Стратегии управления запасами: простые методы в помощь

| статьи | печать

В стремительно меняющихся условиях стоит вспомнить простые инструменты для управления запасами, такие как ABC- и XYZ-анализ. Особенно эффективным может стать совместное использование этих инструментов, что позволит разработать стратегии управления запасами в разрезе групп товаров. О том, как это сделать, расскажем в нашей статье.

Анализ складских запасов и выбор правильной стратегии управления ими позволит вовремя закупать необходимые виды товаров, снижать затраты на склад, а также своевременно удовлетворять потребности клиентов. Кроме того, правильно разработанные стратегии управления запасами увеличивают оборачиваемость продукции на складе и уменьшают потребность в оборотном капитале, что в период рыночной нестабильности и угроз недопоставок по форс-мажорным обстоятельствам становится как никогда актуальным.

Для управления запасами есть простые инструменты, позволяющие существенно снизить риски предприятиям. Рассмотрим их на примерах.

Принцип Парето как основа простых инструментов анализа складских запасов

В основе рассматриваемых нами инструментов управления запасами (ABC- и XYZ-анализа) лежит известный принцип Парето (правило Парето, закон Парето, правило 80/20). В наиболее общем виде правило формулируется как «20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий — лишь 20% результата». Правильно выбрав минимум самых важных действий, можно быстро получить значительную часть от планируемого полного результата.

Каким образом этот принцип нашел отражение в таком инструменте, как ABC-анализ? Точно так же и здесь отражена закономерность: можно выбрать наиболее важные группы товарно-материальных ценностей (ТМЦ), которые составляют 80% стоимости всех запасов, и уделять им больше внимания. Этот метод позволяет отделить существенное от несущественного.

Действительно, в большинстве случаев предприятия могут исходить из того, что относительно мало элементов имеют большое значение для целой системы. Например, 80% складской стоимости приходится на 20% видов товара или материалов. Логично, что этим группам запасов необходимо уделять больше внимания.

АВС-анализ складских запасов

Складские запасы делят на три группы:

  • группа А — наиболее дорогостоящие виды ТМЦ, а посему наиболее важные (те самые 20%, на которые приходится 75—80% затрат);

  • группа В — ТМЦ средней важности (те, на которые приходится примерно 15% затрат от всех запасов);

  • группа С — малоценные ТМЦ, наименее важные, их суммарная стоимость составляет около 5%.

В зависимости от степени важности этим группам должно уделяться разное внимание при управлении запасами: группе С можно уделять наименьшее внимание, но в то же время разработать для нее стратегию управления, позволяющую сократить время на закупки.

Для применения инструмента необходимы основные шаги:

  • Формулируем задачу (например, определение стоимости складских запасов на основе АВС-анализа и разработка стратегии закупок в соответствии с результатами анализа).

  • Проводим сбор данных (например, необходимо знать закупочные цены ТМЦ, номенклатуру товаров и т.д.): в настоящее время это не представляет собой проблемы, так как даже для малого предприятия есть вполне доступный инструмент — таблицы Excel.

  • Определяем стоимостьТМЦ по группам схожих товаров (например, закупок по видам товара).

  • Проводим сортировку видов ТМЦ по стоимости: самое дорогое стоит на первом месте.

  • Рассчитываем кумулированную стоимость (нарастающим итогом) и долю стоимости вида конкретного ТМЦ в общей стоимости материалов в %.

  • Задаем границы в % для групп А, В и С (например, 75% общей стоимости составляют А-товары, 15% — В-товары и 5% — С-товары). Границы по факту проведения анализа могут немного отличаться, можно самим определить их рамки.

Группе А необходимо уделить особое внимание. Для этого нужно предпринять следующие действия:

  • точно вести учет запасов на складе;

  • регулярно рассчитывать оптимальные и резервные размеры заказов при закупках;

  • своевременно определять тот уровень запасов на складе, при котором необходимо осуществлять очередные закупки, и определять оптимальный размер заказа;

  • вести каждодневное наблюдение за сроками хранения на складе;

  • проводить регулярный и глубокий анализ ситуации на закупочном рынке и ценовой ситуации.

Для группы товаров С применяются более простые мероприятия. Большие размеры закупок и складских запасов (конечно, с учетом затрат на склад и объема складского помещения) не столь критичны. Специальные методы управления в данном случае менее важны, чем для товаров группы А.

Необходимо отметить, что по технологии АВС-анализа можно проводить классификацию не только закупаемых и складируемых ТМЦ, но и поставщиков и клиентов. Например, поставщики могут быть разделены на группы по объему закупок и, соответственно, критичности для снабжения. Клиентов же мы можем делить по объемам отгрузки и продаж, анализировать дебиторскую задолженность, и также разрабатывать стратегию выстраивания отношений с клиентами в зависимости от их значимости для оборота, уровня оборачиваемости дебиторской задолженности. Хотя здесь важно понимать, что каждый клиент должен быть важным для предприятия (это вопрос имиджа), речь идет именно о комплексе мероприятий по продвижению, который может быть специфичен для группы клиентов.

Что касается запасов, то их можно классифицировать и по такому показателю, как оборачиваемость.

Пример

Предположим, что у предприятия есть небольшая линейка закупаемых (или производимых) товаров, поступающих на склад. Всего номенклатура насчитывает 14 позиций. Цены и количество возьмем условные (ТМЦ 10 больше не закупается, поэтому стоит цена 0). В таблице 1 представлен результат проведенного АВС-анализа, то есть мы произвели уже все шаги, представленные выше. ТМЦ в зависимости от стоимости, представляющей собой произведение цены и количества по видам ТМЦ, проранжированы в порядке от большей стоимости к меньшей (колонка 4).

В колонку 5 таблицы заносим формулу расчета кумулятивной суммы доли стоимости по видам ТМЦ в общей стоимости ТМЦ в процентах. Например, для ТМЦ 5 расчет будет:

(6 450 000 : 24 569 100) х 100% = 26,3%

Что касается последующих ТМЦ в этой колонке, то нельзя забывать, что мы прибавляем к расчету предыдущее значение. Например, для ТМЦ 1, если значение находится в ячейке D5, значение ТМЦ 5 располагается в ячейке 4, а значение общей суммы ТМЦ в ячейке 18, то формула в Excel и расчет будут выглядеть следующим образом:

E4 + D5 / $D$18 = 26,3% + (5 250 000 : 24 569 100) х 100% = 47,6%

Формула копируется во все строки колонки 5.

В итоге мы видим наглядную картину отражения принципа Парето. Граница по кумулятивной стоимости в 80,8% проходит на уровне шести позиций ТМЦ (это ТМЦ с номерами 5, 1, 8, 12, 3, 14), которые с учетом закупаемого (складируемого) количества как раз составляют почти 20% от общего количества ТМЦ (в нашем примере 19,07%).

Мы сами определяем границы, в таблицах их можно выделить цветом: красная зона — ТМЦ группы А, желтая зона — ТМЦ группы В, зеленая зона — группа С.

На основе таблицы можно построить график (рис. 1), он еще раз демонстрирует принцип Парето в действии. Проанализировав график, можно заметить, что нарастание суммарной стоимости запасов происходит неравномерно: сначала темпы возрастания велики, затем они существенно снижаются.

Результат проведенного АВСанализа (таблица 1)

ТМЦ

Показатели

Цена, д. ед.

Количество, шт.

Стоимость, д. ед.

% в стоимости (кумулятивно)

% в количестве (кумулятивно)

Группа

ТМЦ 5

43,0

150 000

6 450 000

26,3%

1,10%

А

ТМЦ 1

70,0

75 000

5 250 000

47,6%

1,65%

ТМЦ 8

6,0

550 000

3 300 000

61,1%

5,69%

ТМЦ 12

5,0

400 000

2 000 000

69,2%

8,63%

ТМЦ 3

2,0

800 000

1 600 000

75,7%

14,51%

ТМЦ 14

2,0

620 000

1 240 000

80,8%

19,07%

ТМЦ 9

1,2

865 000

1 038 000

85,0%

25,42%

B

ТМЦ 4

1,4

700 000

980 000

89,0%

30,56%

ТМЦ 2

0,7

1 200 000

840 000

92,4%

39,38%

ТМЦ 6

0,1

7 263 000

726 300

95,3%

92,74%

ТМЦ 13

2,7

224 000

604 800

97,8%

94,39%

ТМЦ 7

1,0

300 000

300 000

99,0%

96,59%

C

ТМЦ 11

1,0

240 000

240 000

100,0%

98,35%

ТМЦ10

0,0

224 000

0

100,0%

100,00%

Итого:


13 611 000

24 569 100

100,00%

100,00%


График по результатам АВС-анализа (рисунок 1)

Закон Парето в действии: примерно 80% ТМЦ по стоимости составляют около 20% по количеству


Доля ТМЦ в общем количестве


АВС-анализ стоимости позволяет концентрировать внимание и усилия на тех направлениях, где ожидается максимальная отдача, поэтому он вполне применим на практике для разработки товарной политики.

XYZ-анализ стоимости складских запасов

Не только складская стоимость ТМЦ имеет большое значение, важно также знать, насколько часто используется тот или иной артикул.

XYZ-анализ как раз и помогает классифицировать виды ТМЦ по степени частоты использования. Таким образом, это дает возможность учитывать колебания спроса.

ТМЦ группы Х очень часто используются, группы Y — используются достаточно часто, группы Z — используются редко.

Другими словами, X-группа — это постоянная потребность, Y-группа — потребность-тенденция, Z-группа — нерегулярная потребность.

Х-товары характеризуются (рис. 2):

  • регулярной потребностью;

  • ограниченными и хорошо предсказуемыми колебаниями;

  • хорошей предсказуемостью.


Отклонение план-факт потребления — пример товара из группы X (рисунок 2)



Y-товары характеризуются (рис. 3):

  • нерегулярной потребностью;

  • непредсказуемостью колебаний;

  • средней предсказуемостью.


Отклонение план-факт потребления — пример товара из группы Y (рисунок 3)



Z-товары характеризуются следующим (рис. 4):

  • хаотичным потреблением;

  • сильными и нерегулярными колебаниями;

  • плохой предсказуемостью.


Отклонение план-факт потребления — пример товара из группы Z (рисунок 4)


Наглядно эти характеристики можно представить графически. Таким образом, если данные по запасам из таблиц отобразить на графике, можно понять, к какой категории относится тот или иной вид ТМЦ.

Очень важно знать степень колебаний по запасам, так как с этим связаны дополнительные затраты при невозможности удовлетворить спрос ввиду отсутствия товара на складе. Деление на группы X, Y, Z должно основываться на статистическом анализе прошлых данных.

Есть много подходов, как рассчитать степень колебания и на основе этого отнести товар к группе X, или Y, или Z.

Расскажем об одном из таких подходов, который применяется зарубежными специалистами при анализе запасов1.

Возьмем предлагаемую формулу:

Ki = (n x K(i-1) + F x (1 – Ti / Vi)) / (n + 1), (1)

где:

Ki — коэффициент колебания спроса i-го периода;

K(i-1) — коэффициент колебания спроса i-1 периода;

n — интервал в рамках периода;

F — фактор безопасности (страховочный фактор);

T — фактическое потребление;

V — плановое потребление.

Так как интервалы в рамках периода редко рассматриваются (например, чаще берется месяц, а не несколько недель в месяце), то принимаем n = 1.

Формула 1 упрощается:

Ki = 0,5 x (n x K(i-1) + F x (1 – Ti / Vi)), (2)

Отношение Ti / Vi показывает, как в текущем периоде изменяется спрос на товар.

Фактор страхования по смыслу близок понятию «уровень сервиса». По мнению немецкого специалиста Х. Хартманн, этот фактор может принимать значения от 0 до 3,75 в зависимости от уровня сервиса2. Условием для применения данного подхода является то, что потребность принимается как нормально распределенная случайная величина, а спрос удовлетворяется с определенной вероятностью. Для примера, тот же специалист определяет следующие факторы страхования для различного уровня сервиса (табл. 2).


Уровень сервиса и фактор страхования (таблица 2)

Уровень сервиса, %

Фактор страхования

50,00

0,00

78,81

1,00

84,13

1,25

94,52

2,00

97,72

2,50

99,18

3,00

99,87

3,75


Деление на категории происходит следующим образом:

  • X-товар Ki ≤ 1;

  • Y-товар 1 < Ki ≤ 5;

  • Z-товар Ki > 5.

XYZ-анализ необходим прежде всего для координации с производством и уменьшения остановок производства.

Приведем пример для анализа данных по ТМЦ и отнесение их к одной из подгрупп X, Y, Z.

Предположим, есть данные по прогнозируемой потребности товара в штуках за шесть периодов (месяцев). После окончания периода собраны данные по фактическому спросу в штуках (табл. 3).


XYZ-анализ — определение коэффициента колебания спроса и категории товара (таблица 3)

Спрос

Период

1

2

3

4

5

6

Прогноз, шт.

120 000

68 000

124 000

64 000

224 000

164 000

Факт, шт.

480 40

159 400

62 160

158 680

128 240

219 000

F

0,9

2,47

1,98

3,21

2,25

1,63


Так как нет данных за предыдущий период, пусть Ki = 0.

Пусть n = 1, так как мы не берем интервалы в рамках периода. Также предполагаем, что нам необходим уровень сервиса в 99,87%, тогда фактор страхования равен 3 (из табл. 2).

Для примера приведем два расчета коэффициента из табл. 3:

K1 = 0,5 x (3 x (1 – 48040 / 120 000)) = 0,9

K1 = 0,5 x (0,9 + 3 x (1 – 159 400 / 68 000)) = 2,467

Из таблицы 3 видно, что большая часть рассчитанных коэффициентов попадает в диапазон от 1 до 5, из чего следует, что анализируемый вид товара относится к группе Y.

Совместное использование АВС- и XYZ-анализа

Самое лучшее и информативное применение XYZ-анализа достигается за счет использования вместе с АВС-анализом.

Представим в табличном виде совмещение АВС- и XYZ-анализа (табл. 4).


ABC-XYZ-матрица (таблица 4)


Уменьшение стоимости ТМЦ от группы А к группе С

Группы ТМЦ

A

B

C

Уменьшение предсказуемости

X

  1. Высокая стоимость.

  2. Потребление поддается планированию.

Меры: ограничение складского запаса, JiT-поставки по возможности

  1. Средняя стоимость.

  2. Потребление поддается планированию.

Меры: стратегия либо как для АX, либо как CХ

  1. Низкая стоимость.

  2. Потребление поддается планированию.

Меры: хорошо планируемая потребность, можно выиграть на скидках при заказе

Y

  1. Высокая стоимость.

  2. Потребление нерегулярное.

Меры: детальное планирование, страховые запасы, гарантии быстрой реакции поставщика

  1. Средняя стоимость.

  2. Потребление нерегулярное.

Меры: стратегия как для групп ТМЦ AX, или CY, или BY

  1. Низкая стоимость.

  2. Потребление поддается планированию.

Меры: создание страховых запасов, если склад не является узким местом

Z

  1. Высокая стоимость.

  2.  Потребление хаотичное.

Меры: страховые запасы или быстрая реакция поставщика

  1. Средняя стоимость.

  2. Потребление нерегулярное.

Меры: стратегия как для групп ТМЦ AZ или CZ

  1. Низкая стоимость.

  2. Потребление поддается планированию.

Меры: создание страховых запасов


Важно более основательно анализировать поля AX, AZ, CX. Для таких групп ТМЦ необходимо разрабатывать стратегии управления запасами более доскональные, так как они помогут минимизировать затраты на закупки и хранение на складе, уменьшить риски недопоставок, получить дополнительные скидки от поставщиков за объемы заказа. В первую очередь это такие комбинации характеристик (признаков):

  • AX-запасы (высокая стоимость и частая используемость): рекомендуются поставки «точно вовремя» (Just-in-Time); необходим доскональный мониторинг сроков поставки;

  • AZ-запасы (высокая стоимость и редко используемые): необходимо организовать поставки в соответствии с потребностью по необходимости (под заказ), также рекомендуются поставки Just-in-Time;

  • СХ-запасы (малая стоимость, часто используемые): массовые артикулы, которые должны закупаться по низким ценам и должны быть в наличии. По большей части здесь идет речь о небольшом количестве заказов с большим количеством закупаемых ТМЦ. Например, это могут быть канцтовары, картриджи и расходные офисные материалы, какие-то дешевые детали и комплектующие, пользующиеся регулярным спросом.

Отметим, что не обязательно частое колебание потребления может считаться хаотичным. Нельзя такие товары автоматически относить к группе Z. Например, если речь идет о сезонных колебаниях, то все равно можно достаточно точно прогнозировать потребление. Кроме того, с течением времени и форс-мажорных обстоятельств, что мы и наблюдаем сейчас в мире и в нашей стране с целой группой товаров (например, нынешняя ситуация с возникшим в стране взрывным спросом на гречку, соль и товары первой необходимости), может меняться сама граница между группами, поэтому необходимо применять эту матрицу регулярно и продолжительно.

***

Ни один, даже самый хороший и продвинутый управленческий метод, не может быть эффективным, если его применять не системно, нерегулярно и в отрыве от других инструментов. Рассмотренные в статье методы анализа хорошо использовать совместно с известными логистическими моделями управления запасами и анализом рынков потребления.


1 Фрагмент примера из книги Littkemann J. Unternehmenscontrolling. Konzepte, Instrumente, praktische Anwendungen mit durchgaengiger Fallstudie. Verlag Neue Wirtschafts-Briefe Herne/Berlin, 2006, c. 161—162.

2 О расчете коэффициента колебания, а также пример расчета — по книге Hartmann H. Materialwirtschaft, Organisation, Planung, Durchfuehrung, Kontrolle, 8 Aufl., 2002, Gernsbach.