Регулируемые цены и НДС: Минфин игнорирует арбитражную практику

| статьи | печать

Пунктом 2 ст. 154 НК РФ (в редакции, действующей с 1 января 2006 г.) установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий (субвенций), предоставляемых бюджетами различного уровня, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. При этом суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.

 

Минфин РФ в Письме от 20.04.2007 № 03-07-11/123 сообщил, что при применении  этого положения ст. 154 НК РФ следует учитывать, что в соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Под субсидиями понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Финансовое ведомство решило, что в случае если деньги, получаемые из бюджета в связи с реализацией, к примеру, газа по льготным тарифам, выделяются не на компенсацию расходов организаций по оплате приобретаемых ими материальных ресурсов или на покрытие убытков, связанных с применением указанных льгот, а на оплату газа, реализуемого льготным категориям граждан, то такие денежные средства включаются в налоговую базу по НДС. Поэтому при направлении из бюджета организациям указанных средств в связи с предоставлением льгот отдельным категориям граждан следует учитывать сумму НДС.

К сожалению, идея эта не нова, и у налоговиков на местах, судя по количеству арбитражных дел, рассматриваемых по этому поводу, она находит живейший отклик. Однако решения арбитражных судов вселяют в налогоплательщиков оптимизм.

Так, например, ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении  от 16.05.2007 № Ф04-2929/2007(34168-А45-41) решил, что получаемые средства в возмещение убытков при реализации продукции по регулируемым ценам не включаются в налоговую базу для исчисления НДС независимо от того, как они названы. Ведь в силу п. 2 ст. 154 НК РФ налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Аналогичные решения в пользу налогоплательщиков приняли федеральные арбитражные суды Московского округа (Постановление от 13.03.2007 № КА-А40/546-07), Поволжского округа (Постановление от 28.03.2007 № А55-12806/06), Северо-Западного округа Постановление от 21.05.2007 № А56-15593/ 2006), Уральского округа (Постановление от 23.05.2007 № Ф09-1448/07-С4), Центрального округа (Постановление от 19.04.2007 № А35-7067/06-С5).

Кстати, для принятия решений в пользу налогоплательщиков арбитражные суды применяли как новую редакцию  п. 2 ст. 154 НК РФ, так и прежнюю, действовавшую до 1 января 2006 г.