Учет средств финансового обеспечения предупредительных мер

| статьи | печать

Минфин России в письме от 15.06.2021 № 03-03-06/1/46643 разъяснил, в каком случае средства финансового обеспечения предупредительных мер включаются в доходы, а в каком нет.

Одной из задач обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

Как финансируются предупредительные меры

Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утверждены приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н (далее — Правила). В соответствии с этим документом финансовое обеспечение предупредительных мер производится страхователем за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащих перечислению в установленном порядке в ФСС России в текущем финансовом году (п. 2 Правил).

Но в 2021 г. действует иной порядок. Статьей 6 Федерального закона от 29.12.2020 № 478-ФЗ установлено, что особенности возмещения расходов страхователя на финансирование предупредительных мер в период с 1 января по 31 декабря 2021 г. включительно определяются Правительством РФ. Положение о таких особенностях утверждено постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 № 2375 (далее — Положение). Согласно п. 3 Положения оплата предупредительных мер производится страхователем за счет собственных средств с последующим возмещением за счет средств бюджета ФСС России произведенных страхователем расходов в пределах суммы, согласованной с территориальным органом фонда на эти цели.

Финансирование за счет взносов

В комментируемом письме специалисты финансового ведомства указали, что если финансовое обеспечение предупредительных мер производится в счет уплаты страховых взносов, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в ФСС России в текущем календарном году, то такая операция не влияет на состав доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Отметим, что аналогичную позицию Минфин России высказывал и ранее (письмо от 15.02.2011 № 03‑03‑06/2/33). А в письме от 24.09.2010 № 03‑03‑06/1/615 финансисты объяснили, что при финансировании предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов у компании с учетом положений ст. 41 и 248 НК РФ никакого дохода не возникает. При этом расходы, произведенные за счет средств финансирования, для целей нало­го­обложения прибыли не учитываются.

Налоговики согласны с позицией финансистов (письмо ФНС России от 23.03.2020 № СД-4-3/4938@).

Суды тоже считают, что у компании не возникает дохода при финансировании предупредительных мер за счет взносов. Так, ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 30.12.2013 по делу № А27-9551/2012 рассмотрел ситуацию, когда налоговики доначислили компании налог на прибыль из-за того, что она в нарушение п. 8 ст. 250 НК РФ не включила в состав внереализационных доходов суммы на приобретение сертифицированной спецодежды и средств индивидуальной защиты, профинансированные ФСС России в счет уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве. Суд отверг довод налоговиков о безвозмездном получении имущества, поскольку никакое имущество ФСС России компании не предоставлял и не перечислял ей никаких денежных средств. В рассматриваемом случае финансирование заключается в том, что сумма расходов компании на приобретение спецодежды засчитывается фондом в счет уплаты страховых взносов. А в Налоговом кодексе отсутствует норма, которая бы квалифицировала такое финансирование в качестве дохода. Определением ВАС РФ от 10.04.2014 № ВАС-4279/14 было отказано в передаче дела на пересмотр.

Компенсация расходов страхователя

Минфин России в комментируемом письме разъяснил, что если произведенные организацией расходы на обеспечение предупредительных мер компенсированы ФСС России путем перечисления средств на расчетный счет организации, то полученные средства учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереа­лизационных доходов.

К аналогичному выводу финансисты приходили и раньше. В письме от 15.12.2017 № 03‑07‑11/84162 они указали, что доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, поименованы в ст. 251 НК РФ. Перечень таких доходов является исчерпывающим. А суммы, компенсированные ФСС России в счет ранее осуществленных расходов, в ст. 251 НК РФ не поименованы.

Отметим, что поскольку суммы компенсации, полученные от ФСС России, включаются в доходы, расходы на обеспечение предупредительных мер, понесенные компанией, учитываются в целях налогообложения прибыли в общеустановленном порядке.


Принять к сведению

В утвержденном на 2021 г. Положении всего пять пунктов. Из них п. 3—5 касаются непосредственно возмещения компании понесенных ею расходов на предупредительные меры. А пунктом 2 Положения установлено, что объем средств, направляемых на финансовое обеспечение предупредительных мер, перечень предупредительных мер, на которые страхователь затрачивает собственные средства с последующим возмещением произведенных расходов, порядок и сроки подачи и рассмотрения заявления страхователя о финансовом обеспечении предупредительных мер, перечень документов, прилагаемых к заявлению, и требования к их оформлению, а также основания для отказа в финансовом обеспечении предупредительных мер определяются Правилами.

Таким образом, как и в прошлом году до 1 августа нужно обратиться в территориальный орган ФСС России по месту регистрации с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер (п. 4 Правил). К нему нужно приложить:

  • план финансового обеспечения предупредительных мер в текущем календарном году;

  • копию перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, разработанного по результатам проведения специальной оценки условий труда и (или) копию (выписку из) коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников);

  • дополнительные документы, обосновывающие необходимость финансового обеспечения предупредительных мер. Они зависят от конкретных мероприятий, проводимых компанией. Их список приведен в п. 5 Правил.

Объем средств, направляемых на финансовое обеспечение предупредительных мер, в 2021 г. такой же, как и раньше — не более 20% начисленной страхователем за предыдущий календарный год суммы страховых взносов, уменьшенной на сумму пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профзаболеваниями и сумму оплаты отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно (п. 2 Правил).

Не изменился и перечень предупредительных мер, на которые страхователь в 2021 г. затрачивает собственные средства с последующим возмещением произведенных расходов. Он определяется п. 3 Правил.

Чтобы получить возмещение понесенных расходов, страхователю нужно не позднее 15 декабря 2021 г. подать в территориальный орган ФСС России по месту своей регистрации заявление о возмещении произведенных расходов на оплату предупредительных мер вместе с документами, подтверждающими произведенные расходы (п. 4 Положения). Заявление подается по форме, утвержденной приказом ФСС России от 04.02.2021 № 26.

Территориальный орган ФСС России в течение пяти рабочих дней со дня приема заявления и документов принимает решение о возмещении и производит перечисление средств на расчетный счет страхователя, указанный в заявлении (п. 4 Положения).

Расходы, фактически произведенные страхователем, но не подтвержденные документами о целевом использовании средств, возмещению не подлежат (п. 5 Положения).