1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1054

На живую нитку

Прошло I полугодие 2007 года, и у ФССН России появились первые статистические данные по страховщикам и страхователям, включая не только бухгалтерскую отчетность, но и жалобы, поступившие в надзорные органы.

 

В конце июля, обобщив и проанализировав собранные сведения, Экспертный совет при Федеральной службе страхового надзора провел заседание, где кроме вопросов, связанных с рекомендациями РСА по совершенствованию Закона об ОСАГО (которые в целом одобрены и до сентября ждут возможных замечаний со стороны членов Экспертного совета), были рассмотрены концептуальные подходы к правовому регулированию договорных отношений по страхованию. Было решено создать рабочую группу по подготовке законопроекта, определяющего существенные условия договоров страхования.

Первые результаты рабочая группа должна представить до 31 августа 2007 г. Ответственным за проект является начальник Управления предварительного контроля ФССН Галина Голушко. Она считает, что нынешняя правоприменительная практика свидетельствует о дефектах страхового законодательства (пробелах, противоречиях, отсутствии механизма реализации отдельных норм) и необходимо детализировать и унифицировать понятие «договорные отношения», а также прочие термины, встречающиеся в законах о различных видах страхования.

Кроме этого, Экспертный совет при ФССН рекомендовал Минфину РФ предусмотреть в плане мероприятий по совершенствованию страхового законодательства подготовку закона, детализирующего нормы гл. 48 ГК РФ.

Также рабочая группа ФССН подготовила проект глоссария страховых терминов, который только начинает свой путь по департаментам министерства. Пока в недрах Службы будут шлифовать первую часть этого документа: до 25 августа членам Экспертного совета предложено направить свои замечания к его разработчикам.

Создание глоссария послужит тем же целям, на которые направлена вся законотворческая деятельность Службы: «повышение надежности субъектов страхового дела и формирование такой системы урегулирования отношений между участниками страховых правоотношений, в основе которой лежало бы четкое определение прав, обязанностей и ответственности участников».

Хочется надеяться, что единый словарь поможет всем сторонам страхового процесса, в том числе и надзорным органам, лучше понимать не только свои права и обязанности, но и друг друга. Ведь зачастую участники рынка не уверены в том, как будет трактоваться тот или иной пункт закона надзорной организацией, а выгодоприобретатели, как показывает опыт страхования в области туризма, часто даже не догадываются о своих правах.

Если же говорить в целом, то следует заметить, что несовершенство нашей страховой системы, о котором упоминают и представители регулятора, и страховщики, и страхователи, во многом является проявлением болезни роста, связанной с отсутствием страхования как отдельного института в советские времена. В результате многие законы проверяются на рынке «по-живому», чтобы потом вносить изменения по ходу дела.

Законодатели в последние полтора десятилетия просто не успевают за развитием событий. Целый ряд законопроектов, в частности по страхованию ОПО, лежит под сукном, а другие нуждаются в доработке. Совершенствовать нужно многое, и тут особую важность приобретают сроки исполнения. Полгода тут, полгода там, первое чтение, второе чтение, внесение поправок на поправки… Тот же законопроект по обязательному страхованию опасных объектов за год не продвинулся ко второму чтению ни на шаг, а время идет и складывается в десятилетия.

Страховая отрасль тесно связана с другими областями жизни общества, и состояние судебной системы, которое у 80% населения, по опросам ВЦИОМ, вызывает «устойчивое и обоснованное недоверие», ухудшает перспективы развития добровольных видов страхования. Невысокий темп законодательного процесса, не успевающий за движением рынка, заставляет нас все время существовать с недоработанным законодательством и «серой» судебной системой.

 

 

 

Из истории страхового законодательства в России

 

·        Законопроект о взаимном страховании принят Госдумой в первом чтении еще в 2003 г., но на второе чтение попал только 27 июня 2007 г. — за три дня до вступления в действие Закона об обязательном лицензировании ОВС.

·        Законопроект по обязательному страхованию ОПО (лоббируется ВСС) был рекомендован ко второму чтению Кредитным комитетом Госдумы еще год назад. На данный момент рассмотрение в очередной раз отложено на 12 сентября 2007 г.

·        Закон об ОСАГО: принят в апреле 2002 г., с тех пор в текст постоянно вносятся поправки, но он все еще далек от требований рынка.

·        Закон об ОМС: в нынешнем виде регулирует не страхование в чистом виде, а непрозрачную систему перераспределения бюджетных денег, что уже привело к скандалу, связанному с хищением средств руководителями Федерального фонда ОМС.

·        Ни Концепция развития российского страхового рынка, принятая в 1998 г., ни Концепция развития страхования в Российской Федерации, одобренная Распоряжением Правительства РФ от 25.09.2002 № 13-61р, реализованы не были.