1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Длинные тосты за ГОСТы

На «круглом столе» «Государственная политика в области промышленной безопасности ТЭКа», прошедшем в Совете Федерации, законодатели вновь вернулись к вопросу технического регулирования. Механизмы реформирования предлагались разные, но необходимость синхронизации нашего законодательства с международным признали все, ведь не за горами вступление России в ВТО.

Закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» заменил более ста тысяч технических норм, правил и ГОСТов на 2000 технических регламентов. В отличие от ГОСТов они будут содержать только исчерпывающий список обязательных для бизнеса требований по безопасности продукции и производственных процессов. Все они должны быть приняты Госдумой в виде федеральных законов до 2010 года. Пока же утвержден только один – об экологических требованиях к транспортным средствам (да и то не законом, а постановлением правительства).

Эксперты утверждают, что реформу тяжело сдвинуть с места не из-за злого умысла или нерадивости чиновников, а потому, что прописать в законе полный список требований к какому-либо технологическому процессу или товару практически невозможно.

К примеру, в техрегламентах Евросоюза перечисляются только общие требования безопасности, в которых есть ссылки на различные стандарты (аналоги наших ГОСТов). Поэтому законодатели предлагают внести изменения в Закон, парламент голосует за общие техрегламенты, в которых даются отсылы на отраслевые и специализированные нормы, принимаемые соответствующими постановлениями правительства.

Кроме того, специалисты считают, что необходимо как можно быстрее узаконить фактически действующие ГОСТы и дать правительству возможность устанавливать новые нормы и требования, касающиеся безопасности.

Но существует и другая точка зрения. Так, председатель Комитета СФ по промышленной политике Валентин Завадников полагает, что реформа технического регулирования для экономики страны не менее важна, чем структурные реформы, поскольку она влечет за собой негативные последствия для бюрократии. Именно поэтому чиновники долго и нудно рассказывают о том, как трудно и сложно внедрить новые механизмы. А ведь они просто теряют на этом источник своего дохода, так как принятый технический регламент предполагает исчерпывающий список требований к производителям продукции, направленный при этом не на контроль качества, а на обеспечение безопасности.

В. Завадников, без сомнения, горой стоит за бизнес и имеет много сторонников, но в его позиции прослеживается явное противоречие. Ведь контроль качества предполагает соответствие проверяемого товара (процесса) определенным стандартам (иначе в чем заключается контроль). А как можно обеспечить безопасность с помощью одних лишь требований, даже исчерпывающих?

По оценкам сенатора, в ближайшие пять лет предстоит принять 600 – 700 технических регламентов в форме федеральных законов, поэтому для ускорения и координации работы, а также чтобы помочь инициативным разработчикам, его Комитет параллельно с Госдумой создал комиссии по техрегулированию. Любой регламент, по мнению Завадникова, можно написать за девять месяцев, но согласование в правительстве затянется года на полтора.