1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1137

Навстречу мегаполисам

Нарастание внутренней трудовой миграции обостряет социальные проблемы регионов

Темп строительства – косвенный показатель направления миграции. Люди едут в те места, где идет массовая застройка. Рост доходов наконец сказался и на жителях малых городов и повысил их мобильность. Раньше крайняя бедность удерживала людей на местах. Теперь любой более-менее активный россиянин может за год накопить средства на то, чтобы начать арендовать жилье там, где он хотел бы работать.

Жилищный вопрос в России портит не только москвичей. Опубликованные Федеральной службой статистики данные ввода жилья за I полугодие 2008 г. показали существенное замедление темпов строительства. Отметим, что нам так и не удалось приблизиться к показателям строительства жилья в РФ 1989 г. и достижение такой цели, как ввод 1 кв. м на 1 жителя в год, видимо, откладывается на более длительной срок. С одной стороны, мы явно наблюдаем корректировку рынка, связанную с тем, что строительным компаниям все труднее привлекать деньги в новые проекты, исчерпываются мощности строительного комплекса и увеличивается дефицит инфраструктуры для строительства. С другой стороны, снижение статистических показателей произошло за счет традиционных лидеров строительства – Москвы и Санкт-Петербурга. Теперь мы наблюдаем новых передовиков стройкомплекса. По объемам – Московская область и Краснодарский край. По темпам роста – Ленинградская, Новосибирская, Свердловская области и Татарстан.

Так куда же идет миграция? На первое место по вводу жилья уже второй год выходит Московская область. Причем на фоне резкого сокращения строительства в Москве область продолжает лидировать. Значит, миграция в большей степени направлена на Московскую область, а не на Москву. Все активнее заселяются предместья Санкт-Петербурга, Казани, Юг России (Краснодар, Сочи). Административные центры этих регионов предлагают массу возможностей для работы, но имеют дефицит жилья и связанную с ним дороговизну. Дефицит жилых площадей в этих городах преодолеть вряд ли удастся: потенциал строительного комплекса ограничен отсутствием территорий, которые могли бы быть выделены под строительство, и недостатком и удорожанием стройматериалов. В большинстве городов отсутствуют генеральные планы развития как документы и политическая воля развивать территории и искать для этого какие-то резервы.

В результате мы начинаем подходить к новому для России явлению – образованию мегаполисов. Наиболее близка к этому, конечно, Москва. Столица становится местом работы для мигрантов из других регионов России, проживающих теперь в Московской области. Следующие, судя по миграционным потокам, – Казань и Краснодар (Сочи).

Но поскольку работать людям придется из-за исторической концентрации любой деловой жизни и производства в «центрах», то неизбежно нарастание транспортных проблем при въездах в города. В столице ситуация усугубляется тем, что Москва и Подмосковье – самостоятельные субъекты. И на стыке между ними возникает масса труднорегулируемых недоразумений. Например, как и за чей счет нужно решать проблемы «пробкообразующего» участка дороги на территории города Химки от моста на окружной до поворота на Шереметьево? Территория, по которой идет трасса, принадлежит городу Химки и Московской области, сама дорога – федерального значения, а заинтересованная сторона – Москва. И это только одна из проблем. Причем их сегодня масса –  достаточно напомнить ситуацию с собственностью на землю в Щербинке. Впереди транспортные и другие проблемы в связи с массовым строительством жилых комплексов в Большом Домодедове, Люберцах, Коммунарке. Настала пора решать вопрос об управлении развитием образующегося мегаполиса и на первом этапе организовать хотя бы постоянный межрегиональный орган, который занялся бы решением проблем на границах Москвы и области.

Еще одна проблема в том, что новые лидеры строительства присоединяют свои многочисленные новостройки к старым, отнюдь не модернизированным коммунальным сетям. От канализационного или энергетического коллапса нас пока спасает только советский запас прочности. При социалистическом хозяйстве было принято прибавлять к инженерным расчетам дополнительную мощность, прочность, пропускную способность в размере 40–50% от расчетных. Если бы мы строили, как европейцы, по расчетным показателям, то давно уже столкнулись бы с постоянными техногенными катастрофами.

Ну а с чем же остаются регионы – доноры потоков миграции? Надежда на экономический рост в них испаряется вместе с рабочей силой. И ресурсов, для того чтобы противопоставить что-то богатым соседям, становится все меньше. Но если строить жилье и создавать рабочие места не под силу, можно хотя бы не мешать, а помогать тем, кто сам готов это сделать.

Федеральная служба статистки зафиксировала в I полугодии 2008 г. продолжение роста объемов индивидуального жилищного строительства. За счет собственных и заемных средств россиян введено 82 тыс. жилых домов общей площадью 11,3 млн кв. м, что составило 109,3% к I полугодию 2007 г. В целом по России доля индивидуального домостроения в общей площади завершенного строительством жилья – 52,3%. В республиках Адыгея, Алтай, Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Саха (Якутия), Кабардино-Балкарской, Удмуртской, Чувашской республиках, Краснодарском крае, Костромской, Пензенской, Тамбовской, Тверской, Тульской областях –от 76 до 90,6%; в Республике Тыва, Карачаево-Черкесской и Чеченской республиках –100%.

Выделение земель под строительство и развитие ипотечных программ, упрощение подключения новых индивидуальных домов к коммуникациям способны еще больше увеличить темпы застройки этих не самых благополучных регионов. Доступность жилья или возможности его построить – один из действенных механизмов закрепления населения и прекращения или резкого сокращения потока миграции из регионов.

Развитие России не может обеспечиваться только Московским и Ленинградским регионами, Краснодарскими краем и Республикой Татарстан. Уже сегодня встает вопрос обеспечения трудовыми ресурсами крупных проектов, реализуемых в Красноярском крае, Нечерноземье, на Дальнем Востоке. Не надо быть провидцем, чтобы предсказать, что скоро мы будем принимать на правительственном уровне решения по стимулированию миграции населения в места реализации крупных проектов в Сибири и на Дальнем Востоке, давая льготы, в том числе и стимулируя жилищное строительство.