Право на бесплатное осуществление сервитута касается только объектов (или их частей), существовавших до 2018 г. в конкретных границах. Новые объекты на новых участках под эту льготу не подпадают.
|
Карточка дела |
Реквизиты судебного акта |
Определение ВС РФ от 01.07.2025 № 306-ЭС25-1735 по делу № А55-34230/2023 |
|
Истец |
АО «Волжские просторы» |
|
|
Ответчик |
АО «Транснефть-Приволга» |
Суть дела
АО — владелец нефтепроводов (далее — арендатор) арендовал в феврале 2020 г. участки земли сельхозназначения у их владельца под строительство камеры очистки и диагностики (СОД) для своих магистральных нефтепроводов. Эти нефтепроводы были проложены еще в 1959 и 1975 гг. и были поставлены на кадастровый учет в 2011 г.
В 2021 г. камеры СОД построили, ввели в эксплуатацию и поставили на кадастровый учет как отдельный новый объект недвижимости, зарегистрировав право собственности на арендатора.
В результате арендатор обратился в Минэнерго с просьбой установить на эти земли публичный сервитут сроком на 10 лет. Минэнерго удовлетворило просьбу и установило сервитут.
Арендатор предложила собственнику земли подписать соглашение о сервитуте, предложив плату ~466 тыс. руб.
Собственник счел эту плату слишком низкой и предложил свою — 45 руб. за 1 кв. м в год (что в итоге дало бы сумму в миллионы рублей).
Арендатор отказался от предложения владельца земли, внес свою сумму (~466 тыс. руб.) на депозит нотариуса и стал пользоваться землей на основании сервитута.
Так как стороны не достигли договоренностей, собственник земли обратился в суд с иском об обязании заключить с истцом соглашение на его условиях по плате; об урегулировании разногласий, возникших при заключении этого соглашения.
Выводы судов
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении иска, посчитав, что собственник земли пропустил предусмотренный п. 9 ст. 39.47 ЗК РФ четырнадцатидневный срок для направления в адрес арендатора предложения о заключении соглашения об осуществлении публичного сервитута на иных условиях, а также предусмотренный п. 2 ст. 446 ГК РФ шестимесячный срок для обращения в суд с иском об урегулировании разногласий, возникших между сторонами при заключении соглашения об осуществлении публичного сервитута.
Поскольку публичный сервитут в отношении спорных земельных участков, находящихся в частной собственности, был установлен для эксплуатации неотъемлемой технологической части магистральных нефтепроводов федерального значения, право собственности на которые у арендатора возникло до 01.09.2018, плата за такой публичный сервитут в соответствии с п. 4 ст. 3.6 Закона № 137-ФЗ не устанавливается.
Суд округа поддержал эти выводы.
Позиция ВС РФ
СКЭС ВС РФ отменила судебные акты всех трех инстанций и направила дело на новое рассмотрение, указав на следующее.
В данной ситуации урегулирование разногласий между сторонами спора направлено на реализацию собственником земельных участков, в отношении которых уполномоченным органом на длительный срок (10 лет) установлен публичный сервитут, права, в том числе на получение соразмерной платы от лица, в интересах которого установлен публичный сервитут, и внесение правовой определенности в их взаимоотношениях.
Плата за публичный сервитут, устанавливаемый в случаях, предусмотренных п. 1 и 3 ст. 3.6 Закона № 137-ФЗ, не устанавливается в том числе в случае установления публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности (п. 4 ст. 3.6 Закона № 137-ФЗ). Положения п. 3 и 4 ст. 3.6 Закона № 137-ФЗ, предусматривающие освобождение от внесения платы за публичный сервитут обладателя возникших до 01.09.2018 вещных прав на сооружения, расположенные на частных участках, касаются лишь поименованных в законе объектов (в том числе их неотъемлемых технологических частей), которые были размещены к указанной дате в конкретных пространственных границах на соответствующем земельном участке и (или) землях.
Доказательств того, что на спорных земельных участках арендодателя до 2021 г. располагались наземные линейные сооружения арендатора, не представлено.
В 2021 г. сооружение введено в эксплуатацию как самостоятельный объект, поставлено на государственный кадастровый учет с одновременной регистрацией на него права собственности арендатора.
В результате строительных работ был создан новый объект, то есть ранее не существовавший на земельных участках истца. То обстоятельство, что этот объект задействован в целях эксплуатации магистральных нефтепроводов и стал частью производственно-технологического комплекса по транспортировке нефти, не подтверждает наличие у ответчика права на бесплатное осуществление сервитута в отношении земельных участков, на которых этот объект возведен в 2021 г.
Не допускается противоречивое и недобросовестное поведение субъектов хозяйственного оборота, не соответствующее обычной коммерческой честности (правило эстоппель). Таким поведением является, в частности, поведение, не соответствующее предшествующим заявлениям или поведению стороны, при условии, что другая сторона в своих действиях разумно полагалась на них.
Арендатор направил собственнику проект соглашения об осуществлении публичного сервитута, предусматривающего плату за сервитут; указанная плата была внесена им в депозит нотариуса единовременным платежом. Тем самым арендатор признавал наличие у него обязанности по внесению платы за установленный Минэнерго публичный сервитут.
