Земля отнесена к другому муниципальному образованию: как считать земельный налог

| статьи | печать

Чиновники выработали согласованную позицию по исчислению земельного налога в случае включения земельного участка в границы территории другого муниципального образования, в котором установлена иная ставка по земельному налогу (письмо Минфина России от 09.02.2023 № 03‑05‑04‑02/10562).

Законом субъекта РФ могут изменяться границы муниципальных образований (п. 2 ст. 10 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). В результате принадлежащий компании земельный участок может оказаться включенным в границы другого муниципального образования, где применяется иная ставка по земельному налогу.

В Налоговом кодексе ничего не сказано о том, как в такой ситуации должен исчисляться земельный налог.

В комментируемом письме Минфин России поддержал позицию ФНС России об исчислении земельного налога (авансовых платежей по налогу) при изменении ставки налога в случае включения земельного участка в границы территории другого муниципального образования в порядке, аналогичном установленному п. 7 ст. 396 НК РФ. То есть с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в границах муниципального образования, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Обратите внимание, что значение коэффициента, предусмотренного п. 7 ст. 396 НК РФ, должно определяться в виде правильной простой дроби. Определять размер коэффициента в десятичных дробях с точностью до десятитысячных долей нельзя, поскольку такой порядок Налоговым кодексом не установлен. На это указал Минфин России в письме от 31.05.2021 № 03‑05‑04‑02/41980 (доведено до сведения нижестоящих налоговых органов письмом ФНС России от 01.06.2021 № БС-4-21/7598).

В комментируемом письме финансисты не указали, с какого момента нужно применять новую ставку земельного налога при отнесении законом субъекта РФ земельного участка к другому муниципальному образованию. Однако ранее в письме от 25.09.2013 № 03‑05‑06‑02/39682 они указали, что исчисление земельного налога и его администрирование осуществляется налоговыми органами на основании сведений о земельных участках, содержащихся в государственном кадастре недвижимости.

Таким образом, применять новую ставку земельного налога, установленную в муниципальном образовании, к территории которого стал относиться земельный участок, можно только после изменения адреса земельного участка в государственном кадастре недвижимости.

Эту позицию разделяют и суды. Так, АС Северо-Западного округа в постановлении от 28.11.2014 по делу № А66-15296/2013 рассмотрел следующий спор. Региональным законом земельный участок компании был отнесен к другому муниципальному образованию, в котором применялась более низкая налоговая ставка по земельному налогу. Компания посчитала, что теперь земельный налог нужно исчислять по этой пониженной ставке. Но налоговики с этим не согласились, поскольку по данным государственного кадастра земельный участок находится в границах прежнего муниципального образования. Соответственно, налог нужно исчислять по ставке, установленной в данном муниципальном образовании.

Суд поддержал позицию налоговиков. Он указал, что налоговый орган не наделен правом менять идентификационные признаки объектов налогообложения по земельному налогу — земельных участков, поскольку функции по формированию и кадастровому учету земельных участков, присвоению им кадастровых номеров осуществляются органами Росреестра. Поскольку по кадастру земельный участок находится в границах прежнего муниципального образования, нужно использовать ставку, установленную в этом муниципальном образовании.