Реестр или список?

| статьи | печать

На общих собраниях нередко возникают проблемы, связанные с подсчетом голосов. Например, регистратор занимает принципиальную позицию: определяя кворум и подсчитывая голоса, он исходит из данных списка лиц, имеющих право на участие в собрании. Правильный ли это подход? Как поступать, если акции были приобретены после составления данного списка? Следует ли их учитывать? Обобщив поступающие в редакцию вопросы читателей, предлагаем примеры решения наиболее распространенных проблем акционерной компании.

 

Пример. Акционерное общество в апреле 2006 г. зарегистрировало дополнительный выпуск акций. Совет директоров определил 16 мая как дату составления списка лиц, имеющих право на участие в годовом общем собрании, назначенном на 4 июля. В период с 19 мая по 4 июля произошло размещение акций общества дополнительного выпуска лицу, имеющему право на их приобретение (далее — Подписчик), то есть ценные бумаги были зачислены на лицевой счет Подписчика в реестре владельцев именных ценных бумаг. При этом Подписчика включили в реестр акционеров по состоянию на 19 мая 2006 г. и соответственно в список лиц, имеющих право на участие в годовом собрании.

 

В этой связи возникают вопросы:

 

1Имеет ли Подписчик право голосовать на годовом собрании голосами по акциям дополнительного выпуска, приобретенным им после даты составления списка лиц, имеющих право на участие в собрании, и до даты самого собрания (4 июля 2006 г.)?

 

2Учитываются ли указанные акции при определении кворума и результатов голосования?

С позиции Закона

Согласно ст. 2 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» (далее — ФЗ «О РЦБ») размещение эмиссионных ценных бумаг — это их отчуждение эмитентом первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок.

При этом «права владельцев на эмиссионные ценные бумаги бездокументарной формы выпуска удостоверяются в системе ведения реестра — записями на лицевых счетах у держателя реестра…» (ст. 28 ФЗ «О РЦБ»).

В силу ст. 29 ФЗ «О РЦБ» «право на именную бездокументарную ценную бумагу переходит к приобретателю… в случае учета прав на ценные бумаги в системе ведения реестра — с момента внесения приходной записи по лицевому счету приобретателя». «Права, закрепленные эмиссионной ценной бумагой, переходят к их приобретателю с момента перехода прав на эту ценную бумагу», а «осуществление прав по именным бездокументарным эмиссионным ценным бумагам производится эмитентом в отношении лиц, указанных в системе ведения реестра» (там же).

Учитывая, что акции являются бездокументарными, в нашем случае все указанные нормы применимы. Момент, с которого Подписчик приобретает права, предоставляемые ему ценными бумагами — акциями общества дополнительного выпуска, определяется в соответствии с этими нормами.

 

Определяем кворум и считаем голоса

В соответствии с п. 1 ст. 58 ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — ФЗ «Об АО») общее со-
брание правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие акционеры, обладающие в совокупности более чем половиной голосов размещенных голосующих акций общества.

При этом «голосующей акцией общества является обыкновенная акция или привилегированная акция, предоставляющая акционеру — ее владельцу право голоса при решении вопроса, поставленного на голосование» (п. 1 ст. 49 ФЗ «Об АО»). Учитывая, что акции дополнительного выпуска, приобретенные Подписчиком в период с 19 мая по 4 июля 2006 г., предоставляют ему право голоса, они должны учитываться при определении кворума на общем собрании.

Общее собрание будет иметь кворум только в случае, если в нем примут участие акционеры, владеющие в совокупности более чем 50 процентами голосов, предоставленных общей суммой ранее размещенных голосующих акций АО и акций дополнительного выпуска. Те же правила действуют в отношении подсчета результатов голосования.

Согласно п. 2 ст. 58 ФЗ «Об АО» «решение общего собрания акционеров по вопросу, поставленному на голосование, принимается большинством голосов акционеров — владельцев голосующих акций общества, принимающих участие в собрании, если для принятия решения настоящим Федеральным законом не установлено иное».

 

Возможные возражения

Против доводов, приведенных выше, могут быть заявлены возражения.

 

1 Возможна ссылка на то, что голосование на общем собрании должно проводиться не в соответствии с данными реестра акционеров, а по данным списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании.

Правила составления списка определены ст. 51 ФЗ «Об АО». Согласно п. 3 этой статьи «список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, содержит имя (наименование) каждого такого лица, данные, необходимые для его идентификации, данные о количестве и категории (типе) акций, правом голоса по которым оно обладает, почтовый адрес в Российской Федерации, по которому должны направляться сообщение о проведении общего собрания акционеров, бюллетени для голосования в случае, если голосование предполагает направление бюллетеней для голосования, и отчет об итогах голосования».

Указание в приведенной норме на то, что список содержит «данные о количестве и категории (типе) акций», правом голоса по которым обладает лицо, включенное в список, иногда толкуется как вывод, что именно данное количество акций должно приниматься при определении числа голосов, принадлежащих акционеру, кворума, результатов голосования и так далее. 

Однако в законодательстве нигде нет прямого указания на то, что голосование осуществляется в соответствии с данными списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, а не реестра владельцев именных ценных бумаг. Также нигде не указано, что акции, приобретенные после даты составления списка, не предоставляют права голоса на собрании.

Указание в п. 3 ст. 51 ФЗ «Об АО» на то, что список лиц содержит, помимо прочего, данные о количестве акций, следует понимать как требование о том, чтобы определенное количество голосующих акций общества имелось у акционера именно на дату составления списка, иначе он не будет включен в него.

  

2 Права приобретателя акций АО при их размещении определенным образом ограничиваются законодательством.

В частности, согласно п. 2 ст. 5 ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» «совершение владельцем ценных бумаг любых сделок с принадлежащими ему ценными бумагами до их полной оплаты и регистрации отчета об итогах их выпуска запрещается, за исключением случаев, установленных федеральными законами».

Однако иных ограничений прав владельцев таких ценных бумаг законодательство не устанавливает.

Сделки с ценными бумагами, совершение которых до регистрации отчета об итогах выпуска запрещено приведенной нормой, и осуществление прав по ним (в том числе голосование предоставленными ими голосами на общем собрании) — различные гражданско-правовые действия, поэтому запрет совершения сделок с ценными бумагами не может рассматриваться как запрет на осуществление прав по ним. 

В целом еще раз обращаем внимание на определяющую роль реестра владельцев именных ценных бумаг акционерного общества как главного источника информации о количестве акций, принадлежащих акционерам, исходя из нормы ст. 29 ФЗ «О РЦБ» о том, что «осуществление прав по именным бездокументарным эмиссионным ценным бумагам производится эмитентом в отношении лиц, указанных в системе ведения реестра».

 

Рекомендации экспертов ЦКС

 

Учитывая, что права по ценным бумагам осуществляет именно эмитент, а не иные лица (в частности, регистратор), общее собрание проводит именно общество, а не регистратор, полагаем, что точка зрения должностных лиц общества на определение кворума и подсчет голосов имеет приоритет по отношению к мнению регистратора.

Регистратор в силу п. 1 ст. 56 ФЗ «Об АО» осуществляет функции технического органа общего собрания — счетной комиссии. При этом право подписи протокола собрания принадлежит должностным лицам общества — председателю и секретарю (п. 1 ст. 63 ФЗ «Об АО»).

С учетом перечисленных обстоятельств, а также факта заключения с регистратором гражданско-правового договора оказания услуг по выполнению функций счетной комиссии, считаем возможным выдачу обществом в рамках этого договора указаний регистратору определять кворум и подсчитывать голоса на общем собрании в соответствии с данными реестра акционеров на дату собрания, а не списка лиц, имеющих право на участие в собрании.