После карантинных дней потребительский спрос полностью восстановился

| статьи | печать

Аналитики подсчитали интересную сумму дополнительных расходов в дни распродаж 11 и 12 ноября.

Очередной еженедельный анализ потребительских расходов россиян, проводимый лабораторией СберИндекс, показал, что за период 8—14 ноября 2021 г. спрос в годовом измерении вырос на 13,0%. Из этого аналитики лаборатории констатируют, что спрос полностью нормализовался после карантинной недели.

При этом им виден эффект распродаж, прошедших 11—12 ноября. Скидки и спецпредложения компаний спровоцировали ровно такой же всплеск потребительского спроса, что и в пандемийном 2020 г., — на 22% относительно обычных дней октября. В абсолютном выражении дополнительные траты составили 63 млрд руб.

Сумма интересная. Дело в том, что гвоздем ноябрьских распродаж традиционно считается так называемая «черная пятница», которая обычно проходит ближе к концу ноября, и в этом году назначена в мире на 25 (четверг) — 26 ноября. Так вот, по ее итогам в допандемийном 2019 г., по подсчетам Сбербанка, размер дополнительных потребительских трат составил всего 19,3 млрд руб. Вероятно, в этот раз россияне успеют потратиться до «черной пятницы» и по дополнительным расходам гвоздем ей стать не удастся. Не исключено, кстати, что аналогичная динамика наблюдалась и в 2019-м.

Ожидаемо для аналитиков СберИндекса главным бенефициаром недавних распродаж стала непродовольственная розница, где темпы трат приблизились к августовским показателям (+15,1% год к году).

Кроме того, отмечают они, структура роста все больше смещается в сторону интернет-площадок — доля онлайна в основных непродовольственных товарных категориях в распродажу выросла с 36 до 43%. Авторы исследования делают вывод, что покупать бытовую технику, мебель и товары для развлечений в интернете становится нормой.

При этом они отмечают незначительное падение спроса в категории «Одежда, обувь и аксессуары» в 2021 г. (–3% к октябрю) вместо роста, который наблюдался в их исследовании в прошлом году (+15%). Аналитики СберИндекса полагают, что это может свидетельствовать о возвращении к «старым» привычкам в условиях возвращения непродовольственной розницы к работе офлайн.

Индекс потребительской активности после краткосрочного падения в первую неделю ноября вернулся к уровню октября (74,7 п.).

Добавим по теме, что замер исследовательского холдинга «Ромир» показал на рассматриваемой неделе продолжение сокращения недельных расходов. По его данным, за период с 8 по 14 ноября 2021 г. средние недельные расходы россиян составили 4887 руб., что на 4% (на 204 руб.) меньше, чем на предшествовавшей неделе. По сравнению с аналогичным периодом 2020 г. расходы увеличились на 4% (на 218 руб.). Но у «Ромира» речь — о товарах повседневного спроса.