1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 8

Рекордное падение предпринимательской уверенности пережила сфера услуг во II квартале

В результате ограничительных мер в апреле — июне нынешнего года Индекс предпринимательской уверенности в сервисной отрасли рухнул до рекордно низкого уровня — –40%. Сокращение спроса на оказываемые услуги констатировали 63% менеджеров, и столько же предпринимателей отметили снижение объема оказанных услуг. Восстановление деловой активности сферы услуг будет идти медленно из-за сокращения доходов россиян, усиления их склонности к экономии и опасений подцепить коронавирус.

Основной композитный индикатор обследования Росстата — Индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) в сфере услуг — потерял во II квартале текущего года 38 п.п. по сравнению со значением предыдущих трех месяцев и упал до отметки –40%, отразив резкое ухудшение настроений бизнесменов. Причем рекордно низким, по оценке экспертов Центра конъюнктурных исследований (ЦКИ) ВШЭ, стало как абсолютное значение индикатора, так и его падение в течение одного квартала.

Такое, почти вертикальное, падение предпринимательской уверенности стало реакцией на меры по ограничению бизнеса в сфере услуг, в частности, практически полный запрет на оказание гостиничных, туристических, санаторно-курортных услуг и проведение массовых мероприятий, сокращение пассажирских перевозок и т.д.

В наибольшей степени, как и следовало ожидать, пострадали те виды деятельности, в отношении которых были введены самые радикальные эпидемиологические меры. В частности, в сегментах оказания туристических и гостиничных услуг ИПУ составил –55 и –52% соответственно, снизившись относительно предыдущего квартала более чем на 50 п.п.

Ключевые показатели ушли в глубокий минус

Среди основных показателей деятельности компаний сферы услуг резко ухудшились предпринимательские оценки спроса, выпуска и финансовых результатов деятельности. В среднем две трети руководителей сообщили, что во II квартале по сравнению с предшествующим периодом снизился спрос на оказываемые услуги, объем предоставленных услуг и прибыль организаций. В результате балансы оценок изменения данных показателей составили –59, –58% и –59% соответственно. При этом в наиболее пострадавших сегментах — туристических, гостиничных и санаторно-курортных услугах — ситуация выглядела еще более плачевно: здесь балансы изменения оценок опустились в диапазон от –75 до –80%.

В динамике численности занятых в сервисных компаниях негативные перемены были не столь радикальными. Три четверти предприятий сохранили численность работников на уровне предыдущего квартала. Хотя баланс мнений об «увеличении» и «снижении» показателя численности находился в отрицательной зоне (–20%), интенсивность сокращения занятости была значительно слабее уменьшения спроса, выпуска и прибыли. Вероятно, возможность получения помощи от государства в виде грантов на выплату зарплат при сохранении в штате не менее 90% работников мотивировала предпринимателей воздержаться от увольнений.

Однако бизнесмены все-таки вынуждены были частично увольнять сотрудников, сокращать оплату труда или отправлять работников в неоплачиваемые отпуска, в результате чего в сфере услуг сформировались существенные размеры скрытой безработицы. Кроме того, в секторах, которые стали «бенефициарами» режима самоизоляции (туризм, гостиницы и санаторно-курортные учреждения), сложилась заметно более негативная ситуация: о сокращении численности работников здесь сообщили более 30% участников опроса.

Пострадавшие от шоков пандемии предприниматели дали весьма негативные прогнозы, касающиеся динамики основных показателей деятельности своих компаний в III квартале. Так, балансы оценок ожидаемого изменения спроса на услуги, объема услуг, численности занятых и прибыли составили –6, –7, –5 и минус 11% соответственно.

Таким образом, обобщенные результаты обследования статведомства свидетельствуют о том, что предприниматели не надеются на восстановление спроса в ближайшей перспективе, готовятся сокращать объем предоставляемых услуг и численность работников. Однако темпы снижения показателей будут, по мнению аналитиков ЦКИ, заметно менее интенсивными, если, конечно, вторая волна коронавируса не вынудит вернуться к режиму самоизоляции и частичному локдауну.

Восстановление вряд ли будет быстрым

Даже после снятия ограничительных мер сервисные компании будут сталкиваться со значительными трудностями. «В отличие от производства, сектор услуг по разным причинам вряд ли сможет быстро восстановить утраченное к нему потребительское доверие, спрос и активность, — комментирует ситуацию директор ЦКИ Георгий Остапкович.

Помимо очевидного сокращения доходов граждан, домашние хозяйства, по словам эксперта, традиционно в период экономической неопределенности переходят от потребительской модели поведения к сберегательной, перенося необязательные и дорогостоящие услуги в отложенный спрос. Кроме того, у тех компаний сферы услуг, которые продолжат свою деятельность, появятся дополнительные финансовые издержки, не связанные с затратами на основную деятельность в допандемический период. Это, в первую очередь, расходы на выполнение строгих норм санитарной безопасности и гигиены, усиление социального дистанцирования.

Наконец, барьером для восстановления сферы услуг станет эмоциональное состояние части потребителей, пользующихся услугами сервисного сектора. Вплоть до появления эталонной общепризнанной в мире и одобренной ВОЗ вакцины от COVID-19 (а это произойдет, по предварительным оценкам, не раньше начала 2022 г.) часть людей во всем мире, включая Россию, будет пребывать в состоянии когнитивного диссонанса, остерегаясь новых коронавирусных атак.

«С какой продолжительностью и интенсивностью будет проходить депрессия в сфере услуг, спрогнозировать крайне затруднительно. Вместе с тем главная проблема состоит даже не в падении общего объема услуг и, соответственно, сокращении ВВП страны, а в том, как поведет себя рынок труда и доходы людей, занятых в сервисной сфере, — отмечает Г. Остапкович. — Если все будет благополучно с этими двумя составляющими экономической жизни (а это далеко не факт), то и ВВП будет расти. Несмотря на заметную долю персональных услуг в структуре ВВП, <…> отрасль не относится даже к среднетехнологическому виду деятельности. В сфере персональных услуг зачастую работают люди, не обремененные высоким уровнем образования, дополнительными знаниями, навыками и компетенциями. Им будет крайне сложно сразу найти себе замещающую работу в случае усиления безработицы».