Когда с рекламной продукции, передаваемой с основным товаром, нужно уплатить НДС

| статьи | печать

Если приложенная к основному товару рекламная продукция обладает самостоятельной потребительской ценностью и ее стоимость не включена в цену основного товара, такая продукция считается переданной безвозмездно и при ее передаче необходимо исчислить НДС.

Карточка дела

Реквизиты судебного акта

Постановление АС Центрального округа от 01.09.2020 по делу № А83-8325/2019

Истец

ООО «Старокрымский»

Ответчик

Межрайонная инспекция ФНС России № 4 по Республике Крым

Суть спора

Компания занималась производством алкогольной продукции и проводила стимулирующую рекламную акцию «Подарок за покупку». По ее условиям, подарок предоставлялся физическим лицам, оформившим заказ и оплатившим единицу алкогольной продукции организатору в любом месте реализации. В качестве подарков компания закупила сувенирные карты, бокалы и фужеры. Затраты на них она учла в себестоимости выпускаемой алкогольной продукции, отпускная цена которой при этом не увеличилась. Укомплектованная подарками алкогольная продукция была реализована одному контрагенту.

В ходе выездной проверки налоговики посчитали, что компания передала контрагенту подарки безвозмездно и такая передача должна была облагаться НДС. Они указали, что в соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» рекламой считается информация, адресованная неопределенному кругу лиц. В данной же ситуации алкогольная продукция вместе с подарками была передана единственному получателю в рамках заключенного с ним договора. То есть получатель был заранее известен. Кроме того, он является юридическим лицом, а по условиям рекламной акции подарки должны передаваться физическим лицам. В связи с этим налоговики пришли к выводу, что компания не вправе была учитывать затраты на приобретение подарков в качестве расходов на рекламу на основании подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ. В результате компании помимо НДС был доначислен налог на прибыль.

Компания обратилась в суд.

Решение первой инстанции

Суд первой инстанции поддержал компанию. Он указал, что согласно положениям п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признается, в частности, реализация товаров (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ) и передача товаров для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль (подп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Суд разъяснил, что реализация товаров подразумевает получение экономического результата от заключенной сделки, в то время как приобретение товара для собственных нужд не преследует данной цели. Компания приобретала сувенирные карты, бокалы и фужеры именно для собственных нужд, без намерения в дальнейшем заключить сделку по их реализации и получить финансовый результат. При этом затраты на приобретение данной продукции она включила в расходы по налогу на прибыль.

В пункте 12 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 (далее — постановление № 33) сказано, что передача контрагенту товаров в качестве дополнения к основному товару (сувениры, подарки, бонусы) без взимания с него отдельной платы подлежит налогообложению в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ как передача товаров на безвозмездной основе, если только налогоплательщиком не будет доказано, что цена основного товара включает в себя стоимость дополнительно переданных товаров и исчисленный с основной операции налог охватывает и передачу дополнительного товара.

Компанией представлены документы, подтверждающие включение в себестоимость алкогольной продукции стоимости сувенирных карт, бокалов и фужеров. В связи с этим исчисленный с операции по реализации алкогольной продукции НДС включает в себя и налог с переданных вместе с ней сувенирных карт, бокалов и фужеров. Поэтому компания не должна была начислять с данной продукции НДС, поскольку это привело бы к двойному налогообложению.

Суд первой инстанции отверг довод налоговиков о том, что поскольку продукция с приложенными подарками реализовывалась единственному покупателю, такие подарки не являются рекламой, так как не соответствуют определению рекламы и условиям рекламной акции. Из порядка проведения рекламной акции следует, что ее участником является физическое лицо, оплатившее продукцию организатора акции в любом месте реализации. При этом в порядке нет никаких ограничений по приобретению участниками продукции организатора у иного лица, реализующего данную продукцию конечным потребителям. Доказательств того, что контрагент, приобретавший у компании алкогольную продукцию вместе с подарками, является ее конечным потребителем, налоговый орган не представил.

Суд отметил, что включение в расходы рекламных затрат не ставится Налоговым кодексом в зависимость от количества покупателей готовой продукции. Реклама рассматривается законодателем как средство продвижения товаров, работ и услуг на общий рынок. Производственная деятельность компании напрямую зависит от спроса конечного потребителя на выпускаемую ею алкогольную продукцию. Определение понятия «потребитель» дано в Законе РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей». Им является гражданин, приобретающий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Таким образом, утверждение налоговиков, что передача сувенирных карт, бокалов и фужеров контрагенту — юридическому лицу не является рекламной акцией, необоснованно и не соответствует материалам дела.

В результате суд первой инстанции признал незаконным решение инспекции о доначислении компании НДС и налога на прибыль.

Позиция апелляции и кассации

Апелляционный суд с выводами суда первой инстанции не согласился. В пункте 12 постановления № 33 сказано, что не может рассматриваться в качестве операции, формирующей самостоятельный объект налогообложения по НДС, распространение рекламных материалов, если эти рекламные материалы не отвечают признакам товара, то есть имущества, предназначенного для реализации в собственном качестве. В пункте 9 постановления № 33 разъяснено, что при применении подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ следует учитывать определения понятий «товары», «работы», «услуги», «реализация товаров (работ, услуг)», данные в ст. 38 и 39 НК РФ, если иное содержание этих понятий не предусмотрено положениями главы 21 НК РФ.

Пунктом 3 ст. 38 НК РФ установлено, что товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Приобретенные компанией сувенирные карты, бокалы и фужеры обладают самостоятельной потребительской ценностью для получателя, имеют рыночную стоимость и могут быть реализованы на рынке. То есть они являются товаром в понимании, изложенном в Налоговом кодексе.

Поскольку цена реализованной алкогольной продукции не включала в себя стоимость переданных вместе с ней сувенирных карт, бокалов и фужеров, налоговый орган пришел к обоснованному выводу, что реализация алкогольной продукции в комплектации с товарно-материальными ценностями не является рекламной акцией и фактически эти ценности переданы контрагенту на безвозмездной основе. А такая передача подлежит обложению НДС.

Апелляционный суд также отметил, что компания не имела права включать затраты на приобретение сувенирных карт, бокалов и фужеров в состав расходов по налогу на прибыль, поскольку они были переданы контрагенту безвозмездно и в технологическом процессе производства алкогольной продукции не использовались. Таким образом, налоговики правомерно доначислили компании НДС и налог на прибыль.

Суд кассационной инстанции выводы апелляции поддержал.