С 1 января 2026 г. российское законодательство о банкротстве может претерпеть значительные изменения за последние годы. В Госдуму внесен законопроект № 1034201-8, призванный сместить акцент с банкротства компаний на их финансовое оздоровление. Ключевая новация — введение внесудебной процедуры санации, которая позволит должникам восстановить платежеспособность до обращения в суд. Параллельно реформа коснется торгов, ответственности кредиторов и арбитражных управляющих, что, по замыслу авторов, увеличит долю удовлетворенных требований кредиторов и сохранит жизнеспособный бизнес.
Банкротство в новом формате: акцент на спасение бизнеса
Комментарий эксперта
Законопроект предлагает значительные изменения в части реабилитационных процедур, а именно расширение механизма досудебного восстановления платежеспособности — санацию. Вопреки тому, что санация — отличный инструмент, в законопроекте не определены источники финансирования данной процедуры. Кто и из каких средств будет ее оплачивать? Если собственник бизнеса готов погасить долг или есть инвестор, то погашение долгов возможно либо третьим лицом, либо путем заключения мирового соглашения в деле о банкротстве. Тогда возникает вопрос, а будет ли востребована такая процедура, если подавляющее большинство вводимых процедур — это конкурсное производство?
Кроме того, тенденции судебной практики, наоборот, направлены на пресечение различного рода злоупотреблений со стороны конечных бенефициаров должника, и есть опасения, как бы новая процедура не стала потакать такого рода действиям, особенно если ее введение будет допустимо помимо воли кредиторов.
Еще одна новелла — это реформа торгов в банкротстве по типу, предложенному в законопроекте в Закон об исполнительном производстве. Предлагаемая новация заключается во внедрении механизма, близкого к «голландскому аукциону». Его суть состоит в гибком сочетании торгов на повышение и понижение цены. Процесс начинается с попытки продать актив по стартовой цене через торги на повышение. Если покупателей нет, цена начинает снижаться с определенным шагом. Первая же заявка, поступившая на этапе снижения, автоматически переводит торги обратно в режим повышения, где и определяется конечный покупатель, предложивший максимальную сумму.
Мы рассматриваем эти изменения как позитивный шаг. Они позволят значительно ускорить реализацию имущества и более точно определить его рыночную цену, что особенно важно для непопулярных активов. Кроме того, это значительно уменьшит затраты на проведение торгов.
Изменения также коснулись арбитражных управляющих:
-
предусмотрено увеличение фиксированной оплаты их труда, что похвально. В конечном счете должна быть предусмотрена разумная индексация, которая должна справедливо увеличивать вознаграждение в зависимости от инфляции в стране;
-
реформа касается системы обеспечения ответственности арбитражных управляющих для борьбы со злоупотреблениями и охотой за средствами компенсационных фондов, в связи с чем саморегулируемым организациям будет предоставлено право на создание целевого фонда для дополнительного обеспечения их ответственности по типу самострахования.
Таким образом, законопроект нацелен на увеличение доли удовлетворенных требований кредиторов, на уменьшение затрат при проведении процедур и их ускорение, а также на повышение мотивации арбитражных управляющих. Последние перечисленные предложения, на наш взгляд, наиболее сейчас востребованы.
Комментарий эксперта
Среди предлагаемых проектом изменений можно выделить следующие:
1. Санация. Ее главная цель — предоставление должнику возможности восстановить платежеспособность без обращения в суд.
Решение о введении санации принимается участниками должника при наличии реальной возможности восстановить платежеспособность. Срок санации устанавливается до 18 месяцев с возможностью продления по решению собрания кредиторов не более чем на шесть месяцев.
Для проведения процедуры предлагается назначать санатора — арбитражного управляющего. Санатор в течение 45 дней должен будет подготовить план санации и представить его на согласование участникам должника. Утверждать план будет собрание кредиторов. На время санации исполнительное производство по имущественным взысканиям будет приостанавливаться, а поданные в суд заявления о банкротстве возвращаться.
2. Торги. Проект предусматривает новый механизм проведения торгов по продаже имущества должников. В частности, предлагается отказаться от торгов посредством публичного предложения в их текущем виде. Вместо этого вводится новый формат торгов: цена последовательно снижается на установленный «шаг торгов» до тех пор, пока не поступит первая заявка, после чего торги перейдут в стадию повышения цены.
3. Расходы на публикации. Предлагается отказаться от обязательных публикаций в печатных СМИ. Все сведения будут публиковаться исключительно в ЕФРСБ.
Таким образом, по количеству и смыслу предлагаемых изменений рассматриваемый проект можно считать значимой попыткой реформировать Закон о банкротстве. Однако сейчас проект скорее не до конца сформированная общая концепция, требующая обсуждения.
Комментарий эксперта
Основная направленность законопроекта — это повышение привлекательности реабилитационных процедур, развитие института санации.
В частности, в целях предотвращения банкротства и восстановления платежеспособности должника законопроект предусматривает механизм «судебного преодоления» решения кредиторов о невведении процедуры финансового оздоровления, что, по мнению законодателя, обеспечит приоритет реабилитационных процедур и восстановление платежеспособности должника.
Так, в случае если первое собрание кредиторов проголосовало против финансового оздоровления, суд по ходатайству должника может вынести определение о введении реабилитационной процедуры, если будет доказана:
1) реалистичность успешного исполнения плана финансового оздоровления;
2) кредиторы, голосовавшие «против», получат не меньше, чем от продажи конкурсной массы по ликвидационной стоимости в банкротстве.
Срок финансового оздоровления не должен превышать четырех лет.
Стоит отметить «рамочный» характер поправок в части реабилитационных процедур и санации, необходимость их детальной проработки.
В законопроекте предлагается урегулировать продолжение хозяйственной деятельности в банкротстве. Многочисленные злоупотребления, связанные с продолжением хозяйственной деятельности в банкротстве, когда прибыль идет в обход конкурсной массы, уже неоднократно были предметом рассмотрения ВС РФ. В Определении от 14.11.2022 № 307-ЭС17-10793 ВС РФ занял позицию, что при доказанности совместного причинения вреда конкурсным управляющим и иными лицами, включая кредиторов, ответственность несет вся группа причинителей вреда солидарно.
Законопроект прямо относит принятие решений о продолжении или прекращении хозяйственной деятельности должника в ходе процедур конкурсного производства полностью или частично (например, закрытие филиалов, ограничение расходов, объема производства) к исключительной компетенции собрания кредиторов. Такое решение кредиторов может быть оспорено, если будет доказано, что продолжение хозяйственной деятельности заведомо убыточно. При этом на кредиторов, голосовавших за продолжение хозяйственной деятельности в банкротстве, возлагается бремя несения связанных с этим расходов. В частности, контрагенты должника вправе требовать уплаты своих расходов, в том числе обязательных платежей, возникших в результате продолжения хозяйственной деятельности банкрота, с кредиторов, голосовавших «за».
В целом, приветствуя саму идею об ответственности лиц, в том числе кредиторов, способствующих своими действиями увеличению убытков в банкротстве и уменьшению конкурсной массы, необходимо отметить ряд спорных моментов. Так, в предлагаемом виде поправки неоправданно вводят презумпцию «заведомой убыточности» на основании заключения арбитражного управляющего и направлены на прекращение хозяйственной деятельности должника в банкротстве, что не всегда отвечает целям пополнения конкурсной массы и погашения требований кредиторов.
Комментарий эксперта
Теперь, прежде чем инициировать банкротство, кредитор вынужден здраво оценить, окупятся ли его затраты в виде госпошлины и юридических услуг. По нашему мнению, данные обстоятельства явно свидетельствуют о новом векторе развития судебной системы: нагрузка судей снижается, так как «тяжбы ради тяжб» становятся все менее привлекательными из-за повышения стоимости судопроизводства.
Сложившаяся ситуация со всей очевидностью высветила преимущества внесудебных механизмов урегулирования долгов, в первую очередь — реструктуризации. Ключевой плюс — отсутствие колоссальных судебных издержек. Однако на пути ее широкого применения стоит консерватизм кредиторов, которые зачастую необоснованно отказываются от схем длительного и неполного погашения задолженности, не учитывая печальную статистику и длительность формального банкротства.
Осознавая этот системный пробел, ВС РФ в конце 2024 г. активизировал дискуссию о преимуществах досудебного урегулирования, введя концепцию «судебного преодоления» и принцип «реабилитационного паритета» — недопущения ухудшения положения кредиторов по сравнению с гипотетическим банкротством.
Развивая эту идею, законопроект предлагает новый реабилитационный механизм — санацию. Его появление обусловлено глубинным парадоксом: с одной стороны, банкротство как инструмент часто не достигает своих целей, а с другой — ликвидация компаний, особенно стратегических и градообразующих, наносит колоссальный урон экономике, парализуя целые технологические цепочки.
Санация призвана стать детально прописанным инструментом восстановления платежеспособности вне рамок дела о банкротстве. Для обеспечения ее реальной работы законопроект вводит «иммунитет» должника: все заявления кредиторов о банкротстве, поданные после начала санации, будут возвращаться судом. Процедуру будет проводить специальный субъект — санатор (аккредитованный арбитражный управляющий), который разработает и согласует с кредиторами план финансового оздоровления сроком до четырех лет.
Законопроект не отменяет, а модернизирует действующие реабилитационные процедуры.
Предлагаемый пакет изменений — это системный ответ на вызовы времени. Он смещает акцент с карательно-ликвидационной парадигмы банкротства на реабилитационную, предлагая бизнесу жизнеспособные альтернативы для восстановления. Снижая издержки, внедряя цифровые решения и повышая качество корпоративного управления в процедурах несостоятельности, государство нацелено не просто на уменьшение статистики банкротств, а на создание среды, где у жизнеспособного бизнеса будет реальный шанс на спасение.
Комментарий эксперта
Часто банкротство одного предприятия влечет за собой остановку деятельности целой цепочки производств. Законодатель полагает, что если грамотно усилить меры по санации и финансовому оздоровлению организаций, то их вполне можно «спасти».
1. Усилена процедура санации.
Законопроект наделяет суд полномочием вернуть заявления о признании должника банкротом, которые поданы до введения санации и не приняты судом к рассмотрению на дату введения санации.
2. Возрастает роль финансового оздоровления.
Теперь оно является обязательным для введения соответствующей процедуры и содержит перечень конкретных мероприятий, которые будут проведены для обеспечения восстановления платежеспособности должника. Срок его введения увеличен с двух до четырех лет с возможностью однократного продления не более чем на два года.
Ввести финансовое оздоровление станет проще: предоставление обеспечения погашения требований кредиторов будет добровольным, а не обязательным. Суд сможет «преодолеть» отрицательное решение кредиторов по вопросу введения финансового оздоровления.
3. Повышение размера вознаграждения арбитражного управляющего и введение ограничения на размер компенсационной выплаты при взыскании убытков.
Предлагается ограничить максимальный размер компенсационной выплаты по каждому случаю причинения убытков в пределах 10 млн руб.
Имущественную ответственность управляющих предлагается переложить на специально созданный целевой фонд, работающий по системе самострахования (метод резервирования денежных средств).