Разъяснения ВС РФ в пунктах 16-30 Обзора направлены на выработку более четких и понятных критериев для разрешения судами вопросов о пределах исполнительского иммунитета на единственное жилье должника. Что такое роскошное жилье, какие критерии используются для его определения, каким параметрам должно соответствовать замещающее жилье, есть ли какие-то исключения из данных правил — все эти вопросы остро стоят перед судебной практикой, особенно после принятия КС РФ Постановления от 26.04.2021 № 15-П (далее — Постановление КС РФ № 15-П).
По сути, ВС РФ встает на защиту должников, отмечая недопустимость формального подхода, если речь идет о праве граждан на жилье, и фактически расширяет границы понятия единственного пригодного жилья.
В одном из кейсов суд посчитал допустимым оставить исполнительский иммунитет не только у жилого дома и земельного участка под ним, но и у соседнего земельного участка — из-за того, что на нем расположены инженерные коммуникации и он используется под огород.
В других примерах исполнительский иммунитет был распространен на имущество, не зарегистрированное в качестве объекта недвижимости, а также на помещение, которое жилым не являлось (так называемые «апартаменты»). Суд отдельно отметил, что сам гражданин рассматривает соответствующее помещение пригодным для постоянного проживания, а потому не может быть лишен жилья по признаку его непринадлежности к жилому фонду.
ВС РФ напомнил, что банкротство не выполняет карательной функции, единственный интерес кредиторов, который подлежит удовлетворению, — погашение задолженности. Именно на эту цель должны быть направлены действия финансового управляющего и из этой предпосылки оценивается целесообразность тех или иных мероприятий. В случаях, касающихся реализации единственного, но роскошного жилья, судам следует сопоставить предполагаемую выручку от продажи и предстоящие издержки – как на покупку замещающего жилья, так и на саму процедуру реализации. И если выяснится, что расходы превысят потенциальный доход, то, вероятно, не имеет смысла все это затевать.
С другой стороны, интересы кредиторов ВС РФ также не оставил без внимания.
Одним из ключевых фактов, который подвигнул КС РФ ограничить исполнительский иммунитет, — это понятие роскошного жилья, то есть такого, которое объективно превышает потребности должника и членов его семьи в жилье. Встает резонный вопрос: как определять степень «роскошности»? Чаще всего это делается через параметры площади помещения — если у должника квартира площадью 300 кв.м. на трех человек, то скорее всего такое жилье не является минимально необходимым, а потому можно его продать с предоставлением разумной, но менее большой замены.
Однако ВС РФ приводит пример определения роскошного жилья без использования критерия площади помещения. В частности, таковым была признана квартира, хоть и не превышающая существенно нормы предоставления, однако расположенная в элитном доме, что значительно сказывалось на ее цене.
В другом случае ВС РФ указал на недопустимость злоупотребления правом со стороны должника. Если до процедуры банкротства в доме зарегистрированы три человека, а после ее возбуждения их количество значительно возросло, это не может не вызывать подозрений. В итоге регистрация по месту жительства только презюмирует факт проживания, но не отменяет возможность опровержения этой презумпции.
Именно через категорию добросовестности часто дается оценка приемлемости поведения должника. Если должник на деньги кредиторов улучшил свои жилищные условия, однако ничего не сделал для исполнения своих обязательств перед кредиторами — суд может лишить его жилье исполнительского иммунитета, поскольку само поведение должника было упречным.