Преимущества и недостатки выбора юрисдикции для хранения объектов интеллектуальной собственности, в том числе товарных знаков

| статьи | печать

Сегодня гость редакции — Вероника Диденко, финансовый эксперт, заместитель генерального директора по финансовым вопросам «Прайм спорт Рус». Мы обсуждаем тему выбора юрисдикции для владения товарными знаками и иными объектами интеллектуальной собственности, разберем процедуру международной регистрации товарных знаков, вопросы налогообложения в отношении получения прибыли от владения товарными знаками в России и другие проблемы.

«ЭЖ»: Вероника, актуально ли на сегодняшний день структурирование группы компаний с хранением интеллектуальной собственности в зарубежном периметре? И если да, то какие преимущества и недостатки это дает по сравнению с владением интеллектуальной собственностью в России?

В.Д.: Да, действительно, по-прежнему многие консультанты часто рекомендуют компаниям использовать интеллектуальную собственность в иностранных юрисдикциях, в том числе на уровне международных холдинговых компаний. Если рассматривать пример компании в ОАЭ, то данный вариант полностью соответствует принципам деятельности холдинговой компании и ее лицензии. Владение интеллектуальной собственностью не вызывает вопросов с точки зрения банковских транзакций по получению роялти.

Основным преимуществом владения торговыми знаками в иностранной юрисдикции является аккумулирование интеллектуальных прав на зарубежной холдинговой компании, что создает единый центр накопления прибыли от всех источников бизнес-модели. Это обеспечивает удобное хранение и инвестирование средств, в том числе с точки зрения развития проектов за пределами РФ. Также владение правами в рамках иностранной юрисдикции удобно и для передачи прав на использование третьим лицам, не желающим иметь какие-либо транзакции с российскими компаниями (физическими лицами).

Кроме того, это еще и оптимальный механизм владения для транзакционной и валютной составляющей возможной будущей передачи прав в адрес другой иностранной организации (так как процедура не сопряжена с соблюдением российского валютного законодательства и транзакционными ограничениями в свете санкционной политики).

К недостаткам владения торговыми знаками и иными объектами интеллектуальной собственности в рамках иностранной юрисдикции можно отнести то, что:

1) единая структура для аккумулирования прибыли не всегда создает должной диверсификации денежных потоков, что может быть необходимо с точки зрения развития бизнеса;

2) зачастую отсутствие применимого налогового соглашения между странами не создает налоговых преимуществ в отношении выплат роялти из РФ на уровень холдинговой компании, например, в ОАЭ (с учетом 20%-ного налога у источника в России).

 

«ЭЖ»: Какова процедура международной регистрации товарных знаков?

В.Д.: Термин «международная регистрация» в отношении товарных знаков используется для цели описания процедуры подачи заявки на регистрацию товарных знаков. Критерий «международности» в данном случае обозначает возможность подать одну международную заявку на регистрацию товарного знака в национальное ведомство и запросить предоставление правовой охраны на территории ряда отмеченных (в заявлении галочкой) стран.

При этом если по данной заявке товарному знаку будет предоставлена правовая охрана, то на территории каждого государства в отдельности. То есть территориальный признак сохраняется в любом случае. К примеру, если в Роспатент подается международная заявка на регистрацию товарного знака с запросом на предоставление охраны на территории всех стран Европейского союза, правообладатель товарного знака получает ряд свидетельств о регистрации его обозначения, а в международном реестре товарных знаков появляется строка, где будут перечислены все страны, на территории которых данный товарный знак охраняется. Таким образом, единого «международного» товарного знака не существует, но может быть единая заявка, благодаря которой владелец товарного знака сможет получить охрану его обозначения на территории нескольких выбранных им государств одновременно. При этом рассматриваются не все мировые государства.

 

«ЭЖ»: Если говорить о налогообложении в отношении получения прибыли от владения товарными знаками, на что следует обратить внимание?

В.Д.: Организации учитывают роялти в составе внереализационных доходов согласно ст. 250 НК РФ. Уплата налога осуществляется исходя из применяемого налогового режима. Однако нахождение товарных знаков в российской плоскости позволяет не только использовать базовую ставку налога на прибыль в 20%, но и применять режим УСН со ставкой 6/15%.

На уровне иностранного холдинга (на примере компании ОАЭ) при получении дохода в виде роялти от российской компании последняя удерживает налог у источника в размере 20% (п. 3 ст. 309 НК РФ). Если роялти выплачивает компания ОАЭ в пользу российской, то налог при выплате отсутствует. Корпоративное налогообложение в настоящий момент в ОАЭ также отсутствует. Однако законом вводятся 9% налога на прибыль с 1 июня 2023 г. И пока данный налог распространяется только на компании ОАЭ mainland и не затрагивает компании в free zone государства в случае, если они не извлекают прибыль из источников в ОАЭ.

Важно помнить, что товарный знак, как объект интеллектуальной собственности, обладает критерием территориальности. Это означает, что товарные знаки действуют на территории того государства, в котором им предоставлена правовая охрана. Релокация товарных знаков в другую страну не сможет быть осуществлена по аналогии с материальными активами. Нематериальность объекта не позволит «перенести» его на иную территорию. Для того чтобы осуществить защиту товарного знака на зарубежной территории, потребуется его регистрация в патентном ведомстве данного государства. При этом товарные знаки, зарегистрированные на территории России, не прекратят свое существование, так как, по сути, охрана знаков лишь расширится на территорию нового государства. Поэтому при принятии решения о выборе страны, где испрашивается охрана товарных знаков, в первую очередь необходимо руководствоваться критерием территории осуществления деятельности. Так, если общество и/или ИП в России планирует продолжить производить и реализовывать товар на территории РФ, ему необходимо оставить в силе все обозначения, под которыми осуществляется его деятельность на данной территории. Если планируется осуществлять деятельность в том числе на территории других государств, тогда ему необходимо зарегистрировать товарные знаки в том числе и в тех государствах. Если деятельность общества и/или ИП на территории России больше не планируется, от имеющихся товарных знаков можно: а) официально отказаться; б) произвести их отчуждение на иное лицо; в) прекратить использование товарного знака без какого-либо оформления. Однако необходимо учитывать, что при варианте «а» и «в» любое заинтересованное лицо сможет оформить товарный знак на себя или просто осуществлять под ним дальнейшую деятельность без нарушения прав общества и/или ИП (даже в том случае, если общество и/или ИП останется правообладателем знаков на территории других государств).

Говоря о преимуществе владения товарными знаками в России, можно отметить, что в случае, когда российское общество и/или ИП планируют осуществлять свою деятельность на территории РФ, у них остается исключительное право, представляющее собой «легальную монополию» по использованию, распоряжению и защите своих товарных знаков. Кроме того, российский периметр, используемый для хранения прав на товарные знаки, имеет большую гибкость с точки зрения снижения налоговой нагрузки за счет применения специальных налоговых режимов (как в случае владения со стороны ИП, находящегося на УСН). К недостатку владения товарными знаками в России чаще всего относят то, что если общество и/или ИП имеет планы по осуществлению предпринимательской деятельности на территории третьих стран (в том числе на территории ОАЭ), товарные знаки, зарегистрированные в России, не обеспечат должную правовую охрану этим обозначениям (например, из-за невозможности использования английского права). Таким образом, резюме вышесказанного в части места регистрации товарных знаков — они должны быть зарегистрированы на территории тех государств, где общество планирует осуществление предпринимательской деятельности, а выбор иностранной холдинговой компании в качестве места владения товарными знаками может быть оправдан только с управленческой точки зрения, если рассматривать ее в качестве места аккумулирования прибыли от бизнес-деятельности всей структуры.

 

«ЭЖ»: Относительно иных объектов интеллектуальной собственности и их охраны в России какие могут быть рекомендации?

В.Д.: На практике часто случается, что у компании отсутствуют иные объекты интеллектуальной собственности, помимо товарных знаков. При этом в производственной деятельности компании с большой долей вероятности присутствуют объекты, которые могут стать охраняемыми нормами о праве интеллектуальной собственности: технологии, способы производства, дизайны, составы материалов. В таких случаях с целью защиты прав на изготавливаемую продукцию следует анализировать производственные процессы на предмет поиска уникальных сведений и технологий. К примеру, технология сшивки или сборки изделий может выступить в качестве изобретения или полезной модели, которые охраняются при помощи патента. А креативный дизайн продукции может стать патентоохраняемым промышленным образцом или объемным товарным знаком. Потенциально охраняемыми могут быть признаны, например, состав изделия, структура нитей сшива, технология склейки готовой продукции, способ нанесения долговечного рисунка и другое. Сведения о потенциальной правовой охране этих объектов могут находиться в технологических картах, планах производства, заказах на производство продукции. Обнаружение объектов возможно в рамках проведения инвентаризации нематериальных активов, которые впоследствии, пользуясь льготой, возможно безналогово поставить на учет. В случае если в технологических документах компании не будет обнаружено новых и потенциально охраняемых патентами объектов, любой технологический процесс можно оформить в качестве ноу-хау. Ноу-хау, ровно как и патент, позволит обратиться с требованием о защите нарушенного права, если будут обнаружены сведения о том, что третье лицо незаконно использует производственные или бизнес-процессы компании. Однако следует признать, что патент более охраноспособный вариант, применяемый для защиты исключительных прав.

Таким образом, при правильном оформлении объектов ИС компания сможет бороться с недобросовестными конкурентами легальными способами. При этом следует учесть, что патенты, как и товарные знаки, обладают территориальным признаком и подлежат охране только на территории того государства, где зарегистрированы.

 

«ЭЖ»: Какие можно выделить эффективные способы защиты интеллектуальной собственности?

В.Д.: Например, в отношении товарных знаков российской компании применимы все доступные способы их охраны и защиты, если они зарегистрированы надлежащим образом. Однако пресечению будут подлежать только нарушения, которые осуществлены на территории РФ. К примеру, если товар произведен и реализуется на территории третьего государства, противостоять этому у компании не получится. Если контрафактный товар с нанесенным на него товарным знаком был произведен на территории третьего государства, а ввозится и планируется к распространению на территории РФ, то подходящим способом защиты в таком случае может быть признано внесение данного товарного знака в таможенный реестр таможенного союза. В данном случае любой товар под внесенным товарным знаком будет останавливаться на границе до подтверждения законности ввоза данного товара. В случае если российская компания не обладает исключительными правами на объекты патентного права, то для их охраны следует определить потенциально патентоспособные объекты и зарегистрировать их как изобретения, полезные модели или промышленные образцы. После регистрации компания, обладая «легальной монополией», сможет предъявлять претензии третьим лицам, а также требовать возмещения убытков и выплаты компенсации. При оформлении ноу-хау внутри компании необходимо создать ряд документов, которые будут определять статус данного объекта. В том числе создать условия конфиденциальности в отношении сведений, составляющих предмет секрета производства. Также допустимый договорной способ защиты прав — требование к заводам производителя ограничить производство товара по техническим заданиям, аналогичным заданиям компании. И конечно же, при нарушении прав правообладателей следует обращаться в антимонопольный орган по факту недобросовестной конкуренции.

 

«ЭЖ»: Россия, как известно, сейчас попала в черный список налоговых юрисдикций ЕС. Как это может отразиться на международных структурах с российскими конечными бенефициарами, в частности, при хранении объектов интеллектуальной собственности за рубежом?

В.Д.: Евросоюз включил Россию в список non-cooperative jurisdictions, не сотрудничающих с Брюсселем, объяснив это нежеланием РФ решать вопросы специальных режимов для международных компаний. После начала спецоперации на Украине диалог с Москвой о налогах в общем-то зашел в тупик. До этого Россия была включена Советом ЕС в серый список (это те юрисдикции, которые под наблюдением ЕС приняли на себя обязательства по реформированию налоговых политик). Россия обязалась до конца 2022 г. изменить льготный налоговый режим.

Власти стран, входящих в ЕС, имеют право применять в отношении несотрудничающих государств эффективные и пропорциональные защитные меры как в неналоговой, так и в налоговой областях. Особому контролю подвергаются сделки с компаниями из таких стран. Налоговыми органами может быть предусмотрена невозможность вычета расходов, понесенных во включенной в перечень юрисдикции. В дополнение в этому к резидентам стран из черного списка применяется более жесткий налоговый контроль. Например, выплаты компаний из ЕС в страны из черного списка могут облагаться налогом на доходы у источника. Юрисдикции должны соблюдать правила налоговой прозрачности, чтобы избежать включения в перечень и обмениваться налоговыми данными со всеми государствами — членами ЕС посредством автоматического обмена налоговой информацией (AEOI), или через общую систему отчетности (CRS), установленную ОЭСР, или через другие аналогичные механизмы. Помимо этого, необходимо выполнять ряд других правил, в частности не должны вводить вредоносных льготных налоговых мер. В частности, Евросоюз оценивает налоговый режим в специальных административных районах (САР) на острове Русский в Приморском крае и на острове Октябрьский в Калининградской области как «вредоносный», создающий нечестную налоговую конкуренцию. Замглавы Минфина Алексей Сазанов озвучил, что ЕС потребовал, чтобы при переезде в САР компании создавали реальные офисы с сотрудниками и чтобы режим САР был доступен не только для компаний из-за рубежа, но и для российских холдингов.

Здесь следует отметить, что данная угроза бизнесу вполне взаимная, ведь как российский бизнес не сможет использовать некоторые освобождения и льготы при получении доходов из Европы, так и европейские компании, в свою очередь, не смогут применять местные освобождения в отношении доходов, получаемых из России. Наряду с процентами и дивидендами это относится и доходам по роялти. Так, хранение интеллектуальных прав в европейских юрисдикциях (как и в целом взаимодействие с европейским бизнесом для российских групп с иностранным присутствием), с учетом текущей экономической реальности и трудностями с осуществлением платежей из/в Россию, дополнительно осложняется в регуляторных, экономических и банковских аспектах. Например, Европейский банк может без объяснения причин отказать в открытии/ведении счета. Но с учетом того, что в свете санкционного давления и до этого российские паспорта находились в стоп-листах европейских банков, значительного дополнительного влияния на бизнес переход из серого в черный список не должен оказать. По-прежнему главным риск-фактором остаются санкции с их токсичным обоюдоострым следом. И в дальнейшем ожидается только усиление контроля за российским бизнесом и капиталом со стороны ЕС.