Собственность — удовольствие не дешевое

| статьи | печать

По вопросам исчисления и уплаты налога на имущество организаций консультирует советник Государственной гражданской службы Российской Федерации 3-го класса Ольга Христинина

 

Что год грядущий нам готовит

По каким формам организации должны будут представлять налоговую отчетность по налогу на имущество организаций в 2008 году? Какие ведомства должны разработать и утвердить формы отчетности по данному налогу?

 

Применяемые в настоящее время форма налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налогового расчета по авансовому платежу) и Инструкция по ее заполнению утверждены Приказом МНС России от 23.03.2004 № САЭ-3-21/224.

Федеральным законом от 29.06.2004 № 58-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» полномочия по утверждению форм налоговых деклараций и порядка их заполнения переданы Министерству финансов РФ. В соответствии со ст. 78 указанного Федерального закона нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые до вступления в силу этого Федерального закона, действуют впредь до признания их утратившими силу или принятия соответствующих нормативных правовых актов уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Таким образом, Приказ МНС России от 23.03.2004 № САЭ-3-21/224 будет действовать на основании ст. 78 Федерального закона от 29.06.2004 № 58-ФЗ до признания его утратившим силу или принятия соответствующего нормативного правового акта.

Основанием для разработки и утверждения новой формы налоговой отчетности по налогу на имущество организаций, по которой организации должны будут представлять налоговую отчетность по данному налогу в 2008 году, является вступление в действие с 1 января 2008 г. Федерального закона от 16.05.2007 № 77-ФЗ «О внесении изменения в статью 372 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которому из числа устанавливаемых законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации элементов налогообложения по данному налогу исключена форма отчетности по налогу.

Разработка новых форм налоговой отчетности по налогу на имущество организаций согласно п. 5.10 Постановления Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» относится к компетенции ФНС России.

Утверждение указанных форм согласно п. 1 ст. 34.2 НК РФ относится к полномочиям Минфина России.

 

Перемены не за горами

Изменится ли в 2008 году порядок представления налоговых деклараций по налогу на имущество организаций (налоговых расчетов по авансовым платежам) организациями, отнесенными к категории крупнейших?

 

Согласно вступающему в силу с 1 января 2008 г. абз. 4 п. 3 ст. 80 НК РФ налогоплательщики, в соответствии со ст. 83 Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют все налоговые декларации (расчеты), которые они обязаны представлять в соответствии с Кодексом, в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков по установленным форматам в электронном виде, если иной порядок предоставления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.

Кроме того, с 1 января 2008 г. будет действовать фактически дублирующая указанное положение ст. 80 Кодекса в применении к налогу на имущество организаций новая редакция п. 1 ст. 386 Кодекса, регламентирующей порядок представления налоговых деклараций по налогу на имущество организаций (расчетов по авансовым платежам).

Таким образом, порядок администрирования крупнейших налогоплательщиков в части представления налоговых деклараций по налогу на имущество организаций (налоговых расчетов по авансовым платежам) с 1 января 2008 г. изменится. С указанной даты крупнейшие налогоплательщики будут представлять налоговые декларации по налогу на имущество организаций (налоговые расчеты по авансовым платежам) в режиме «одного окна».

 

Что почем?

Как рассчитать стоимость списываемого с баланса и не подлежащего обложению налогом на имущество организаций имущества многоквартирного дома, приходящегося на приватизированный жилищный фонд?

 

В соответствии со ст. 374 НК РФ обложению налогом на имущество организаций подлежит учитываемое на балансе налогоплательщика в качестве объектов основных средств движимое и недвижимое имущество.

Таким образом, учитываемые на балансе организаций жилищно-коммунального хозяйства в качестве объектов основных средств многоквартирные жилые дома подлежат обложению налогом  на имущество организаций у данных организаций.

В этой связи во избежание двойного налогообложения указанных имущественных объектов (налогом на имущество физических лиц и налогом на имущество организаций) организации жилищно-коммунального хозяйства, учитывающие на балансе многоквартирные жилые дома, в которых находятся приватизированные квартиры, должны списывать стоимость приватизированных квартир с одновременным отражением их стоимости на забалансовом счете в порядке, предусмотренном п. 2 Письма Минфина России от 29.10.93 № 118 «Об отражении в бухгалтерском учете отдельных операций в жилищно-коммунальном хозяйстве» для случаев продажи квартир.

Согласно п. 2 ст. 37 Жилищного кодекса РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме следует судьбе права собственности на указанное помещение.

При этом в соответствии с п. 1 ст. 37 Жилищного кодекса РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

Таким образом, вместе со стоимостью приватизированных квартир на забалансовом счете должна учитываться и стоимость приходящейся на эти квартиры доли общего имущества многоквартирного дома.

Поясним сказанное на следующем примере.

 

ПРИМЕР

Остаточная стоимость жилого дома — 10 млн руб.

Общая площадь дома (жилые и нежилые помещения) составляет 2000 кв. м.

Общая площадь жилых помещений составляет 1600 кв. м, в том числе  площадь приватизированных квартир — 1000 кв. м.

Произведем расчет.

Доля площади приватизированных квартир в общей площади жилых помещений дома:

1000 кв. м : 1600 кв. м = 0,625

Общая площадь нежилых помещений:

2000 кв. м1600 кв. м = 400 кв. м.

Площадь приходящихся на долю приватизированных квартир нежилых помещений:

400 кв. м х 0,625 = 250 кв. м

Общая площадь жилых и нежилых помещений дома, приходящихся на приватизированный жилищный фонд:

1000 кв. м + 250 кв. м = 1250 кв.м

Доля общей площади приходящихся на приватизированный жилищный фонд жилых и нежилых помещений дома в общей площади дома:

1250 кв. м : 2000 кв. м = 0,625

Таким образом, организация должна списать с баланса стоимость приходящихся на приватизированный жилищный фонд жилых и нежилых помещений:

10 млн руб.  х  0,625 =  6,25 млн руб. 

 

Налог считаем с момента передачи 

В рамках реорганизации организаций произошло их слияние. Каков порядок бухгалтерского учета и обложения налогом на имущество переданных вновь созданной в рамках реорганизации организации объектов недвижимого имущества?

 

В соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ необходимым условием признания объекта недвижимого имущества объектом обложения налогом на имущество организаций является признание его основным средством в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Действующие правила бухгалтерского учета содержат условие отражения имущества в качестве основных средств при условии подачи документов на государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества (п. 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 21.11.2003 № 91н), распространяя, однако, это требование только на случаи наличия у организации капитальных затрат на указанные объекты (например, в случаях строительства и приобретения).

В рамках реорганизации имущество должно быть передано по бухгалтерским балансам вновь созданному юридическому лицу.

При этом в рамках проводимой реорганизации организаций путем их объединения в рамках одного юридического лица передача ранее учитываемых в качестве основных средств объектов недвижимого имущества по передаточным актам исключает наличие у вновь созданного юридического лица капитальных затрат в передаваемые по балансам объекты недвижимости. 

Таким образом, объекты недвижимости, переданные на баланс вновь созданной в рамках реорганизации организации, вне зависимости от порядка государственной регистрации прав на указанные объекты должны быть учтены в качестве объектов основных средств и, следовательно, в соответствии с требованиями ст. 374 Кодекса подлежат обложению налогом на имущество организаций с момента передачи их на баланс данной организации.

 

Сменили место регистрации

В каком порядке должна быть исчислена сумма налога на имущество организаций и представлены налоговые декларации по налогу в случае изменения до истечения налогового периода места государственной регистрации организации?

Например, организация, ранее зарегистрированная по своему местонахождению в г. Перми, изменила  8 декабря 2006 г. место государственной регистрации.

С указанной даты организация поставлена на учет по своему местонахождению в г. Екатеринбурге, где ранее находился только объект недвижимого имущества.

В г. Перми с 8 декабря 2006 г. у организации имеется не выделенное на отдельный баланс обособленное подразделение, по местонахождению которого есть объект недвижимого имущества.
Также у организации на балансе имеется движимое имущество.

 

В соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ объектом обложения налогом на имущество организаций является движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухучета.

Согласно положениям ст. 376 Кодекса налоговая база по налогу на имущество определяется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по месту нахождения организации, в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, выделенного на отдельный баланс, и в отношении объектов недвижимого имущества, находящихся вне местонахождения организации и выделенных на отдельный баланс обособленных подразделений.

При этом согласно положениям ст. 376 (п. 1), 382 и 386 Кодекса по местонахождению организации исчисление и уплата налога (авансовых платежей по налогу) и представление налоговой декларации (налоговых расчетов по авансовым платежам) должно производиться в отношении  недвижимого имущества, местонахождение которого совпадает с местонахождением организации, и движимого имущества, учитываемого на балансе по местонахождению организации.

В отношении объектов недвижимого имущества, находящихся вне местонахождения организации и ее обособленных подразделений, выделенных на отдельный баланс, налог на имущество организаций (авансовые платежи по налогу) уплачивается, и налоговая декларация (налоговые расчеты по авансовым платежам) представляется согласно ст. 376 (п. 1), 382, 385 и 386 Кодекса по местонахождению указанных объектов.

Учитывая изложенное, организация должна была представить налоговую декларацию по налогу на имущество организаций за 2006 год по месту государственной регистрации (г. Екатеринбург), исчислив налоговую базу с учетом даты изменения места государственной регистрации, а именно: по состоянию на первые числа месяцев 2006 года и по состоянию на 01.01.2007 учитывается остаточная стоимость находящегося в
г. Екатеринбурге недвижимого имущества, а также по состоянию на 01.01.2007 учитывается остаточная стоимость находящегося на балансе организации движимого имущества.

По месту постановки на налоговый учет в г. Перми организация должна была представить налоговую декларацию за 2006 год, учтя при расчете налоговой базы по состоянию на первые числа месяцев 2006 года и на 01.01.2007 остаточную стоимость находящегося в г. Перми недвижимого имущества, а также по состоянию на первые числа месяцев 2006 года находящегося на балансе организации движимого имущества. По состоянию на 01.01.2007 остаточная стоимость движимого имущества при расчете налоговой базы в г. Перми не учитывается.

 

Как быть с ОКАТО?

Пунктом 1.4 Инструкции по заполнению налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налогового расчета по авансовому платежу) (утвержденной Приказом МНС России от 23.03.2004 № САЭ-3-21/224) установлено, что налоговая декларация (налоговый расчет по авансовому платежу) заполняется в отношении сумм налога, подлежащих уплате в бюджет по соответствующему коду (кодам) по ОКАТО муниципального образования в соответствии с Общероссийским классификатором административно-территориального деления. При этом в налоговой декларации (налоговом расчете по авансовому платежу), представляемой в налоговый орган, указываются суммы налога, коды по ОКАТО которых соответствуют муниципальным образованиям, территорию которых курирует данный налоговый орган.

Минфином России неоднократно подтверждалась правомерность представления одной налоговой декларации и уплаты налога на имущество организаций в отношении всего имущества, находящегося на территории субъекта Российской Федерации, при условии зачисления в региональный бюджет 100% суммы налога (письма Минфина России от 09.08.2006 № 03-06-01-04/155, от 01.12.2006 № 03-06-01-04/208).

Просим разъяснить, какие коды ОКАТО следует указывать в налоговых декларациях по налогу на имущество организаций (налоговых расчетах по авансовым платежам) в случае представления единой декларации по всему имуществу, подлежащему налогообложению на территории субъекта Российской Федерации?

 

Пунктом 1.4 Инструкции по заполнению налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налогового расчета по авансовому платежу) (утвержденной Приказом МНС России от 23.03.2004 № САЭ-3-21/224; далее — Инструкция) определен различный порядок заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налогового расчета по авансовому платежу) в случае установления (отсутствия) межбюджетного распределения сумм налога на имущество организаций.

Цитируемые в вопросе положения п. 1.4 Инструкции распространяются на случаи представления одной налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налогового расчета по авансовому платежу) в отношении подлежащего налогообложению на территории муниципального образования имущества при установленном в субъекте Российской Федерации межбюджетном распределении сумм налога на имущество организаций.

В этом случае количество платежных поручений, по которым подлежат зачислению суммы налога на имущество организаций (авансовых платежей по налогу) на территории данного субъекта Российской Федерации, должно соответствовать количеству кодов ОКАТО муниципальных образований, на территории которых организация имеет обязанность по уплате данного налога.

Необходимость указания в налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налоговом расчете по авансовому платежу) кода по ОКАТО связана с региональным характером данного налога, возможность расщепления сумм которого между бюджетом субъекта Российской Федерации и местным бюджетом предусмотрена ст. 56 Бюджетного кодекса РФ, и с вытекающей отсюда необходимостью реализации контроля налоговым органами соответствия сумм начислений налога (авансовых платежей по налогу) по налоговым декларациям (налоговым расчетам) с мобилизуемыми в соответствии с платежными документами в соответствующий бюджет суммами налога (авансовых платежей по налогу).

Поэтому в случае зачисления налога на имущество организаций в бюджет субъекта Российской Федерации без направления части суммы налога в бюджеты муниципальных образований отпадает необходимость идентификации по кодам ОКАТО тех муниципальных образований, в бюджеты которых подлежит отчислению часть суммы налога (авансового платежа).

В этом случае при заполнении налоговой декларации (налогового расчета по авансовому платежу) в отношении всего имущества, подлежащего налогообложению на территории субъекта Российской Федерации, указывается код ОКАТО муниципального образования, территорию которого курирует налоговый орган по месту представления налоговой декларации (налогового расчета по авансовому платежу).

В случае если налоговый орган курирует несколько муниципальных образований данного субъекта Российской Федерации, то указывается код ОКАТО одного из этих муниципальных образований.

При этом организацией заполняется одно платежное поручение в отношении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет субъекта Российской Федерации, с тем же кодом ОКАТО, который организация указала в налоговой декларации (налоговом расчете).