Нюансы составления должностных инструкций работодателем

| статьи | печать

В письме от 27.05.2022 № ПГ/13204-6-1 Роструд разъяснил, обязан ли работодатель оформлять должностные инструкции и как вносить в нее изменения.

Специалисты службы по труду и занятости указали следующее. Полномочие того или иного работника вытекает прежде всего из выполняемой им трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы). Содержание трудовой функции определяется трудовым договором с работником (ст. 56, 57 ТК РФ) либо должностной инструкцией.

В ТК РФ не содержится упоминания о должностных инструкциях. Вместе с тем они относятся к документам, содержанием которых, например, являются трудовая функция работника, круг должностных обязанностей, пределы ответственности.

Поскольку порядок составления должностной инструкции нормативными правовыми актами не урегулирован, работодатель самостоятельно решает, как ее оформить и как вносить в нее изменения. Должностная инструкция может являться приложением к трудовому договору, а может утверждаться как самостоятельный документ.

При разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-технических условиях.

Из сказанного Рострудом следует, что компания не обязана оформлять должностные инструкции. Это подтверждается разъяснениями, данными Государственной инспекцией труда в г. Москве в письме от 22.05.2020 № 77/10-18732-ОБ/18-1299. Согласно им в трудовом договоре прописывается трудовая функция работника, являющаяся обязательным условием данного трудового договора, должностная инструкция при этом не является обязательным документом, то есть наличие должностной инструкции работника является правом работодателя, но не обязанностью.

О том, что работодатель самостоятельно решает, как оформить должностную инструкцию и вносить в нее изменения, Роструд говорил и ранее в письме от 31.10.2007 № 4412-6. В нем специалисты службы по труду и занятости также разъяснили, что внесение изменений в должностную инструкцию может быть связано с изменением обязательных условий трудового договора. В этом случае должны быть соблюдены требования о заблаговременном письменном уведомлении об этом работника. И только после того, как работник согласился на продолжение трудовых отношений, вносятся изменения в должностную инструкцию. Если инструкция является приложением к трудовому договору, целесообразно вносить одновременно изменения в трудовой договор и должностную инструкцию путем подготовки дополнительного соглашения. Если должностная инструкция была утверждена как отдельный документ и при этом внесение в нее изменений не влечет за собой необходимости изменения обязательных условий трудового договора, удобнее всего утвердить должностную инструкцию в новой редакции, письменно ознакомив с ней работника. Должностная инструкция, как правило, составляется в двух экземплярах, один из которых по просьбе работника может быть ему вручен.