Грозит ли России дефицит лакокрасочных материалов после ухода иностранных производителей

| новости | печать

В рамках информационно-аналитического проекта «Можем заменить» по исследованиям потенциала импортозамещения отраслей российской экономики Центр аналитики и экспертизы ПСБ ответил и на этот вызов.

Напомним, что ранее аналитики Промсвязьбанка уже рассмотрели аналогичные проблемы в отношении бумаги, одежды, запчастей и шин для легковых автомобилей.

В отношении лаков и красок они информируют, что по итогам 2021 г. продажи в России данной продукции выросли в годовом измерении на 5% и составили около 108 млрд руб. В структуре потребления более 50% занимали декоративные покрытия, около 40% — индустриальные лакокрасочные материалы, остальная доля приходится на технические материалы.

Доля иностранных производителей на российском рынке — около 30—35% (Tikkurila, AkzoNobel, Huntsman, Hempel и др.), лидером является Tikkurila (13% рынка), остальные — отечественные производители (ТЕКС, НПК Ярли, Лакра, АВС Farben). Самым крупным участником российского рынка является ТЕКС, который на 100% принадлежит финской Tikkurila. При этом большинство иностранных производителей имеют собственные предприятия на территории России: Tikkurila, AkzoNobel — по три производственные площадки, Huntsman, Hempel — по одной.

С 2015 г. благодаря импортозамещению до 60% выросла импортонезависимость по компонентам ЛКМ. Для производства лаков стало широко использоваться российское подсолнечное и льняное масло, введены новые производственные мощности латексов в Санкт-Петербурге, Владимире и Московской области. Двуокись титана (являющегося основным пигментом) частично замещена продукцией компании «Крымский ТИТАН», дефицит покрывается за счет поставок из Китая.

Некоторые производители бытовых ЛКМ, такие как Hempel (Дания), Jotun (Норвегия), Teknos (Финляндия) решили закрыть бизнес в России. Пока официальные планы по реализации своих активов компании не объявляли. Но по их заявлениям, ожидается реализация активов отечественным производителям с полным трудоустройством сотрудников. Совокупные потери рынка ожидаются на уровне 10—15% от рынка. Все остальные производители могут испытывать проблемы с логистикой химических компонентов для производства ЛКМ в связи с прекращением поставок химических компонентов европейскими и американскими поставщиками: Clariant, Solvay, Chemours, LyondellBasell Industries.

Но на вопрос, будет ли дефицит ЛКМ в России, вот как отвечает главный аналитик ПСБ Владимир Соловьев: «По нашим прогнозам, тотального дефицита ЛКМ в России не будет. Наложенные на РФ санкции могут затронуть отдельные направления ЛКМ. Например, индустриальные краски для автопрома или для типографической продукции. Однако производственные линии и оборудование для данных товаров не являются исключительными и могут быть со временем заменены внутренним или импортным оборудованием из других стран».

В России расположены немецкие (BASF), словенские (Helios) производственные мощности химических компонентов и самих красок, однако исходное сырье они также получают из заграницы. Запрет на импорт в Россию европейских ЛКМ также негативно скажется на автосервисах, которые используют импортные материалы. Существующих запасов хватит на два — три месяца. Выход видится в поиске поставщиков в Азии и Южной Америке, считает аналитик ПСБ.

По его мнению, в бытовой сфере дефицита применения ЛКМ не предвидится. Дефицит можно покрыть увеличением выпуска ЛКМ в России, а также ростом импорта из Китая (China Paint, Camel Paint, SUNFO, Ningbo и тд.).

Отдельно эксперт отмечает краски для полиграфии, которые также попали под запрет в последнем пакете санкций. Текущих запасов хватит на срок от двух до четырех месяцев. Альтернативные варианты находятся в Китае, Южной Корее, Индии и Турции, что требует изменения логистических процессов, пересмотра технологии печати (отличие в упаковке) и удорожания поставок в 1,5—2 раза. Типографы ожидают подорожания их продукции на 25—30%. Процесс замещения может занять до полугода.

Положительным моментом, считает аналитик ПСБ, в сложившейся ситуации может стать практически полный переход периодических изданий и литературы в цифровой формат. Использование цифровых версий изданий вместо печатных позволит оперативнее доставлять контент на любые устройства. При этом останутся сегменты, которым придется искать альтернативных поставщиков или пересмотреть подход к подаче материала потребителю, например, производство рекламных материалов офлайн-формата: различных брошюр, баннеров и листовок.

Экстренным выходом из сложившейся ситуации станет параллельный импорт, разрешенный Правительством РФ. Данное решение позволит без согласия правообладателя ввозить дефицитные химические компоненты, но это может увеличить стоимость продукции производителей и ритейлеров. Для стабилизации цен возможно снижение таможенных пошлин и установление льготного НДС на дефицитную номенклатуру красок и ее составных компонентов.

«Нельзя не отметить, что сложившаяся ситуация может положительно повлиять на развитие отечественного химического комплекса (в частности, ЛКМ). При дополнительном финансировании со стороны государства сохраняется потенциал роста как за счет увеличения объемов выпуска уже производимой продукции, так и развития новых производств. Успешными примерами импортозамещения полимерных смол может служить «Аттика», порошковых красок — “Пигмент”», — отмечает В. Соловьев.

Он считает, что приоритетной задачей для производителей красок в ближайшее время становится обеспечение внутреннего потребителя конкурентоспособной продукцией. Для этого потребуется построение новых логистических цепочек поставки химических компонентов через лояльные страны, поиск альтернатив в Азии и финансирование собственных разработок и производства.