Возможности России заменить импортные товары для дома и ремонта

| статьи | печать

В рамках своего информационно-аналитического проекта «Можем заменить» по исследованиям потенциала импортозамещения отраслей российской экономики Центр аналитики и экспертизы Промсвязьбанка добрался до товаров для дома и ремонта (рынок DIY).

Характеризуя названный рынок, аналитики ПСБ сообщают, что DIY-сети в России представлены на нем в формате гипермаркетов с широким ассортиментом товаров для строительства и обустройства дома и различных дачно-садовых принадлежностей. Рынок DIY предлагает товары в следующих ключевых сегментах:

  • строительные материалы (Hard DIY). В ассортименте товары для строительства, капитального ремонта и черновой отделки. Сети Hard DIY имеют строительные дворы и обслуживают рынок B2B;
  • сопроводительные товары для дома (Household) включают: комнатные растения, предметы декора, интерьера и освещение. Преобладают товары для косметического ремонта.

Авторы исследования отмечают, что самый большой сегмент по заказам и онлайн-продажам приходится на Hard DIY. На второй позиции по количеству заказов и онлайн-продаж — Soft DIY. Крупнейшим гипермаркетом в сегменте Hard DIY выступает сеть Leroy Merlin, а в Soft DIY — «Петрович».

Драйвером рынка DIY выступает жилищное строительство. Рост ипотечного кредитования и активный ввод в эксплуатацию жилых домов с 2019 по 2021 г. положительно сказался на финансовых показателях участников рынка DIY-ретейла. По оценкам аналитиков ПСБ, в прошлом году оборот розничной торговли в рассматриваемом сегменте увеличился на 3,5% до 2,35 трлн руб.

При этом эксперты банка констатируют, что в последние годы проблемой для участников рынка стало отставание темпов повышения цен на строительные материалы от динамики курсов валют, цен на жилье и на сырьевые товары (металл, пластик, древесные материалы).

Несмотря на активную консолидацию и уход с рынка ряда региональных сетей, в России работают около 1 тыс. универсальных и специализированных торговых сетей DIY. На российском рынке, особенно в крупных городах, доминируют международные DIY-сети. В 2020 г. их удельный вес составлял около 50%.

Основная доля рынка приходится на Hard DIY и Soft DIY — 50% от всего объема продаж, и в 2018 г. он составил 1,1 трлн руб. На начало 2021 г. указанные сегменты выросли до 1,2 трлн руб. Сопроводительные товары для дома (Household) и товары для сада (Garden) составляют около 0,5 трлн руб.

В список ключевых организаций, по оценкам аналитиков, входят десять сетей, осуществляющих торговлю DIY и Household товарами:

  1. Леруа Мерлен Восток;
  2. СТД «Петрович»;
  3. Максидом, включая Касторама Рус;
  4. ОБИ Россия;
  5. ВсеИнструменты.ру;
  6. САТУРН;
  7. Бауцентр Рус;
  8. Строительный двор;
  9. Агава (торговая сеть «Мегастрой»);
  10. НФК (торговая сеть «Аксон»).

В 2020 г. выручка десяти крупнейших универсальных торговых сетей российского рынка товаров для дома и ремонта составила чуть более 650 млрд руб. Авторы исследования констатируют, что в структуре выручки увеличивалась доля российских сетей, в основном за счет довольно высоких темпов роста выручки сети «Петрович» и ВсеИнструменты.ру.

Структура рынка DIY, %

Ключевые сегменты

Доля магазинов

Доля в заказах

Доля онлайнпродаж

Hard DIY

23

36

39

Soft DIY

47

24

33

Household

11

3

5

Garden

19

7

4

Оборот розничной торговли DIY & Household и мебелью в РФ, млрд руб.

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

DIY

850

900

1100

1250

1200

1150

1150

1200

1250

1262,5

Household

500

600

600

700

600

600

650

600

700

650,0

Мебель

350

500

400

350

400

400

400

400

400

387,5

Крупнейшие игроки

Лидером на российском рынке (с долей около 17,5%) является одна из крупнейших французских сетей Leroy Merlin, находящаяся в России с 2004 г. В 2021 г. выручка компании увеличилась на 31,5% и составила 456,2 млрд руб. К концу 2020 г. сеть имела 107 гипермаркетов в 67 городах России.

После введения антироссийских санкций сеть заявила о продолжении своей деятельности на территории нашей страны. Также Leroy Merlin рассматривает возможность увеличить поставки и расширить товарный ассортимент на DIY-рынке. Заместить импортный ассортимент товарами, произведенными в России, планируется в следующие три-четыре месяца.

В 2021 г. международная немецкая торговая компания строительных и хозяйственных товаров OBI заняла пятое место (после Leroy Merlin, «Петрович», ВсеИнструменты.ру и Максидом с учетом Сastorama) с объемом выручки в 41,8 млрд руб. В состав сети входило более 28 гипермаркетов в 14 регионах России.

В прошлом году, по данным Федеральной антимонопольной службы, «Группа инвестиционно-строительных компаний MAX» приобрела сеть магазинов товаров для дома и сада OBI.

Аналитики ПСБ отмечают, что основная проблема нового владельца OBI — недостаток товарных запасов в преддверии строительного сезона и необходимость заново выстраивать отношения с поставщиками в условиях дефицита товаров.

Петербургская сеть «Петрович» занимает второе место среди строительных сетей в стране. Основные регионы ее функционирования — Северо-Западный (Санкт-Петербург) и Центральный федеральные округа (Москва), в отличие от Leroy Merlin, у которой магазины функционируют от Калининграда до Хабаровска.

В 2020 г. выручка компании составила 73,0 млрд руб., увеличившись на 22,7% по сравнению с 2019 г. Отличительной особенностью сети «Петрович» от всех других организаций авторы исследования называют быструю доставку товара клиенту.

Выручка десяти крупнейших компаний в DIY, млрд руб.

Компания

Выручка

2019

2020

Leroy Merlin

311

347

«Петрович»

59

73

Максидом

49

48

OBI

45

48

ВсеИнструменты.ру

23

37

САТУРН

32

35

Бауцентр Рус

21

23

Строительный двор

20

23

Мегастрой

12

14

Аксон

11

12

Источник: ПСБ

Возможности заменить

Исходя из текущей информации, крупнейшая компания Leroy Merlin не собирается уходить с российского рынка. По мнению аналитиков, в случае ее ухода на рынке стройматериалов цены могут увеличиться еще на 10%.

По этому поводу в исследовании приведено следующее мнение генерального директора Инфолайн И. Федякова изданию АБН: «Если Leroy Merlin примет решение приостановить деятельность в России, мы непременно увидим резкий скачок цен на строительные и отделочные материалы, а также другие товары, представленные на полках магазинов французской компании. Своим уходом Leroy Merlin обнажит конкурентную ситуацию на рынке. Это связано с существенной долей рынка, которую на сегодня занимает компания. Если национальные игроки останутся без конкуренции, они не преминут этим воспользоваться».

Сейчас важнее, чтобы как можно больше компаний продолжали свою деятельность, чтобы оставались рабочие места, люди имели возможность зарабатывать и сохраняли покупательную способность, считают аналитики ПСБ.

Они ожидают, что в дальнейшем будет происходить усиление позиций российских игроков, и в качестве примера сообщают, что уже в прошлом году ВсеИнструменты.ру вошли в тройку крупнейших компаний России в DIY, опередив OBI, чему способствовала онлайн-продажа товаров. Авторы исследования напоминают, что сеть «ВсеИнструменты.ру» в 2021 г. увеличила выручку на 59,7% относительно 2020 г. — она составила 56,2 млрд руб. Причем доля онлайн-продаж в выручке достигает 95%.

В последние годы по отдельным видам продукции в DIY-сфере наблюдается тенденция к импортозамещению, особенно это касается оборудования и отделочных материалов. Однако эксперты ПСБ констатируют, что по некоторым позициям до сих пор наблюдается высокая зависимость от импорта, в том числе в сантехнике, электрощитовом оборудовании, лакокрасочных материалах и напольных покрытиях.

Напомним, что ранее Центр аналитики и экспертизы Промсвязьбанка рассмотрел возможности импортозамещения в России таких товаров, как бумага, одежда, автозапчасти, автомобильные шины, лаки и краски, косметика. С ними, как и с товарами для дома и ремонта, не все так кисло, как кому-то хотелось бы.

Степень зависимости строительных материалов от импорта

Зависимость

Стройматериалы

Высокая

Электротовары, напольные покрытия, сантехника, краски

Средняя

Освещение, водоснабжение, плитка, кухни, сад

Низкая

Стройматериалы, скобяные изделия, окна и двери, столярные изделия, хранение, декор