Минфин России вынес на рассмотрение законопроект, ужесточающий уголовную ответственность за незаконный вывод средств за рубеж (ID проекта: 00159642). Ключевое нововведение — введение альтернативных штрафов, кратных сумме незаконной операции: от однократного до трехкратного размера переведенных средств. По мнению экспертов, это создаст мощный сдерживающий эффект для недобросовестных схем, но одноврменно повысит риски для добросовестных компаний из-за широкой формулировки состава преступления.
Ужесточение ответственности за незаконный вывоз капитала: что изменится и кого затронет?
Комментарий эксперта
Ключевая суть законопроекта — кардинальное ужесточение наказания за незаконный вывод средств за рубеж. В частности, законопроект предусматривает:
1. Качественное изменение штрафов. Вместо фиксированных сумм вводятся альтернативные штрафы, привязанные к размеру переведенных средств, в размере:
-
однократной суммы денежных средств, переведенных на счета нерезидентов;
-
до трехкратной суммы за деяния, совершенные в крупном или особо крупном размере.
Раньше штрафы часто были несопоставимы с объемами операций. Теперь же финансовые последствия для нарушителя становятся колоссальными: вывод 100 млн руб. может обернуться штрафом до 300 млн руб., что делает преступление просто экономически невыгодным.
2. Увеличивается предельный размер штрафов.
Участник ВЭД, оперирующий миллиардными суммами, зачастую воспринимал штраф в размере 500 тыс. руб. как незначительные операционные издержки на фоне потенциальной выгоды от незаконной операции. Теперь же предлагается наказание сделать пропорциональным тяжести деяния.
3. Увеличение срока периода расчета взыскиваемых доходов.
Законопроектом предлагается для части 1 анализируемой статьи увеличить расчетный период до пяти лет, уравняв его с частями 2 и 3.
Данная мера нацелена на изъятие всего дохода, полученного нарушителем за значительный период. Для осужденного это означает не только штраф, но и фактическое лишение финансовых накоплений за пять лет, что является крайне суровой мерой имущественного характера.
Какие же последствия наступят для бизнеса?
1. Сдерживающий эффект. Высокая вероятность многомиллионных штрафов и длительных сроков лишения свободы заставят пересмотреть «серые» схемы.
2. Риски для добросовестных компаний. Широкая формулировка состава преступления «использование подложных документов» еще в прежней редакции ст. 193.1 УК РФ в сочетании с предлагаемыми внушительными финансовыми последствиями создаст мощный инструмент для давления на бизнес. Техническая ошибка, недобросовестность контрагента или расхождение в трактовке условий контракта могут стать причиной финансовой катастрофы, способной привести к банкротству компании.
В связи с чем, в свете готовящихся изменений, крайне важно минимизировать риски:
-
использовать официальные механизмы для расчетов с нерезидентами;
-
тщательно проверить контрагентов и документы. При этом важнейшее значение имеет due-diligence как иностранных партнеров, так и российских посредников. Каждая операция должна иметь четкое, полное и экономически обоснованное документальное сопровождение;
-
провести аудит внутренних процессов: компаниям-экспортерам/импортерам и платежным агентам рекомендуем проверить свои процедуры на соответствие требованиям валютного контроля. Принятие платежа по сомнительным документам может быть расценено как соучастие.
Комментарий эксперта
В пояснительной записке к законопроекту указано, что наказания, назначаемые за незаконный вывоз капитала, несопоставимы с их общественно опасными последствиями для финансовой безопасности государства. В этой связи предлагается ужесточить ответственность за совершение данного преступления (см. таблицу).
Что касается ст. 46 УК РФ, то соответствующее положение о таком наказании, как штраф, предлагается дополнить указанием на возможность его назначения в размере суммы незаконной валютной операции.
Таким образом, существенное увеличение размера штрафов по ст. 193.1 УК РФ является вполне обоснованным следствием увеличения количества преступлений подобного рода за последние несколько лет.
Предлагаемые изменения существенно ухудшают положение лиц, привлекаемых к уголовной ответственности: штрафы по квалифицированным составам (ч. 2 и ч. 3) являются наиболее чувствительными и могут составить от 100 до 300% от суммы незаконной валютной операции.
Не стоит забывать о том, что привлечению к уголовной ответственности, как правило, предшествует привлечение юридического лица к административной ответственности за совершение незаконной валютной операции по ст. 15.25 КоАП РФ. При этом организации также может быть назначено наказание в виде штрафа от 20 до 40% от суммы такой операции.
Таблица. Предлагаемые изменения в ст. 193.1 УК РФ
|
Действующая редакция |
Предлагаемая редакция |
|
Часть 1 (основной состав) |
|
|
Штраф от 200 тыс. до 500 тыс. руб. либо штраф в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет либо принудительные работы на срок до трех лет либо лишение свободы на срок до трех лет |
Штраф от 200 тыс. до 5 млн руб. либо штраф в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 5 лет либо штраф в размере однократной суммы денежных средств, переведенных на счета нерезидентов либо принудительные работы на срок до 3 лет либо лишение свободы на срок до 3 лет |
|
Часть 2 (крупный размер, группой лиц по предварительному сговору, с использованием юридического лица |
|
|
Лишение свободы на срок до 5 лет со штрафом до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода за период до 5 лет либо без такового |
Лишение свободы на срок до 5 лет со штрафом от 1 млн до 5 млн руб. или в размере от однократной до трехкратной суммы денежных средств, переведенных на счета нерезидентов или в размере заработной платы или иного дохода за период до 5 лет либо без такового |
|
Часть 3 (в особо крупном размере, организованной группой) |
|
|
Лишение свободы на срок от 5 до 10 лет со штрафом до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода за период до 5 лет либо без такового |
Лишение свободы на срок от 5 до 10 лет со штрафом от 1 млн до 5 млн руб. или в размере от однократной до трехкратной суммы денежных средств, переведенных на счета нерезидентов или в размере заработной платы или иного дохода за период до 5 лет либо без такового |
Комментарий эксперта
Согласно законопроекту в ст. 193.1 УК РФ будут добавлены новые виды штрафов в размере суммы денежных средств, переведенных на счета нерезидентов с использованием документов, содержащих заведомо недостоверные сведения об основаниях, целях и назначении перевода.
Также максимальная сумма штрафа, альтернативно устанавливаемого за преступления небольшой тяжести (в сумме или эквиваленте не более 13,5 млн руб.), приравнивается к размеру дополнительных штрафов (в размере дохода осужденного за период до пяти лет) за преступления средней тяжести (от 13,5 млн до 65 млн руб. либо по квалифицирующим признакам) и тяжкие (более 65 млн руб. либо по квалифицирующим признакам). Предполагается, что штраф будет применяться в качестве альтернативного наказания за преступления небольшой тяжести и в качестве дополнительного наказания к лишению свободы по другим категориям преступлений.
На данный момент в статье предусмотрены только фиксированные предельные размеры штрафов и штрафы в привязке к размеру дохода осужденных. Однако в целом механизм установления штрафов в размере экономического ущерба или суммы деяния не является новым, например, применяются штрафы в размере коммерческого подкупа.
Нельзя однозначно сказать, приведут ли подготовленные изменения к смягчению или ужесточению практики применения уголовных наказаний по рассматриваемой статье. С одной стороны, размер возможных штрафов значительно увеличивается, что может повысить финансовое бремя по делам всех категорий тяжести. С другой стороны, по делам легкой тяжести, где наказание в виде штрафа может являться альтернативным, могут начать чаще назначаться более высокие штрафы вместо принудительных работ и лишения свободы.
Стоит обратить внимание, что, в отличие от некоторых других составов экономических преступлений, деяние, предусмотренное ст. 193.1 УК РФ, криминализировано само по себе и не предполагает минимального суммового порога.
В целом, наблюдается постепенное увеличение числа дел по данной статье, а также дел об административных правонарушениях в сфере валютного регулирования. ФНС и ФТС, будучи органами валютного контроля, делают акцент на предупреждении и обнаружении валютных правонарушений. Так, ФНС письмом от 10.01.2024 № Д-5-17/1@ доводила информацию о взаимодействии с правоохранительными органами для привлечения к ответственности должностных лиц.
В последние годы большое внимание уделяется регулированию экономических преступлений, причем в основном в позитивном ключе. Ранее наряду с некоторыми другими экономическими преступлениями были повышены упомянутые пороги крупного и особо крупного размера преступлений. Также, например, по налоговым преступлениям были предусмотрены специальные основания освобождения от ответственности лиц, впервые совершивших преступление и погасивших доначисления и пени.



