1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 5653

Инвентаризация резервов

Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности организации обязаны провести инвентаризацию имущества и финансовых обязательств. О том, как проинвентаризировать имущество, мы рассказывали в «Бухгалтерском приложении» № 38 и 39 за этот год. Теперь настала очередь финансовых обязательств. Разберем наиболее распространенные виды резервов, создание и использование которых вызывает максимальное количество вопросов.

 

 

Возможность создания резервов предусмотрена как документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, так и налоговым законодательством. Общие правила создания и использования резервов изложены в экономической характеристике следующих счетов бухгалтерского учета, приведенной в Инструкции по применению Плана счетов:

счет 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей»;

счет 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений»;

счет 63 «Резервы по сомнительным долгам»;

счет 96 «Резервы предстоящих расходов».

Порядок создания и использования резервов для целей налогообложения регулируют отдельные статьи главы 25 НК РФ:

статья 266 — резерв по сомнительным долгам;

статья 267 — резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию;

статья 292 — резервы банков;

статья 294 — резервы страховых организаций (страховщиков);

статья 294.1 — резервы страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование;

статья 300 — резервы под обесценение ценных бумаг у профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих дилерскую деятельность;

статья 324 — резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств;

статья 324.1 — резерв предстоящих расходов на оплату отпусков, резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет.

Кроме того, для целей налогового учета могут создаваться резервы, характерные только для отдельных видов производства (например, в ядерной промышленности) или для организаций, отличающихся составом учредителей или участников (обществами инвалидов).

 

СПРАВКА

 

Обязательность проведения инвентаризации резервов предстоящих расходов прямо установлена п. 3.49—3.55 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.06.95 № 49 (далее — Методические указания).

 

Необходимость уточнения сумм остатков резервов на конец налогового периода при определении налоговой базы по налогу на прибыль установлена соответствующими статьями НК РФ.

 

Все создаваемые резервы можно разделить на две группы:

1. Резервы, остатки которых при соблюдении определенных условий могут переходить на следующий финансовый год (налоговый период).

2. Резервы, остатки которых в полном размере должны быть присоединены к бухгалтерской и налогооблагаемой прибыли. В этом случае одноименные резервы на следующий финансовый год или налоговый период создаются заново.

Указанная группировка обусловливает различие в методах проведения инвентаризации. В случае когда остатки могут переходить на следующий год, необходимо дополнительно провести ряд мероприятий по уточнению расчетов размера расходов, которые будут осуществлены после окончания текущего года.

К первой группе резервов относятся, в частности, резервы на оплату отпусков и выплату вознаграждения за выслугу лет, резерв на ремонт основных средств и т.п. Ко второй — резерв по сомнительным долгам, резерв под снижение стоимости материальных ценностей, резервы под обесценение финансовых вложений.

По общему правилу инвентаризация активов и обязательств организации должна проводиться перед составлением бухгалтерской отчетности. При этом начало инвентаризации (дата, на которую она проводится) не должно быть позднее 1 октября отчетного года.

Что касается инвентаризации резервов, то, по нашему мнению, все они должны инвентаризоваться по состоянию на 31 декабря. При этом собственно процесс уточнения расчетов остатков резервов может начинаться и до наступления указанной даты (при наличии необходимых данных).

 

Резерв на оплату отпусков

 

Резерв на оплату отпусков создается в целях равномерного учета (для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения) предстоящих расходов на оплату отпусков работников. При создании резерва в учетной политике организации должны быть отражены: принятый способ резервирования, предельная сумма отчислений и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв.

Указанные элементы должны быть подтверждены данными специального расчета (сметы), в котором отражается расчет размера ежемесячных отчислений в указанный резерв, исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков, включая сумму единого социального налога с этих расходов. При этом процент отчислений в указанный резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда.

 

ПРИМЕР 1

 

Общий фонд заработной платы на очередной год определен в размере 1,2 млн руб., предполагаемый размер расходов на оплату отпусков — 144 тыс. руб.

 

Процент отчислений в резерв будет равен 12 (144 : 1200 х 100%), а ежемесячный — одному (от годового фонда оплаты труда). Так как для целей налогообложения расходы учитываются в пределах отчетного периода, уместно отразить в учетной политике сумму ежеквартальных расходов. Для условий примера эта сумма составит 3%.

Расходы на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков относятся на счета учета расходов на оплату труда соответствующих категорий работников — суммы отчислений в резерв на оплату отпусков основных производственных рабочих создаются за счет производственной себестоимости (относятся в дебет счета 20 «Основное производство»), отчисления в резерв оплаты отпусков управленческого персонала отражаются проводкой:

Дебет 26   Кредит 96.

 

На конец налогового периода налогоплательщик обязан провести инвентаризацию указанного резерва. Недоиспользованные на последний день текущего налогового периода суммы указанного резерва подлежат обязательному включению в состав налоговой базы этого налогового периода.

При недостаточности средств фактически начисленного резерва, подтвержденного инвентаризацией на последний рабочий день налогового периода, налогоплательщик обязан по состоянию на 31 декабря года, в котором резерв был начислен, включить в расходы сумму фактических расходов на оплату отпусков и соответственно сумму единого социального налога, по которым ранее не создавался указанный резерв.

 

СПРАВКА

 

Как бы точно ни был определен размер резерва, полное соответствие фактических расходов на оплату труда сумме созданного резерва на практике возможно только в том случае, когда текучесть кадров в организации нулевая, а размер оплаты труда (и соответственно размер отпускных) не меняется в течение года.

 

Кроме того, следует учитывать то, что часть работников может не использовать отпуск в том году, когда на него возникло право и, следовательно, часть резерва, предназначенная для осуществления выплат таким работникам, останется неиспользованной. Хотя отпуск может быть предоставлен в самом начале следующего налогового периода. Учет таких сумм при определении резерва на следующий год, по нашему мнению, неправомерен, так как резерв создается за счет себестоимости продукции, работ или услуг и, следовательно, должен быть учтен в том налоговом периоде, в течение которого возникло право на отпуск. Из сказанного следует, что организация должна иметь право переносить часть созданного резерва на следующий налоговый период (разумеется, при условии, что переносимая сумма будет подтверждена соответствующими расчетами). То, что НК РФ обязывает налогоплательщика проводить инвентаризацию резерва, косвенно свидетельствует о том, что организации-налогоплательщику может быть предоставлено право переноса части резерва.

К сказанному следует добавить, что присоединение части расходов, превышающих размер резерва, к расходам, увеличивающим себестоимость продукции (работ, услуг) (уменьшающим налоговую базу), возможно только по окончании налогового периода. Исходя из практики предоставления отпусков можно с большой долей вероятности утверждать, что в течение первых двух отчетных периодов (до начала июля) сумма резерва будет превышать сумму произведенных расходов, по итогам третьего отчетного периода (по состоянию на 1 октября) будет наблюдаться обратная картина (резервов будет недостаточно для финансирования всех фактически осуществленных расходов), а к концу налогового периода (года) сумма расхода будет примерно равна общей сумме произведенных отчислений.

Следует также обратить внимание на то, что размер резерва должен определяться с учетом сумм ЕСН и отчислений в ФСС РФ.

 

ПРИМЕР 2

 

В учетной политике организации (для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения) закреплено, что ежемесячный процент отчислений в резерв оплаты отпусков должен составлять 8% от сумм начисленной заработной платы (без учета отпускных). В течение календарного года (налогового периода) произведены начисления, представленные в таблице 1 (данные сгруппированы по отчетным периодам нарастающим итогом, так как именно такая схема налогового учета установлена главой 25 НК РФ).

 

См. таблицу 1.

Таблица 1

Отчётный период

Начислена заработная плата, тыс. руб.

Произведены отчисления в резерв, тыс. руб.

Начислены отпускные,

тыс. руб.

Остаток (+) или перерасход (-) резерва, тыс. руб.

1

100

24

10

14

2

190

45,6

30

15,6

3

260

62,4

80

-17,6

4

360

86,4

90

-3,6

 

В данном случае дополнительные расходы на уменьшение налоговой базы составят 3,6 тыс. руб. и будут учтены только в конце налогового периода. По состоянию на 1 октября организация не имеет права уточнять общий объем расходов на 17,6 тыс. руб., как, впрочем, не обязана увеличивать налоговую базу по итогам первого и второго отчетных периодов.

 

ВНИМАНИЕ!

 

Наиболее распространенной будет ситуация, при которой сумм созданного резерва будет недостаточно для оплаты всех отпускных в течение года (даже с учетом того, что некоторая часть отпусков будет перенесена на следующий год). Это обусловлено тем, что на этапе определения сумм отчислений в резерв (до начала текущего года) формально не может учитываться повышение сумм оплаты труда в течение года, а также возможно расширение производственной или торговой деятельности и связанное с этим увеличение численности персонала.

По результатам проведенной инвентаризации резерв предстоящих расходов на оплату отпусков работникам должен быть уточнен исходя из количества дней неиспользованного отпуска, среднедневной суммы расходов на оплату труда работников (с учетом установленной методики расчета среднего заработка) и обязательных отчислений единого социального налога.

При уточнении учетной политики на следующий налоговый период налогоплательщик может счесть нецелесообразным формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков. В этом случае сумма остатка указанного резерва, выявленного в результате инвентаризации по состоянию на 31 декабря года, в котором он был начислен, для целей бухгалтерского учета присоединяется к прочим доходам (кредит счета 91), для целей налогообложения включается в состав внереализационных доходов текущего налогового периода.

 

Резерв предстоящих расходов на выплату вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год

 

Для создания резерва на выплату вознаграждений за выслугу лет нормативными документами (отраслевыми или ведомственными), отраслевыми тарифными соглашениями, а также коллективными (и индивидуальными) трудовыми договорами должна быть предусмотрена выплата вознаграждения единовременно по окончании соответствующего календарного года. В некоторых отраслях (а также в бюджетной сфере) практикуется ежемесячная выплата вознаграждений за выслугу лет. Разумеется, в этом случае резерв создаваться не может, а к бухгалтерскому и налоговому учету принимаются суммы фактически начисленных выплат.

Создание указанных видов резервов прямо предусмотрено в ст. 324.1 НК РФ.

Однако при создании этих видов резервов могут возникнуть трудности (которые, кстати, возникали в прошлые годы, когда формирование затрат для целей налогообложения регулировалось другими нормативными актами).

Проблема связана с тем, что выплата ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год осуществляется, как правило, после окончания налогового периода. В частности, вознаграждение по итогам года может быть осуществлено не ранее того момента, когда эти итоги будут подведены, то есть реально не ранее февраля — марта года, следующего за отчетным. Таким образом, в течение какого-то срока организация будет иметь одновременно два одноименных резерва: один — для осуществления выплат по итогам прошлого года, другой — формируемый для осуществления выплат в следующем году.

К сожалению, НК РФ прямо не устанавливает возможности перенесения сумм созданного резерва на следующий налоговый период. Однако правомерность такого переноса представляется очевидной. Что же касается присоединения сумм неиспользованного резерва к налоговой базе, то, по нашему мнению, это должно производиться в том отчетном периоде, когда резерв использован. Этот же подход следует использовать в отношении сумм дополнительных затрат, возникающих в связи с недостаточностью сумм резерва для обеспечения всех необходимых выплат. Разумеется, по окончании налогового периода должна быть проведена инвентаризация резервов и в том случае, если выяснится, что размер резерва превышает сумму предполагаемых выплат, сумму превышения следует присоединить к налоговой базе налогового периода, не дожидаясь момента фактического использования резерва.

 

ПРИМЕР 3

 

Организация создает резерв на выплату вознаграждения по итогам 2006 года посредством осуществления ежеквартальных отчислений в резерв в сумме 100 тыс. руб. В конце 2006 года проведена инвентаризация резерва, при которой выяснилось, что размер реальных расходов должен составить 395 тыс. руб. Выплата произведена в марте 2007 года. Фактический размер выплаты составил 385 тыс. руб. На 2007 год размер ежеквартальных отчислений установлен на уровне 110 тыс. руб.

 

Представим приведенные данные в таблице 2 (данные приведены нарастающим итогом).

 

Таблица 2

 

Отчётный период

Создан резерв 2006 г.

Израсходовано

Присоединено к налоговой базе

Создан резерв 2007 г.

2006 г.

1

100

 

 

 

2

200

 

 

 

3

300

 

 

 

4

400

 

5

 

2007 г.

1

 

385

10

110

2

 

 

 

220

 

 

 

Пунктом 3.51 Методических указаний оговорено, что в бухгалтерском балансе по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, данных о резерве на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет может не быть, если эта выплата производится до истечения отчетного года. Однако подобная ситуация на практике является скорее исключением, чем правилом.

 

Резервы по сомнительным долгам

 

Порядок формирования сумм создаваемого резерва сомнительных долгов для целей финансового учета и для целей налогообложения различается принципиально. Инструкция по применению Плана счетов устанавливает порядок образования этого резерва посредством единовременного списания суммы, подтвержденной материалами инвентаризации расчетов, с дебета счета 91 «Прочие доходы и расходы» в кредит счета 63 «Резервы по сомнительным долгам». В течение всего года, на который этот резерв создан, сумма, числящаяся на счете 63, фактически ни списанию, ни изменению не подлежит. Это обусловлено тем, что сомнительный долг образуется, как правило, в течение года, предшествующего тому, на который создается соответствующий резерв, а срок исковой давности (то есть срок, по истечении которого сумма резерва может быть списана), установленный ГК РФ, — три года. В конце года сумма ранее созданного резерва обратной проводкой зачисляется на счет 91, и при необходимости создается новый резерв, уже исходя из результатов новой инвентаризации расчетов.

Статья 266 НК РФ устанавливает другой порядок: в конце года по результатам инвентаризации определяется только сумма, подлежащая зачислению в резерв, а сам резерв создается в течение всего года посредством включения отчислений в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода. НК РФ прямо не устанавливает, но предполагает возможность изменения первоначально определенной суммы исходя из изменений состояния расчетов с сомнительными должниками.

Кроме того, документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета не установлены какие-либо ограничения по созданию резерва в зависимости от срока образования сомнительной задолженности. НК РФ устанавливает такие ограничения. Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной в конце предыдущего отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется следующим образом:

— по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 дней — в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;

— по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 дней (включительно) — в сумму резерва включается 50% от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности;

— по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней — не увеличивает сумму создаваемого резерва.

НК РФ установлен и максимальный размер создаваемого резерва: сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10% от выручки отчетного (налогового) периода.

 

ПРИМЕР 4

 

Организацией создан резерв сомнительных долгов (для целей финансового учета) в размере 1 млн руб. Все суммы долгов приняты в абсолютном выражении. В том числе по долгам со сроком образования свыше 90 дней — 500 тыс. руб., от 45 до 90 дней — 400 тыс. руб., менее 45 дней — 100 тыс. руб. Общая сумма выручки от реализации в налоговом периоде составила 5,5 млн руб.

 

Для целей налогообложения резерв может быть принят в сумме 550 тыс. руб.: 500 + 400 : 2 > 5500 х 10%.

 

Для корректировки данных и расчета предельного размера резерва целесообразно разработать форму аналитического учета. Например, такую, как представлена в таблице 3.

 

Таблица 3

Наименование предприятия-должника

Сумма долга, тыс. руб.

Дата образования задолженности

Создан резерв для целей финансового учёта, тыс. руб.

Принимается для целей налогообложения, тыс. руб.

Предприятие № 1

200

05.08.2005

200

200

Предприятие № 2

200

10.09.2005

200

200

Предприятие № 3

100

29.09.2005

100

100

Предприятие № 4

400

12.10.2005

400

200

Предприятие № 5

100

17.11.2005

100

0

Итого

 

 

1000

700

Справочно: выручка от реализации (предполагаемая) в 2006 г.

5500

Всего

 

 

1000

550

 

ВНИМАНИЕ!

 

НК РФ специально оговаривает, что резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, установленном НК РФ. Это значит, что созданный резерв может быть использован только при списании долгов прошлого налогового периода (календарного года). Новые долги, образовавшиеся в течение года, на который создан резерв, могут быть либо списаны непосредственно на внереализационные расходы (при наличии достаточных оснований), либо в следующем году — за счет вновь созданного или скорректированного резерва.

 

Таким образом, инвентаризация данного резерва сводится к уточнению сумм, числящихся на счете 63 (в бухгалтерском учете) и в составе соответствующего резерва в налоговом учете. Вся сумма присоединяется к бухгалтерской и налогооблагаемой прибыли. При необходимости (и при наличии соответствующих условий) резерв сомнительных долгов на следующий год (налоговый период) создается заново.

Кроме того, следует учитывать требования п. 3.54 Методических указаний, в соответствии с которым инвентаризация резерва сомнительных долгов, созданного у организации, применяющей метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) по мере отгрузки товаров (выполнения работ, услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов, заключается в проверке обоснованности сумм, которые не погашены в сроки, установленные договорами, и не обеспечены соответствующими гарантиями.

 

Резерв на ремонт основных средств

 

Создание резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств с последующим списанием фактических затрат за счет резерва рекомендуется применять в организациях, располагающих большой номенклатурой основных средств, когда в течение года производится большое количество разнообразных ремонтов.

Главным условием создания резерва, по нашему мнению, является наличие плана планово-предупредительного ремонта и сметы к этому плану. И план, и смета должны быть утверждены руководителем организации (или иным аналогичным органом, уполномоченным утверждать внутренние распорядительные документы).

В данном случае схема бухгалтерских проводок может быть следующей:

Дебет 20   Кредит 96

— на сумму ежемесячных отчислений в резерв

Дебет 96   Кредит 10

— на сумму стоимости материально-производственных запасов, использованных при выполнении ремонтных работ

Дебет 96   Кредит 70

— на сумму заработной платы рабочих, занятых на ремонтных работах

Дебет 96   Кредит 69

— на сумму единого социального налога и взносов в ФСС РФ, начисленных на заработную плату ремонтных рабочих

Дебет 96   Кредит 60

— на сумму стоимости работ и услуг сторонних организаций, использованных при ремонте.

Создание резерва под финансирование стоимости ремонта объектов основных средств непроизводственного назначения, по нашему мнению, неправомерно. Это обусловлено тем, что в общем случае подобные расходы финансируются за счет прибыли организации и, следовательно, должны предусматриваться соответствующими сметами.

 

При принятия решения об образовании резерва расходов на ремонт основных средств следует использовать данные документов, подтверждающих правильность определения ежемесячных отчислений, как, например, дефектные ведомости (обосновывающие необходимость проведения ремонтных работ); данные о первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объектов основных средств; сметы на проведение ремонтов; нормативы и данные о сроках проведения ремонтов; итоговый расчет отчислений в резерв расходов на ремонт основных средств.

При образовании резерва расходов на ремонт основных средств в издержки производства (обращения) включается сумма отчислений, исчисленная исходя из сметной стоимости ремонта.

 

ПРИМЕР 5

 

Годовая смета затрат на ремонт составляет 120 000 руб.

Ежемесячная сумма резервирования составит 10 000 руб. (120 000 руб. : 12 мес.).

В ситуации, когда на конец года резерв использован не полностью, его остаток списывается на увеличение валовой прибыли. В случаях когда окончание ремонтных работ по объектам с длительным сроком производства и существенным объемом указанных работ происходит в году, следующем за отчетным, остаток резерва на ремонт основных средств не сторнируется. По окончании ремонта излишне начисленная сумма резерва относится на финансовые результаты отчетного периода.

В том случае когда созданного резерва недостаточно для покрытия расходов на ремонт до конца года, а сумма затрат весьма существенна и не может быть списана на себестоимость в течение одного отчетного месяца, расходы (в части, превышающей созданный резерв) списываются на счет учета расходов будущих периодов и включаются в себестоимость  равными долями в течение периода до конца года.

 

ПРИМЕР 6

 

Сумма резерва, который должен быть создан в течение года, исчерпана в августе. В сентябре произведен ремонт на общую сумму 21 000 руб. Эта сумма будет отнесена на счет 97 «Расходы будущих периодов».

 

До конца года, начиная с октября, на себестоимость будет списываться по 7000 руб. (21 000 руб. : 3 мес.). При этом в себестоимость будут по-прежнему включаться и отчисления в резерв — для того, чтобы погасить дебетовое сальдо по счету 96 «Резервы предстоящих расходов», образовавшееся в августе.

 

Схема создания и использования резерва на ремонт основных средств для целей налогообложения, аналогична описанной выше.

Порядок ведения налогового учета расходов на ремонт основных средств, в том числе образования резерва, описан в ст. 324 НК РФ.

Пунктом 2 этой статьи установлено, что отчисления в резерв предстоящих расходов на ремонт рассчитываются исходя из совокупной стоимости основных средств и нормативов отчислений, утверждаемых налогоплательщиком самостоятельно в учетной политике для целей налогообложения.

 

СПРАВКА

 

Совокупная стоимость основных средств определяется как сумма первоначальной стоимости всех амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию по состоянию на начало налогового периода, в котором образуется резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств. Для расчета совокупной стоимости амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию до вступления в силу главы 25 НК РФ, принимается восстановительная стоимость.

При определении нормативов отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств налогоплательщик обязан определить предельную сумму отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств исходя из периодичности осуществления ремонта объекта основных средств, частоты замены элементов основных средств (в частности узлов, деталей, конструкций) и сметной стоимости указанного ремонта. При этом предельная сумма резерва предстоящих расходов на указанный ремонт не может превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт, сложившуюся за последние три года.

 

При осуществлении налогоплательщиком накопления средств для проведения особо сложных и дорогих видов капитального ремонта основных средств в течение более одного налогового периода предельный размер отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств может быть увеличен на сумму отчислений на финансирование указанного ремонта, приходящегося на соответствующий налоговый период в соответствии с графиком проведения указанных видов ремонта при условии, что в предыдущих налоговых периодах указанные либо аналогичные ремонты не осуществлялись.

Отчисления в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств в течение налогового периода списываются на расходы равными долями на последний день соответствующего отчетного (налогового) периода.

В случае если налогоплательщик создает резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств, сумма фактически осуществленных затрат на проведение ремонта списывается за счет средств указанного резерва.

В случае если сумма фактически осуществленных затрат на ремонт основных средств в отчетном (налоговом) периоде превышает сумму созданного резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств, остаток затрат для целей налогообложения включается в состав прочих расходов на дату окончания налогового периода.

Если на конец налогового периода остаток средств резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств превышает сумму фактически осуществленных в текущем налоговом периоде затрат на ремонт основных средств, то сумма такого превышения на последнюю дату текущего налогового периода для целей налогообложения включается в состав доходов налогоплательщика.

Если в соответствии с учетной политикой для целей налогообложения и на основании графика проведения капитального ремонта основных средств налогоплательщик осуществляет накопление средств для финансирования указанного ремонта в течение более одного налогового периода, то на конец текущего налогового периода остаток таких средств не подлежит включению в состав доходов для целей налогообложения.

Расчет, на основании которого производится частичное списание остатка резерва на увеличение налоговой базы по налогу на прибыль, осуществляется тем же должностным лицом (или структурным подразделением организации), который оформлял расчет, на основании которого определялись нормативы отчислений в резерв. Полное списание остатка резерва осуществляется без дополнительного расчета.

 

ПРИМЕР 7

 

На 2006 год был создан резерв на ремонт объектов основных средств в сумме 25 000 руб. В течение 2006 года был использован резерв в сумме 20 000 руб. В январе—феврале 2007 года израсходовано еще 2000 руб. На основании графика проведения ремонта работы должны быть завершены в первом квартале 2007 года. Учетной политикой для целей налогообложения предусмотрено накопление средств резерва в течение срока, превышающего налоговый период (п. 2 ст. 324 НК РФ).

Остаток резерва на 31 декабря 2006 года не подлежал включению в налоговую базу 2006 года.

Остаток по состоянию на 31 марта 2007 года подлежит включению в налоговую базу второго отчетного периода независимо от того, завершены ли работы по проведению ремонта.

Требования документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета также допускают перенос остатка резерва на первый квартал года, следующего за тем, в котором резерв был создан.

Пунктом 3.52 Методических указаний установлено, что в случаях, предусмотренных отраслевыми особенностями состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), когда окончание ремонтных работ по объектам с длительным сроком их производства происходит в следующем за отчетным году, остаток резерва на ремонт основных средств не сторнируется. По окончании ремонта излишне начисленная сумма резерва относится на финансовые результаты отчетного периода.

По нашему мнению, в любом случае инвентаризация остатка резерва на ремонт основных средств должна основываться на тщательной проверке смет и планов проведения всех видов ремонтов. При этом должна быть определена не только сумма расходов на проведение ремонта в следующем году, но также целесообразность проведения ремонта, а также обеспеченность соответствующих работ всеми необходимыми ресурсами (материальными, денежными и т.п.). Другими словами, при инвентаризации данного резерва должны использоваться данные инвентаризаций других активов и обязательств организации.