Ожидать ли дефицита автозапчастей и шин для легковых автомобилей

| статьи | печать

Ответ дал Центр аналитики и экспертизы ПСБ в рамках информационно-аналитического проекта «Можем заменить» — по исследованиям потенциала импортозамещения отраслей российской экономики. Вполне себе бодрый ответ получился.

Аналитики ПСБ справедливо отмечают, что крупные европейские поставщики автозапчастей приостановили поставки и отгрузки в Россию, а это вызывает у автомобилистов опасения возможного начала дефицита и подорожания техобслуживания. Авторы исследования призывают не паниковать.

Выедем на азиатских репликах

Средний возраст порядка 44 млн легковых автомобилей, эксплуатируемых в России, около 14 лет. Из не совсем нового состояния автопарка аналитики ПСБ делают справедливый вывод о необходимости регулярной замены изношенных частей.

По их данным, доля импортных автозапчастей на российском рынке составляет около 50%. Сам рынок разделяется на оригиналы и реплики. Отличие между ними в том, что оригинальная запчасть лицензирована автопроизводителем, реплика — точная копия без лицензии, зачастую с более низким качеством.

Основная доля импорта (около 60%) реплик в Россию приходится на Китай (555, Copii, CRB, Achr, AKITAKA и т.д.). В Поднебесной насчитывается более 8 тыс. заводов по производству автокомпонентов, при этом ассортимент продукции очень широк и, по мнению авторов исследования, можно найти аналог практически для любой автозапчасти. Оставшаяся часть импорта приходится на Турцию, Индию и Тайвань.

Доля европейских производителей оригинальных автозапчастей составляет примерно 40%. Основными европейскими производителями оригинальных автозапчастей являются Bosch, SWAG, VAG (Volkswagen Group). Удельный вес американских и канадских запчастей — менее 10% рынка, а японских — 15%.

В то же время в России производится порядка 50% автозапчастей. Их крупнейшие российские производители — компании «Риваль», «Точка опоры», «Эргон», «Цитрон». Отдельные запчасти выпускают и сами отечественные автопроизводители, например АвтоВАЗ и «Соллерс».

Также аналитики ПСБ отмечают, что в России находятся собственные заводы таких производителей запчастей, как Magna, Schaeffler, A.Raimond RUS, AIC Automative Interior Systems, Bozal, Lear Corporation, подразделение турецкой корпорации Orhan Holding и другие.

Авторы исследования считают, что дефицит по оригинальным и особо сложным электронным компонентам, поставляемым из Европы, скорее всего, будет, поскольку в России не производятся аналоги. В частности, это системы ABS, ГРМ, рулевые рейки, насосы и помпы, тормозные системы, микрочипы, электронные блоки управления двигателем (ЭБУ), коробки передач и др.

«С такими трудностями столкнутся автовладельцы марок BMW, AUDI, Mercedes, VW. Аналогичная ситуация ждет владельцев люксовых авто (Bentley, Rolls-Royce и др.) и спорткаров (Lamborghini, Porsche, Ferrari и т.д.), — полагает Владимир Соловьев, главный аналитик ПСБ. — Впрочем, отдельные поставки для премиальных марок все же со временем наладятся, но цена может существенно вырасти. Причина заключается в том, что поставки из ЕС будут проходить через Турцию и Грузию, что приведет к росту логистических расходов».

На сегодня наиболее сильно пострадали автодилеры, которым приходится делать гарантийный ремонт. Уже сейчас у них наблюдается дефицит отдельных запчастей. Например, у представителей марок BMW и Mercedes возникают сложности с наличием АКПП.

По мнению главного аналитика ПСБ, дефицит неоригинальных и расходных запчастей может быть лишь временным — оптовые игроки уже сейчас наращивают поставки из стран Азии, однако с учетом их производства и доставки может потребоваться до двух-трех месяцев, прежде чем они поступят в магазины.

А дефицита расходных материалов и запчастей для автомобилей массового сегмента (LADA, KIA, Hyundai) ожидать не стоит. Большая часть их производства локализована в России или легко заменяется импортом из Китая.

Эксперт уверен, что в случае прекращения поставок оригинальных автозапчастей потребление сместится в сторону качественных реплик из-за их доступности и более выгодного соотношения цены и качества.

Поспособствует этому мартовское предложение правительства легализовать параллельный импорт, который позволит поставлять в Россию детали без разрешения правообладателя и использовать компоненты-аналоги для производства, ремонта автотранспортных средств, что расширит возможности производителей по поиску каналов поставки запчастей из Турции, Индии и Китая.

В отношении собственного производства автозапчастей В. Соловьев считает, что оно капиталоемко и на его развитие понадобится несколько лет. Потребуется развитие как отечественной микроэлектроники, так и высокоточной обработки.

С автошинами — проще

Аналитики ПСБ констатируют, что российский рынок автомобильных шин емкий — в 2021 г. объем их производства достиг 50 млн штук. Это около 2,5% от мирового выпуска.

Потребность внутреннего рынка в шинах составляет без малого 49 млн штук. Почти половина отечественных шин направлялась на экспорт в страны СНГ и ЕС, примерно столько же импортировалось.

Китайские производители — крупнейшие поставщики автомобильных шин в Россию, их продукция ориентирована в основном на массовый сегмент автопрома. Они почти на четверть обеспечивают поставками отечественный рынок шин, и на них приходится около половины всего импорта шин.

Среди отечественных производителей лидерство принадлежит KAMA Euro и Viatti (18% рынка), которые входят в группу «Татнефть». Они же являются крупнейшими поставщиками шин для автомобилей, собираемых в России. Другой крупный российский производитель — компания Cordiant — обеспечивает около 6% потребностей российского рынка шин.

В сегменте премиум крупным производителем является финская Nokian Tyres, она покрывает 10% поставок на российский рынок. Эксперты ПСБ отмечают заявление компании о продолжении работы в России и считают ее уход с отечественного рынка маловероятным, поскольку 82% производства (17 млн штук) в России экспортируется, в том числе в страны Европы.

Но лидирующая среди иностранных производителей итальянская Pirelli приостановила инвестиции в Россию и постепенно сокращает производство. Прекратили выпуск и поставки Michelin (Франция), Bridgestone, Yokohama (Япония) и Continental (Германия). Приостановку деятельности они объясняют логистическими проблемами, в частности задержками поставок сырья, химических компонентов, а также ростом издержек из-за девальвации курса рубля. Суммарно на них приходится около 26% поставок в Россию, что, по оценке авторов исследования, может привести к незначительному дефициту шин сегмента премиум.

Россия — один из самых крупных производителей синтетического каучука в мире. Он производится на площадках Нижнекамсканефтехима, СИБУРа, используется для шин массового сегмента малого и среднего диаметров. Мощности отечественных каучуковых заводов позволяют полностью покрыть потребности российской шинной промышленности. Другие же химические компоненты, в частности технический углерод, сера, кремниевая кислота, также имеют локализованное производство.

Производство натурального каучука, необходимого для производства шин класса премиум, на 97% сконцентрировано в Юго-Восточной Азии и Латинской Америке. Ограничения поставок из этих стран в большей степени вызваны логистическими проблемами и носят, по мнению аналитиков ПСБ, скорее краткосрочный характер. По их прогнозу, возможный срок решения этих сложностей — около полугода.

Авторы исследования, оценивая вероятность дефицита шин в России, отмечают, что их отгрузка на склады планируется заранее и к летнему сезону большинство дистрибьюторов уже закупили нужное количество запасов. Поэтому дефицита шин с посадочным диаметром менее 18 дюймов на российском рынке не ожидается. Немного сложнее (но не критична) ситуация с зимними шинами. Российские производители имеют производственные линейки для их выпуска и потенциал для увеличения производства. Проблемным, но решаемым вопросом остается налаживание логистических цепочек поставки компонентов, да и до начала нового зимнего сезона остается еще более полугода. С учетом снижения производства и поставок автомобилей потребность в новой зимней резине в России снизится, считают эксперты ПСБ.

Они ожидают, что приостановка работы западных производителей сильнее всего затронет шины больших размеров (более 18 дюймов) — именно в этом сегменте высока доля импорта и поставок зарубежных компонентов для производства. Решить данную проблему может увеличение импорта шин соответствующих размерностей из Китая, в частности марок Triangle, Goodride и Sailun.

«Можем заменить!» — восклицают в заключение аналитики ПСБ и резюмируют, что производственные мощности отечественных автопроизводителей (KAMA Euro, Viatti, Cordiant, Amtel) достаточно высоки для компенсации выпадающих объемов и удовлетворения внутреннего спроса. Уход западных производителей дает возможность нарастить объемы китайским игрокам (Triangle, Goodride и Sailun). С учетом их активной экспансии как на автомобильном рынке России (по итогам 2021 г. рост доли до 10%), так и на шинном авторам исследования видится неплохая возможность создания совместных российско-китайских предприятий по производству шин на территории нашей страны. 

Основные поставщики рынка шин в России

Компании

Выпуск, млн шт.

Доля, %

Китайские поставщики

11,5

22

KAMA Euro, Viatti (Россия)

9,6

18

Pirelli*

5,7

11

Nokian Tyres

5,1

10

Cordiant (Россия)

3,2

6

Continental*

2,8

5

Good Year

2,0

4

Michelin*

2,0

4

Bridgestone*

1,6

3

Yokohama*

1,4

3

Прочие

7,1

14

* Приостановили поставки и производство.

Источник: ПСБ Аналитика, «АВТОСТАТ», данные компаний