Минстрой России предлагает внести изменения в ГрК РФ (ID проекта: 155816), а именно реформировать надзорную деятельность в строительстве. В частности, упростить экспертизу типовой проектной документации и ввести ограниченный надзор в случаях, когда строительный контроль осуществляют аттестованные лица, а исполнительная документация ведется в электронном виде. Одновременно будут повышены требования к аттестации работников застройщиков или технических заказчиков, на которых возложена обязанность по осуществлению строительного контроля. Эксперты, опрошенные «ЭЖ-Юристом», в целом поддержали инициативу, но усмотрели в ней и возможные риски.
От бюрократии к цифре: как изменится строительный контроль и госуправление в отрасли?
Комментарий эксперта
Проект направлен на комплексную модернизацию правового регулирования в строительной сфере. Ключевыми направлениями выступают усиление роли профессиональной аттестации, цифровизация исполнительной документации, переход к выборочному надзору, а также упрощение экспертизы типовых проектных решений.
Аттестация как инструмент повышения качества контроля
Впервые на законодательном уровне вводится возможность аттестации специалистов, осуществляющих строительный контроль. Эта мера будет реализована по инициативе застройщика, однако при выполнении определенных условий (наличие аттестованных лиц и ведение документации в цифровом формате) она становится основанием для смягчения режима государственного надзора. Это означает переход от обязательных проверок к выборочным, осуществляемым только при наличии оснований, предусмотренных законодательством о государственном контроле.
Дополнительно предусмотрено формирование реестров аттестованных специалистов как по направлению строительного контроля, так и по линии государственного строительного надзора. Это шаг в сторону повышения прозрачности и профессионализма в отрасли, позволяющий обеспечить квалифицированный подход к контролю за реализацией строительных проектов.
Упрощение экспертизы проектной документации
Важной новеллой стало изменение порядка экспертизы проектной документации, разработанной с применением типовых решений. Теперь проверка проводится только в отношении измененных разделов, без дублирующей оценки тех частей, которые остались неизменными. Данная мера направлена на оптимизацию согласовательных процедур, сокращение сроков рассмотрения и снижение расходов застройщиков, что особенно важно в условиях реализации масштабных инфраструктурных программ.
Реформа надзорной деятельности
Поправки предусматривают возможность перехода к ограниченному надзору в случаях, когда строительный контроль осуществляют аттестованные лица, а исполнительная документация ведется в электронном виде. Таким образом, регионы смогут сосредоточиться на действительно проблемных объектах, а не на формальной проверке всех строек. При этом проект сохраняет обязательный надзор за уникальными и технически сложными объектами, что является необходимым балансом между дерегуляцией и безопасностью.
Несмотря на очевидные преимущества, ослабление режима проверок может повлечь снижение эффективности надзора. В условиях, когда контрольные мероприятия проводятся лишь при наличии обращений, возрастает риск, что нарушения останутся незамеченными, особенно на объектах, где фактическое исполнение обязанностей по контролю может быть формализовано. Кроме того, при отсутствии прозрачных процедур согласования руководителей экспертных учреждений возникает опасность субъективного влияния на кадровые решения, что может отразиться на качестве проводимой экспертизы.
Предлагаемые изменения представляют собой важный шаг в сторону адаптации ГрК РФ к современным требованиям отрасли. Повышение роли профессиональной квалификации, сокращение бюрократических процедур, внедрение цифровых инструментов и выборочного надзора — все это отвечает целям повышения эффективности и правовой определенности в строительной деятельности.
Тем не менее реализация этих мер потребует внимательной работы над подзаконными актами, обеспечивающими прозрачность аттестации, достоверность цифровой документации и объективность кадровых решений. Только при наличии этих условий можно говорить о сбалансированной реформе, сочетающей ускорение процессов с надежным уровнем контроля и защиты общественных интересов.
Комментарий эксперта
Законопроект предлагает дополнить перечень полномочий органов государственной власти РФ в области градостроительной деятельности правом устанавливать порядок согласования назначения на должность и освобождения от должности руководителей органов исполнительной власти субъекта РФ (далее — ОИВ), осуществляющих переданные полномочия по осуществлению организации и проведения госэкспертизы проектной документации или госэкспертизы результатов инженерных изысканий, а также руководителей подведомственных указанным ОИВ государственных учреждений.
Минстрой РФ будет согласовывать назначение на должность и освобождение от должности указанных руководителей, а полномочие по назначению будет принадлежать высшему должностному лицу субъекта РФ. Тем самым, на наш взгляд, усиливается контроль федеральных властей за вертикалью государственной экспертизы.
Помимо этого, полномочия органов власти РФ в области градостроительной деятельности будут расширены за счет права:
-
устанавливать порядок аттестации, переаттестации на право осуществления государственного строительного надзора, а также полномочия по проведению такой аттестации, переаттестации, установлению порядка ведения реестра аттестованных лиц и ведение самого реестра;
-
устанавливать порядок аттестации, переаттестации на право проведения строительного контроля, а также полномочия по проведению такой аттестации, переаттестации, установлению порядка ведения реестра аттестованных лиц и ведение самого реестра.
Работники застройщиков или технических заказчиков, на которых возложена обязанность по осуществлению строительного контроля, будут вправе пройти соответствующую аттестацию. Обязанности ее проходить законопроект не устанавливает.
Также изменения коснутся порядка строительного надзора:
-
федеральный строительный надзор будет сохранен относительно опасных и уникальных объектов,
-
региональный строительный надзор в случае если строительный контроль ведется аттестованными лицами с использованием электронной документации будет проводиться только при наличии соответствующих обращений или жалоб.
С одной стороны, застройщики и технические заказчики в последнем случае будут менее подвергнуты строительному надзору, с другой — для этого им придется потратить денежные средства на обучение и аттестацию своих работников. Кроме того, нельзя исключать в обозримом будущем вероятность введения законодателем (если он посчитает нужным и вектор практики будет положительным) обязательной аттестации лиц, осуществляющих строительный контроль.
Комментарий эксперта
Законопроект повышает стандарты контроля не только в отношении застройщиков, производящих подрядные работы, но и в отношении лиц, осуществляющих проверочные мероприятия в отношении застройщиков.
Он устанавливает, что при осуществлении строительства, реконструкции или капитального ремонта на основании договора строительного подряда функции по строительному контролю не могут быть делегированы подрядчику, который имеет заключенный с застройщиком или техническим заказчиком договор. Полагаем, что наличие подобного ограничения обеспечит повышение контрольных мероприятий при строительстве, поскольку исключит влияние договорной аффилированности на результаты строительного контроля.
Также законопроект предусматривает, что правом проведения строительного контроля будут обладать только те работники, которые имеют аттестацию на право проведения строительного контроля. Порядок аттестации таких лиц (в том числе требования к ним) будет установлен Правительством РФ. Урегулированы вопросы, связанные с формой квалификационного аттестата, срока его действия, порядка продления срока его действия, порядка аннулирования квалификационного аттестата, а также порядка ведения реестра лиц, аттестованных на право проведения строительного контроля.
ГрК РФ предлагается дополнить условием о том, что лицо, которое проводит строительный контроль по результатам оценки соответствия выполненных работ проектной документации и (или) информационной модели принимает решение о выдаче документа, подтверждающего соответствие построенного (реконструированного) объекта капитального строительства требованиям проектной документации, либо об отказе в выдаче документа, подтверждающего соответствие построенного (реконструированного) объекта капитального строительства требованиям проектной документации.
Предусматривается наличие реестра лиц, аттестованных на право осуществления государственного строительного надзора, что позволяет провести аттестацию соответствующего лица на предмет возможности проведения контрольных мероприятий и легитимности выдаваемых им заключений.
Также законопроект дает право правительству установить случаи, при которых подготовка рабочей документации осуществляется лицом, разработавшим проектную документацию.
Комментарий эксперта
Законопроект разработан в соответствии со Стратегией развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 г. с прогнозом до 2035 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 31.10.2022 № 3268-р.
Предлагается расширить полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности.
К таким полномочиям, в частности, относятся: установление порядка согласования назначения на должность и освобождения от должности руководителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия по осуществлению организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, а также руководителей подведомственных указанным органам государственных (бюджетных или автономных) учреждений, осуществляющих такие полномочия.
Таким образом, с целью предотвращения злоупотреблений в законопроекте предлагается предоставить Минстрою России право согласовывать назначение руководителей экспертных органов.
Серьезные дополнения касаются также строительного контроля (ст. 53 ГрК РФ), а именно, что в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда функции застройщика, технического заказчика по осуществлению строительного контроля не могут быть переданы подрядчику, заключившему договор с застройщиком, техническим заказчиком. Работники указанных лиц, на которых возложена обязанность по осуществлению такого контроля, вправе пройти аттестацию на право проведения строительного контроля.
Важные дополнения коснутся и типовой проектной документации, проверке будут подвергаться только измененные разделы. На практике при проведении госэкспертизы проектной документации, разработанной с применением типовой проектной документации, организации, осуществляющие госэкспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, проводят экспертную оценку проектной документации в полном объеме в целях оценки совместимости всех разделов документации, в том числе не подвергшихся изменению, что зачастую нивелирует эффект применения типовой проектной документации (да и сроки проведения госэкспертизы проектной документации не сокращаются), в связи с чем предложенные изменения, на наш взгляд, являются актуальными и своевременными.
-
Современные достижения и перспективы будущего в цифровизации судопроизводства: процессуальный аспект10.06.2025 | статьи
- 16.04.2025 | статьи
- 27.03.2025 | статьи
- 26.02.2025 | статьи