Антифрод: нововведения в российском законодательстве

| статьи | печать

Под термином «антифрод» (от англ. anti-fraud — «борьба с мошенничеством») в финансовой и банковской сфере принято понимать систему мер, предназначенную для предотвращения несанкционированного списания денежных средств со счетов клиентов финансовой организации, введения в заблуждение участников финансовых отношений за счет использования чужих персональных данных («дропинг»), различных видов финансового мошенничества и иных форм обмана и злоупотребления доверием в финансовой сфере. Разберем, с какими нововведениями и мерами столкнутся участники финансового рынка.

Что такое антифрод-меры и почему они нужны?

Следует отметить, что в России на 2024 г. проблема стоит крайне остро. Несколько цифр официальной статистики ЦБ РФ за 2023 г.:

  • объем денежных операций без согласия клиентов увеличился по сравнению с 2022 г. на 11,48% и составляет 136,38 трлн руб.;

  • объем предотвращенных операций без согласия клиентов составил 5798,35 млрд руб. (34,77 млн мошеннических операций);

  • ЦБ РФ выявил 5735 хозяйственных субъектов с признаками нелегальной финансовой деятельности.

Ситуация усложняется тем, что абсолютный статистический лидер среди способов финансового мошенничества — это социальная инженерия (более 50%). Невозможно и неправильно полностью контролировать действия дееспособных физических лиц по распоряжению ими своими деньгами. Однако именно поэтому они уязвимы для действий мошенников. Грань между правами граждан на распоряжение денежными средствами и оградительными антифрод-мерами объективно довольно тонкая — что, безусловно, вызывает и будет вызывать правовые конфликты между правами пользователей финансовой системы и средствами обеспечения безопасности.

Нововведения (ТОП-3) в российской антифрод-системе 2024—2025 гг.

На 2024—2025 гг. в России появляются новые правовые механизмы антифрод-регулирования, которых не было ранее (или они не были представлены в такой выраженной форме):

а) с конца 2023 г. введена процеду­ра прекращения деятельности ИП и юридических лиц, если они не соблюдают Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 № 115-ФЗ;

б) с июня 2024 г. вводится процедура «охлаждения» банковских платежей и условия для возврата банками денежных средств лицам, пострадавшим от мошенников;

в) к сентябрю 2025 г. вводится возможность и процедура самозапрета кредитов для физических лиц.

Принудительное прекращение деятельности подозрительных ИП и ООО (а)

В конце 2023 г. вступил в силу Федеральный закон от 02.11.2023 № 519-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“», позволяющий принудительно прекратить деятельность юридических лиц и ИП из-за нарушения «антиотмывочного» законодательства.

Процедура, введенная законом, такова:

  • обслуживающему банку рекомендовано при оказании услуг ориентироваться на ресурс-платформу «Знай своего клиента», администрируемую ЦБ РФ («Платформа ЗСК»);

  • если на платформе клиент указан как высокорискованный (то есть находится в черном списке, «красной зоне») или у банка есть собственные основания отнести клиента к такому уровню — банк обязан не позднее пяти дней сообщить об этом клиенту;

  • одновременно с этим банк имеет право ввести ограничительные меры по счету клиента (вплоть до полной блокировки движения по счету);

  • клиент, попавший под ограничения, имеет право обжаловать решение банка (решение обжалуется в Межведомственную комиссию при ЦБ РФ, а после нее обжалование может быть продолжено в суде);

  • если клиент не исключен из черного списка в течение шести месяцев, к нему применяется особая мера реагирования — он исключается из ЕГРЮЛ/ЕГРИП.

При этом денежные средства, которые остались на счетах, заблокированных банком, будут высвобождаться в пользу клиента, но под сторонним контролем: в рамках стандартной процедуры банкротства и/или не ранее, чем будут погашены долги перед бюджетом, работниками, по исполнительным листам и пр. Единственное значимое послабление закон ввел для ИП — они могут претендовать на высвобождение суммы до 30 тыс. руб. в месяц, если средства необходимы им «в целях обеспечения жизнедеятельности».

«Охлаждение» платежей и ответственность банка (б)

На тех же принципах основан механизм, предусмотренный Федеральным законом от 24.07.2023 № 369-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О нацио­нальной платежной системе“», который полностью вступает в силу 24.06.2024.

Закон обязывает банк вернуть средства клиенту, который стал жертвой мошенников, — но только если самим банком была нарушена антифрод-процедура. Точные критерии должной осмо­трительности банков будут утверждены ЦБ РФ, но в любом случае очевидно, что банк будет обязан проверить получателя и отправителя по информационным базам ЦБ РФ.

Основные из таких информационных систем:

  • платформа ЗСК, указанная выше;

  • роботизированная база АСОИ ФинЦЕРТ (система информационного обмена между участниками финансового рынка, правоохранительными органами, провайдерами и операторами связи, системными интеграторами, разработчиками антивирусного программного обеспечения и другими компаниями, работающими в сфере информационной безопасности);

  • АС «Фид-АнтиФрод» (база аккумулирования и обмена информацией об операциях без согласия клиента, совершенных у операторов по переводу электронных денежных средств и платежной инфраструктуры).

Также, если банк обнаружит, что операция подозрительная, он может приостановить ее на два рабочих дня и проинформировать клиента о потенциальной опасности. В случае если клиент реализовал операцию после «охлаждения» и предупреждения банка, банк не отвечает за последствия такой операции (правило «охлаждения» касается только банковских переводов, не распространяется на переводы с карты, электронные переводы и переводы через систему быстрых платежей).

Самозапрет на кредиты (в)

Норма вводится ФЗ от 26.02.2024 № 31-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О кредитных историях» и Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» и вступает в силу с 01.03.2025 (в электронной форме) и до 01.09.2025 (при реализации через МФЦ). Закон позволяет физическому лицу зафиксировать у держателей данных кредитных историй отказ от заключения кредитных договоров и договоров займа от своего имени. В таком случае заключить договор можно будет не ранее, чем такой запрет будет снят.

В основном закон предназначен для самозапрета в отношении потребительских кредитов и кредитов у микрофинансовых организаций (как самых простых и часто «атакуемых» мошенниками). Процедура не распространяется на договоры ипотеки, автокредиты, а также образовательные кредиты, предоставленные в рамках господдержки.

Как будет работать процедура:

  • заявление на самозапрет подается физическим лицом через МФЦ или ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» («Госуслуги»), и направляется в адрес одновременно всех бюро кредитных историй;

  • бюро кредитных историй после формальной проверки данных заявителя отражает самозапрет в кредитной истории физических лиц (срок оформления запрета — не более рабочего дня после получения заявления или не позднее следующего дня при получении заявления после 22:00 мск);

  • при оформлении договора банки и микрофинансовые организации обязаны проверить наличие самозапрета перед заключением договора (с требованием к актуальности данных «не ранее, чем за 30 календарных дней до заключения договора» потребительского займа/кредита);

  • при наличии хотя бы у одного бюро кредитных историй данных о заявленном самозапрете, даже в случае заключения такого договора, требовать по нему средств от заемщика кредитная/микрофинансовая организация не имеет права.

В заключение стоит отметить, что статистически перед каждым введением нового существенного антифрод-механизма количество атак мошенников традиционно возрастает. Будьте по возможности внимательнее.