований предприятия необходимо рассмотреть с привлечением в дело соответствующих финансовых органов области и города. В результате такого рассмотрения необходимо внести справедливое, обоснованное и законное решение.

 

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.11.2005 №А78-2788/05-С2-27/248-Ф02-5504/05-С1.

Сельскохозяйственной артели было отказано в предоставлении отсрочки по уплате земельного налога. Суд первой инстанции признал отказ инспекции необоснованным. Кассационная инстанция не согласилась с таким выводом, обратив внимание на следующие обстоятельства.

Общие условия изменения срока уплаты налогов и сборов регламентированы ст. 61 НК РФ. Пункт 2 данной статьи устанавливает, что такое изменение допускается исключительно в порядке, предусмотренном главой 9 НК РФ, и в пределах лимитов предоставления отсрочек, рассрочек и налоговых кредитов на соответствующий финансовый год.

Установлено, что в бюджете района на 2004 год лимиты на указанные цели заложены не были.

Ссылка суда первой инстанции на п. 7 ст. 64 НК РФ является неправомерной. Данной нормой предусмотрено, что при отсутствии обстоятельств, установленных п. 1 ст. 62 НК РФ, уполномоченный орган не вправе отказать заинтересованному лицу в отсрочке или рассрочке по уплате налога. Однако поскольку отсутствуют общие условия для решения вопроса об изменении срока уплаты налога, предусмотренные ст. 61 НК РФ, п. 7 ст. 67 НК РФ применению не подлежит.

Следовательно, отказ инспекции в предоставлении артели отсрочки уплаты земельного налога следует признать обоснованным.