Самые денежные регионы России

| статьи | печать

Данные Росстата за первое полугодие 2008 года показывают огромный разброс важнейших финансовых индикаторов, характеризующих развитие регионов. Определить субъекты Федерации, в которых сосредоточены наиболее крупные финансовые средства, поможет ренкинг, подготовленный экспертами «ЭЖ». 

Чтобы определить самые денежные регионы, в ренкинге использовались показатели, которые характеризуют наличие средств в системе государственных финансов (в бюджетах субъектов Российской Федерации), у региональных предприятий (сальдированный финансовый результат – прибыль за минусом убытков) и граждан (отношение доходов к прожиточному минимуму).

Самый богатый субъект в стране, безусловно, Москва. Последователи Ивана Калиты успешно продолжают дело своего пращура, собирая в казну столицы гораздо больше любого другого субъекта Федерации — 501241,8 млн руб. за первые 5 месяцев нынешнего года. Гражданам, упрекающим столицу в том, что она слишком активно тянет финансовое одеяло на себя, заметим, что в федеральный бюджет за это же время москвичи перечислили 338 613 млн руб. (более 40% общих сборов в бюджет).

Сальдированный финансовый результат столичных предприятий также наиболее крупный в Российской Федерации — 613 542 млн руб. за январь – апрель текущего года. Причем доля прибыльных организаций составляет 75,7% при среднем по стране показателе 66,7%. Общее число столичных предприятий равняется порядка 1,2 млн, наиболее быстрыми темпами растут финансовые результаты организаций транспорта и связи, скромные успехи демонстрируют обрабатывающие производства.

Средний доход москвича в 5,4 раза превышает прожиточный минимум (3-я позиция по стране после Тюменской области и Ямало-Ненецкого автономного округа).

На 2-м месте по сборам платежей в региональный бюджет со значительным — более чем в 5 раз – отрывом от столицы находится Московская область (99196,4 млн руб.). В федеральный бюджет Подмосковье перечислило 42140,7 млн руб., или 29,8% от своих сборов.

Зато предприятия Московской области продемонстрировали скромный финансовый результат — 46 683 млн руб. (10-я позиция по стране). По отношению денежных доходов к прожиточному минимуму регион находится на 9-м месте (3,85 раза).

Санкт-Петербург собрал в свой бюджет за январь – май 2008 года 94 637 млн руб. (3-я позиция), отдав в федеральную казну 44421,6 млн руб. (31,9% от общей суммы сборов).

Северная столица расположилась на 4-м месте в ренкинге субъектов Федерации по сальдированному финансовому результату предприятий (98 811 млн руб.). Самыми высокими темпами здесь растет прибыль у учреждений, оказывающих медицинские услуги, и организаций оптовой и розничной торговли.

По отношению доходов к прожиточному минимуму Петербург располагается на 8-й ступеньке ренкинга (3,93 раза), значительно уступая Москве и ряду других субъектов Федерации. По всей вероятности, самые высокооплачиваемые граждане уже переехали в столицу.

Ханты-Мансийский автономный округ пополнил региональный бюджет в январе – мае нынешнего года суммой в 92816,6 млн руб. и занял 4-ю позицию в ренкинге по этому показателю. Федеральному центру нефтяной регион отдал в 4 с лишним раза больше, чем оставил себе — 410038,9 млн руб., или 81,5% всех поступлений в государственный бюджет.

По размеру сальдированного финансового результата региональных предприятий округ занимает 3-ю позицию в стране (148 157 млн руб.). Кстати, эта сумма почти в 3 раза меньше, чем деньги, собранные в федеральный бюджет. По вполне понятным причинам основную лепту в прибыль вносят компании добывающих отраслей, вклад остальных секторов экономики в десятки раз ниже.

Доходы жителей автономного округа в 4,81 раза превышали прожиточный минимум (4-я ступенька в ренкинге регионов по данному параметру).

Почти 60 млрд руб. собрала в региональный бюджет Свердловская область (5-е место в ренкинге по этому показателю). В федеральную казну регион передал в 2 раза меньше — 21781,8 млн руб., или 29,9% сборов.

По сальдированному финансовому результату предприятий регион занимает 6-ю позицию по стране (54 452 млн руб.). Высокими темпами прибыль растет на предприятиях, обеспечивающих производство электроэнергии, газа и воды. Хороший рост прибыли демонстрируют организации, занимающиеся операциями с недвижимостью и строительством.

Последние годы темпы роста номинальных доходов населения в области составляли около 30% в год. Это дало возможность региону занять 6-ю позицию по отношению доходов к прожиточному минимуму (4,07 раза).

Размер сборов в региональный бюджет Красноярского края в январе – мае 2008 года равнялся 47144,5 млн руб. (6-я ступенька общероссийского ренкинга). Платежи в федеральную казну за этот же период составили 19451,9 млн руб. (29,2% от общей суммы сборов).

Сальдированный финансовый результат местных предприятий превысил объем сборов в региональный бюджет и составил 57 251 млн руб. (5-е место по России). Однако сейчас трудно сказать, удержится ли регион на столь высокой позиции. Начиная с января темпы роста финансового результата региональных компаний стали снижаться и к июню составили 53% от уровня прошлого года.

Отношение денежных доходов к прожиточному минимуму в крае составляет 2,98 раза (лишь 23-е место в общероссийском ренкинге).

Татарстан собрал в региональный бюджет в январе – мае нынешнего года 41608,8 млн руб. (7-я ступенька общероссийского ренкинга по данному индикатору). В федеральную казну налогоплательщики республики перечислили больше, чем в денежную копилку региона — 54714,9 руб., или 56,8% от общего размера сборов.

Региональные предприятия в январе – апреле 2008 года получили сальдированный финансовый результат 47 039 млн руб. (9-я позиция по Российской Федерации). Высокими темпами в республике растут доходы предприятий, занимающихся рыболовством, и строительных организаций.

Денежные доходы жителей Татарстана в 3,94 раза превышают прожиточный минимум (7-е место по России).

Самый низкий показатель сборов в региональный бюджет наблюдался в Ингушетии — 360,8 млн руб. (83-я позиция по стране). Нетрудно догадаться, что в федеральный центр этот субъект Федерации ничего не перечислял.

Предприятия республики в январе – мае сработали с убытком в 74 млн руб. (77-е место по России), а отношение доходов к прожиточному минимуму составило 1,38 раза (81-я ступенька в общероссийском ренкинге).

 

В целом разница в размерах сборов в региональные бюджеты за январь – май нынешнего года равнялась 1389 раз. Оценить отличия в сальдированном финансовом результате труднее, поскольку в некоторых регионах он имеет отрицательное значение. Доходы же граждан колебались в интервале от 4942 руб. в Калмыкии до 38 388 руб. в Ямало-Ненецком автономном округе (7,7 раза). Разброс в отношении доходов к прожиточному минимуму был меньше – 4,5 раза (в Тюменской области данный индикатор составил 6,27 раза, в Калмыкии – 1,38).

 

РЕНКИНГ РЕГИОНОВ ПО СБОРАМ В БЮДЖЕТ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ, ФИНАНСОВОМУ РЕЗУЛЬТАТУ ОРГАНИЗАЦИЙ

И ОТНОШЕНИЮ ДОХОДОВ К ПРОЖИТОЧНОМУ МИНИМУМУ 

 

1

2

3

4

5

6

Центральный федеральный округ

Белгородская область

14971,6

28

25 111

19

3,43

13

Брянская область

5035,1

60

3127

49

2,73

34

Владимирская область

8878,7

44

4042

45

2,14

66

Воронежская область

12540,9

34

4694

42

2,35

58

Ивановская область

4350,8

63

305

71

2,10

72

Калужская область

7672,4

47

2758

51

2,75

31

Костромская область

4294,6

64

1451

61

2,20

64

Курская область

8060,9

46

7625

35

2,78

30

Липецкая область

10324,3

39

27 595

15

3,13

15

Московская область

99196,4

2

46 683

10

3,85

9

Орловская область

4919,2

61

1203

63

2,07

73

Рязанская область

10 203

41

2716

52

2,49

48

Смоленская область

6113,8

57

5363

39

2,74

33

Тамбовская область

4291,9

65

583

66

3,13

16

Тверская область

9425,5

43

1518

60

2,45

51

Тульская область

12171,1

36

9199

31

2,74

32

Ярославская область

13006,1

33

1266

62

2,84

26

г. Москва

501241,8

1

613 542

1

5,40

3

Северо-Западный федеральный округ

Республика Карелия

6232,5

55

2627

53

2,11

68

Республика Коми

14708,2

29

10 954

28

3,11

19

Архангельская область

9554,6

42

185

73

2,55

41

Вологодская область

14031,1

30

25 440

18

2,52

44

Калининградская область

8461,9

45

1943

57

2,67

35

Ленинградская область

18635,2

22

20 970

21

2,64

39

Мурманская область

13059,1

32

14 131

26

3,11

18

Новгородская область

6119,6

56

17 369

24

2,42

52

Псковская область

3701,9

70

458

68

2,54

42

г. Санкт-Петербург

94 637

3

98 811

4

3,93

8

Ненецкий авт. округ

5381,9

59

–126

79

4,69

5

Южный федеральный округ

Республика Адыгея

1231,9

77

287

72

1,86

78

Республика Дагестан

3993,1

67

–226

82

2,80

28

Республика Ингушетия

360,8

83

–74

77

1,77

80

Кабардино-Балкария

2271,9

73

153

74

2,33

59

Республика Калмыкия

828,2

81

–227

83

1,38

82

Карачаево-Черкесия

1093,4

78

–197

81

2,40

53

Северная Осетия — Алания

2331,7

72

381

69

2,49

49

Чеченская Республика

2104,7

75

320

70

н/д

н/д

Краснодарский край

35058,4

11

26 877

17

2,67

36

Ставропольский край

13276,1

31

5903

38

2,33

60

Астраханская область

6671,8

52

4125

44

2,53

43

Волгоградская область

18851,2

21

19 782

22

2,50

47

Ростовская область

24 535

17

8469

33

2,78

29

Приволжский федеральный округ

Республика Башкортостан

35837,1

10

31 257

14

3,54

11

Республика Марий Эл

3372,8

71

1817

58

2,11

69

Республика Мордовия

4632,2

62

3827

46

2,01

76

Республика Татарстан

41608,8

7

47 039

9

3,94

7

Удмуртская Республика

12264,2

35

9173

32

2,36

55

Чувашская Республика

7024,9

51

3813

47

2,10

70

Пермский край

32230,4

14

52 782

7

3,29

14

Кировская область

7626,5

48

5019

40

2,36

56

Нижегородская область

31856,6

15

24 996

20

2,90

24

Оренбургская область

19693,3

20

27 461

16

2,51

45

Пензенская область

6324,9

54

1723

59

2,38

54

Самарская область

40491,9

8

48 675

8

3,11

17

Саратовская область

16531,2

25

8263

34

2,17

65

Ульяновская область

7520,9

49

3058

50

2,51

46

Уральский федеральный округ

Курганская область

4261,4

66

847

64

2,60

40

Свердловская область

50 988

5

54 452

6

4,07

6

Тюменская область

20324,8

19

186 395

2

6,27

1

Челябинская область

32414,9

12

38 489

12

3,53

12

Ханты-Мансийский авт. округ

92816,6

4

148 157

3

4,81

4

Ямало-Ненецкий авт. округ

38122,9

9

32 519

13

5,50

2

Сибирский федеральный округ

Республика Алтай

868,3

80

–10

76

1,86

79

Республика Бурятия

5909,1

58

2103

55

2,35

57

Республика Тыва

813,2

82

–134

80

1,51

81

Республика Хакасия

3836,4

69

2020

56

2,03

75

Алтайский край

11207,3

37

3700

48

2,26

61

Красноярский край

47144,5

6

57 251

5

2,98

23

Иркутская область

23539,2

18

17 609

23

3,04

21

Кемеровская область

32393,2

13

44 818

11

3,85

10

Новосибирская область

24692,3

16

11 961

27

2,89

25

Омская область

18293,6

23

7242

36

3,10

20

Томская область

10 309

40

9715

30

2,65

38

Читинская область

6532,7

53

7242

36

2,10

71

Дальневосточный федеральный округ

Республика Саха (Якутия)

15404,4

26

10 091

29

2,47

50

Камчатский край

3984,5

68

2550

54

2,23

62

Приморский край

15077,4

27

4960

41

2,11

67

Хабаровский край

16737,6

24

4553

43

2,21

63

Амурская область

7181,2

50

602

65

2,04

74

Магаданская область

2217,7

74

510

67

2,66

37

Сахалинская область

10922,2

38

14 872

25

3,04

22

Еврейская авт. область

984,4

79

–76

78

1,96

77

Чукотский авт. округ

1324,2

76

92

75

2,80

27

Примечание: 1 — поступления налогов, сборов и иных платежей в бюджеты субъектов Федерации в январе — мае 2008 г., млн руб.; 2 — ренкинг по этому показателю; 3 — финансовые результаты деятельности крупных и средних организаций в январе — апреле 2008 г., млн руб.; 4 — ренкинг по этому показателю; 5 — отношение денежных доходов в расчете на душу населения к прожиточному минимуму, раз; 6 — ренкинг по этому показателю.

ИСТОЧНИК: РОССТАТ

Полная таблица ренкинга

Примечание к таблице