Преодоление «долины смерти» — перехода от разработки к рынку — главная задача для технологических стартапов. Для этого важно организовать эффективную инфраструктуру поддержки: технопарки и бизнес-инкубаторы. Они предоставляют доступ к оборудованию, помогают с сертификацией и поиском первых клиентов. Но их эффективность зависит от качества отбора проектов, экспертизы управляющих команд и прочных связей с промышленностью. Где проходит грань между реальной поддержкой и формальной деятельностью, какие модели работают — обсуждаем с экспертами.
По поручению президента к 2030 г. в регионах должно появиться дополнительно 100 промышленных парков, технопарков и бизнес-парков для субъектов малого и среднего предпринимательства. Их создание является частью нового национального проекта, финансирование которого составит 30 млрд руб. на шесть лет.
С учетом новых правил предоставления субсидий и для повышения качества проектов Минэкономразвития России организовало двухэтапный отбор: предварительную оценку и финальный конкурс. На предварительный этап поступили заявки из 39 регионов, представивших 87 проектов. Оценку проводит экспертная группа, включающая представителей федеральных органов власти, деловых и общественных объединений, ассоциаций промпарков и технопарков, а также экспертного сообщества.
Как отметил министр экономического развития Максим Решетников на совещании по подведению итогов предварительного этапа, предварительная оценка позволит регионам устранить недочеты и риски по реализации проектов к основному отбору, который планируется к проведению во II квартале 2025 г.
Среди заявок представлены проекты различных направлений: четыре — в сфере сельского хозяйства, 20 — бизнес-парки, 63 — в производственной, технологической и ИТ-сфере, включая машиностроение, металлообработку и высокие технологии. При этом 12 проектов после устранения замечаний и подачи полного пакета документов уже могут претендовать на субсидии, остальные требуют доработки, проинформировала заместитель министра экономического развития Татьяна Илюшникова.
Опыт предыдущих лет показывает эффективность такой поддержки: в рамках национального проекта по поддержке МСП в 2019—2023 гг. в 38 регионах было профинансировано создание и развитие 61 подобного проекта. Сегодня в этих парках работают более 900 резидентов — субъектов малого и среднего бизнеса, создавших свыше 15 тыс. рабочих мест.
Что думают россияне о технопарках
История российских технопарков насчитывает уже более 30 лет — первые из них появились еще в начале 1990-х. Как показал прошлогодний опрос ВЦИОМ, сегодня о существовании таких объектов знают 59% россиян. Однако глубина осведомленности различается: 49% респондентов что-то слышали о технопарках, тогда как детально знакомы с темой лишь 10%.
Наибольшая информированность зафиксирована среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга (74%, включая 17% с высокой степенью знаний), что объясняется высокой концентрацией подобных объектов в столицах — только в Москве их насчитывается около 50.
Уровень осведомленности напрямую зависит от возраста, образования и региона проживания. Наиболее осведомлены граждане старше 35 лет (61—66%), с высшим образованием (71%), мужчины (62% против 57% среди женщин), а также жители Центрального (67%), Северо-Западного (63%) и Уральского (67%) федеральных округов. Примечательно, что Центральный и Уральский округа входят в тройку лидеров по количеству технопарков, согласно данным госстатистики.
Однако 41% опрошенных впервые узнали о технопарках в ходе этого исследования. Среди молодежи 18—24 лет и людей со средним образованием таких оказалось больше половины (57 и 55% соответственно).
География восприятия технопарков соответствует реальному распределению: чаще всего об их наличии сообщают жители Центрального (53%) и Северо-Западного (51%) округов. Лидерами же остаются Москва и Санкт-Петербург — здесь о наличии технопарков знают 74% (в 1,7 раза выше среднего по стране).
Польза и перспективы
Подавляющее большинство информированных россиян (77%) считают технопарки полезными для регионов. При этом мнение не зависит от фактического наличия таких объектов в регионе респондента: среди тех, где они есть, позитивную оценку дают 81%, а среди остальных — 78%.
Скептически настроены лишь 4%, а 19% затруднились с оценкой. Интересно, что положительное отношение к технопаркам одинаково распространено среди мужчин и женщин (79 и 76%), людей с высшим и средним специальным образованием (79 и 76%), а также среди работников коммерческого и бюджетного секторов (80 и 78%).
47% осведомленных граждан выразили готовность работать в технопарке при наличии подходящей вакансии. Наибольший интерес проявили мужчины (53%), активное трудоспособное население до 59 лет (49—52%), сотрудники коммерческих организаций (54%) и жители городов с населением 100—500 тыс. человек (56%).
Примечательно, что желание работать в технопарке в равной степени выражают обладатели как высшего (46%), так и среднего специального образования (49%), что указывает на широкий спектр потенциальных возможностей в таких комплексах.
Развитие технопарков в России открывает новые перспективы для инновационного бизнеса и региональной экономики. Эти площадки становятся точками притяжения предпринимателей, исследователей и инвесторов, создавая благоприятную среду для реализации перспективных проектов. Многие россияне положительно оценивают их вклад в развитие территорий и рассматривают как перспективное место для профессиональной реализации. О том, какие меры поддержки работают на практике, а какие барьеры по-прежнему мешают молодым компаниям развиваться, — расскажут эксперты.
К сведению
Каждый второй бизнесмен верит в светлое будущее
Согласно совместному исследованию Минэкономразвития России, Сбера и ФОМ «Предприниматели России: исследовательский мониторинг» (ПРИМ) за I квартал 2025 г., почти половина бизнесменов (48%) демонстрируют уверенность в будущем. Этот показатель превышает значения двух предыдущих кварталов и соответствует уровню середины 2024 г.
Наблюдается рост оптимизма: 24% предпринимателей ожидают улучшения экономической ситуации в ближайшие полгода против 16% в конце 2024 г. Более половины (54%) строят стратегии на срок свыше шести месяцев, включая 21% — на один-два года и 6% — более чем на пять лет. Самозанятые проявляют еще большую уверенность: 58% фрилансеров смотрят в будущее с оптимизмом, а 30% прогнозируют улучшение экономики в шестимесячной перспективе.
В I квартале 2025 г. 36% бизнесменов прогнозируют стабильность своего финансового положения, что на 6 п.п. выше показателя предыдущего квартала. Лишь 23% опасаются ухудшений против 30% в конце 2024 г. Среди главных угроз для бизнеса остаются рост цен у поставщиков (64%), снижение спроса (43%) и увеличение издержек на сбыт (35%). При этом проблемы с импортными поставками волнуют предпринимателей меньше (27% против 34% в IV квартале 2024 г.), что говорит об успешной адаптации к новым условиям.
Профиль современного предпринимателя показывает, что 90% респондентов до открытия своего дела работали по найму, а 25% уже имели опыт предпринимательства. Последние чаще встречаются среди успешных владельцев бизнеса (32%) и жителей крупных городов (30%). Половина опрошенных сменили сферу деятельности, причем в сегменте b2c этот показатель достигает 56%. Основными мотивами стали личный интерес (22%), внешние обстоятельства (14%) и поиск более высокого дохода (12%).
Абсолютное большинство предпринимателей (96%) используют различные методы борьбы со стрессом. Наиболее популярными стратегиями являются активный отдых (54%), сон (47%) и спорт (43%). Также значимую роль играют удовлетворенность результатами работы (42%) и поддержка близких (39%). Лишь 1% респондентов не нашли способов борьбы со стрессом, а 3% заявили, что не сталкиваются с ним вовсе.