Биржевые облигации

| статьи | печать

В конце марта этого года на Фондовой бирже ММВБ состоялось дебютное размещение нового инструмента финансирования российских компаний — биржевых облигаций. По сравнению с существующими и проверенными временем корпоративными облигациями биржевые облигации как долговой инструмент привлечения финансирования предприятиями имеют ряд преимуществ.

 Рынок долговых финансовых инструментов — корпоративных облигаций — работает на Фондовой бирже ММВБ уже 8 лет, и весьма успешно.

Начиная с 1999 г. было размещено 726 выпусков корпоративных облигаций 628 компаний на сумму 40 млрд долл. Только за 2007 г. было размещено 188 выпусков корпоративных облигаций на сумму 18,7 млрд долл. Причем успешные размещения проводили как крупнейшие компании (ОАО «Газпром»), так и небольшие («ИС-лизинг»). Этот сегмент рынка в последнее время показывает хорошие результаты по ликвидности, причем на бирже сосредоточена львиная доля оборота российского организованного рынка корпоративных облигаций. Полностью сложилась и его инфраструктура. Так, на ФБ работает более 50 андеррайтеров — банков и финансовых компаний, имеющих успешный опыт организации размещений корпоративных облигаций.

Новый инструмент финансирования — биржевые облигации — не имеет аналогов на российском фондовом рынке по критериям удобства и стоимости организации выпуска.

  • Для осуществления их эмиссии не требуется государственной регистрации, фондовая биржа в соответствии с действующим законодательством самостоятельно присваивает регистрационный номер выпуску биржевых облигаций. Значит, существенно сокращаются сроки, необходимые для проведения их размещения.
  •  Не требуется государственной регистрации и отчета об итогах выпуска (после подведения итогов размещения биржа сама направит соответствующее уведомление в ФСФР). Следовательно, Фондовая биржа ММВБ готова начать торги облигациями на следующий день после размещения.
  • Кроме того, нет необходимости платить государственную пошлину за регистрацию выпуска, а стандарты проспекта биржевых облигаций значительно либеральнее по сравнению с корпоративными облигациями.

За 2007 г. Фондовая биржа полностью подготовилась к запуску рынка биржевых облигаций — регистрации, проведению размещений и организации ликвидного вторичного рынка:

  • утверждены и введены в действие Правила допуска биржевых облигаций к торгам и размеры вознаграждения за допуск биржевых облигаций к торгам в процессе их размещения в ЗАО «ФБ ММВБ»;
  • торговая система биржи предлагает эмитентам линейку стандартных технологических решений по проведению размещений в различных режимах, успешно применяемых на рынке корпоративных облигаций.

Так, ФБ за последние несколько месяцев присвоила регистрационные номера 25 выпускам биржевых облигаций 4 эмитентов. Среди них неконвертируемые дисконтные документарные биржевые облигации ОАО «Аптечная сеть 36,6» (1 выпуск на 1 млрд руб.), неконвертируемые процентные документарные биржевые облигации ОАО «РБК Информационные Системы» (8 выпусков общей стоимостью 12 млрд руб.), неконвертируемые процентные документарные биржевые облигации ОАО

«АВТОВАЗ» (10 выпусков на 10 млрд руб.), неконвертируемые процентные документарные биржевые облигации ОАО «Разгуляй» (6 выпусков на 8 млрд руб.).

При этом размещения прошли успешно, спрос превысил предложения, и уже на следующий день все выпуски стали торговаться на вторичном рынке, демонстрируя неплохую ликвидность.

Условия допуска биржевых облигаций к размещению и торгам

Для допуска облигаций к торгам на ФБ ММВБ эмитент должен соответствовать следующим требованиям:

  • Акции эмитента биржевых облигаций должны быть включены в Котировальный список биржи. 55 компаний уже сейчас могут начинать программу выпуска биржевых облигаций. Однако, даже не имея листинга акций на бирже, эмитент может в любой момент, проконсультировавшись со специалистами департамента листинга, подать заявление на включение его ценных бумаг в котировальные списки. Кстати, вопреки сложившемуся мнению процедура эта сравнительно недолгая (2 недели) и незатратная.
  • Эмитент облигаций существует не менее 3 лет и имеет надлежащим образом утвержденную годовую бухгалтерскую отчетность за 2 завершенных финансовых года.
  • Срок исполнения обязательств по облигациям не может превышать 1 год с даты начала их размещения.
  • Эмитент представляет на Фондовую биржу комплект документов, который практически ничем не отличается от подаваемого им комплекта при допуске к размещению корпоративных облигаций.

После подачи полного комплекта документов ФБ ММВБ присваивает выпуску облигаций индивидуальный идентификационный номер.

Важно, что все процедуры допуска биржевых облигаций к размещению и торгам (кроме присвоения индивидуального идентификационного номера выпуску облигаций), а также сама технология проведения размещения и торгов в целом аналогичны таковым на рынке корпоративных облигаций.

В одном проспекте несколько выпусков

Однако в связи с тем, что биржа самостоятельно присваивает регистрационные номера выпускам биржевых облигаций появляется ряд интересных моментов, на которые компаниям следует обратить внимание.

При планируемом привлечении средств через механизмы выпуска биржевых облигаций эмитент может предусмотреть в одном проспекте несколько выпусков облигаций с разными параметрами по объему выпуска, срокам обращения, технологии размещения и т. д. — в зависимости от потребностей в краткосрочном финансировании на год вперед. Биржа присваивает регистрационные номера каждому из выпусков облигаций в рамках одного проспекта (аналог государственной регистрации выпуска) и на данном этапе не взимает за это плату.

Компания-эмитент имеет возможность в зависимости от своих потребностей в необходимый момент времени выбирать нужный выпуск из комплекта зарегистрированных выпусков в рамках одного проспекта биржевых облигаций. Она определяет дату начала размещения и приходит с заявлением о допуске к размещению выпуска биржевых облигаций, которому фондовая биржа уже присвоила регистрационный номер (фактически зарегистрировала его) и который полностью готов к размещению.

Причем в этом случае эмитент платит за допуск к размещению только этого выпуска, а не всех выпусков (которые могут и не размещаться) в рамках одного проспекта биржевых облигаций. В этом варианте экономится не только бюджет эмитента, но и время, необходимое для выполнения всех процедур после принятия эмитентом решения по определению даты начала размещения. Все эти процедуры занимают не более 5 дней.

Торги и тарифы

Для компании — эмитента биржевых облигаций и для инвесторов основными вопросами являются возможность включения инструментов в котировальные списки биржи и дата начала вторичных торгов.

Биржевые облигации могут быть включены в котировальные списки уже на этапе размещения (котировальные списки «В»). При торгах на вторичном рынке — в любой уровень котировальных списков, но не выше того, куда включены акции эмитента.

Это значительно расширяет круг потенциальных покупателей облигаций, так как в финансовые инструменты, включенные в котировальные списки, могут вкладываться средства негосударственных пенсионных фондов, ПИФов, да и лимиты для банков и финансовых компаний под приобретение этих активов значительно выше.

Кроме того, биржевые облигации могут торговаться на следующий день после даты окончания размещения, а в ближайшее время ФБ предоставит возможность проводить с ними операции на вторичном рынке уже в день размещения. Эта возможность не предоставляется ни по одному финансовому инструменту, допущенному к торгам на бирже. А именно такая технология напрямую влияет на интерес инвесторов к данным бумагам и снижает стоимость размещения.

Тарифы ФБ ММВБ по допуску биржевых облигаций к размещению в 2 раза ниже аналогичных тарифов, применяемых к корпоративным облигациям. Плата взимается только за процедуру допуска бумаг к размещению — отдельные тарифы за присвоение биржей регистрационного номера и допуск бумаг к обращению не предусмотрены.

Биржевые облигации для компаний — один из самых перспективных и удобных инструментов управления ликвидностью, диверсификации кредитного портфеля, покрытия кассовых разрывов. Они могут заменить или дополнить программы выпуска векселей.

Можно предположить, что в этом году компании проведут на бирже не менее 15—20 размещений этих долговых инструментов, а в будущем объем данного рынка будет сравним с рынком «старшего брата» — корпоративных облигаций.

СПРАВКА

Виды биржевых облигаций

Существует 2 вида биржевых облигаций — процентные и дисконтные.

В случае размещения процентных биржевых облигаций доходом инвестора является процент, получаемый, как правило, на дату погашения.

При выпуске дисконтных биржевых облигаций доходом будет являться дисконт (разница между ценой покупки и номинальной стоимостью).